Авторитарный режим
неоднороден по своему характеру. В литературе
выделяют деспотический, тиранический,
военный и иные разновидности авторитарного
режима.
Примерами авторитарных
режимов являются: режим генерала
Пиночета в Чили, генерала Франко в
Испании, Франсуа Дювалье на острове Гаити, Каддафи в Ливии. Любой выборный
президент, который стремится править
третий срок и более, фактически рискует
стать авторитарным правителем. Примерами
подобных правителей на постсоветском
пространстве являются Лукашенко в Белоруссии,
Ниязов в Туркменистане, Каримов в Узбекистане,
Назарбаев в Казахстане.
Выше была представлена
основная классификация политических
режимов. Однако в рамках данного
вопроса интересно было бы изучить
режим нашей страны.
В соответствии со ст.1 Конституции
РФ, Российская Федерация провозглашается демократическим
государством5. Однако российский демократический
режим имеет ряд особенностей, порожденных
несоответствием между теоретической
смысловой нагрузкой понятия «демократический
политический режим» и способами осуществления
его на практике6.
Как известно еще со времен
Аристотеля, демократия — это правление
многих, правление большинства. То,
что мы имеем сегодня в России,—
это правление немногих (олигархия,
как сказал бы античный классик)7.
В данный исторический период
мы имеем дело со сложным конгломератом элементов
тоталитарного, авторитарного и демократического
политических режимов. Безусловно, в существующем
режиме существует широкий спектр демократических
процедур, таких как выборы Президента,
депутатов Государственной Думы и региональных
законодательных органов, свобода слова,
утверждение идей парламентаризма и политического
плюрализма, наличие многопартийности,
политической оппозиции, специфического
разделения властей, института импичмента
и т.п. Однако необходимо помнить о том,
что все названные демократические институты
и нормы имеют во многом формальный характер
и сам факт их существования еще не свидетельствует
о настоящей демократии8. Кроме этого, формируется все больше
и больше способов управления человеческим
выбором ради интересов небольшой группы
лиц.
Однако такая ситуация
была не всегда. Истории Российского
государства известны ситуации, когда
политический режим был иным. Но,
хотелось бы отметить тот факт, что
механизмы властвования в большинстве
случаев носили весьма подвижный и нестабильный характер.
Когда-то он был авторитарным
(например, при Николае II) и тоталитарным (например, при Сталине
И.В). Затем снова приобрел черты авторитарного
режима (например, при Брежневе Л.И. и Хрущеве
Н.С., Горбачеве М.С.). Хотелось бы отметить,
что в исторической литературе распространено
мнение, что руководство приведенных в
примере лиц представляет собой самостоятельные
политические режимы. Это действительно
так, поскольку при правлении каждого
из них, режим претерпевал серьезные изменения.
В данной работе все они были приведены
в рамках одного режима, поскольку выше
была приведена только одна (основная)
классификация политических режимов.
Со временем государство
взяло путь на демократизацию
власти, но, на сегодняшний день, как было упомянуто выше, путь ещё не
завершен. Государство сделало попытку
установить демократический политический
режим, внеся присущие данному режиму
процедуры в Конституцию РФ. Но пока не
избавилось от пережитков ранее господствующих
политических режимов.
Научно-теоретическая
характеристика системы российского
права
Система права
– внутренняя структура права, которая
складывается объективно как отражение
реально существующих и развивающихся
общественных отношений. Система права – это своего
рода слепок с действительности. Данная
система показывает, из каких частей, элементов
состоит право и как они соотносятся между
собой.
Исходным
элементом системы права является
норма права. Все нормы права
различаются по своему конкретному
содержанию, характеру предписаний, сферам действия,
формам выражения, предмету и методам
регулирования, санкциям и т.д. Поэтому
они подразделяются на отдельные части
- отрасли, институты.
Исходя из
вышесказанного, систему права можно охарактеризовать
как совокупность юридических норм, институтов
и отраслей, характеризующихся внутренним
единством и различием в соответствии
с особенностями регулируемых общественных
отношений9.
Отрасль права
— эта систематизированная совокупность
основных норм, которая образует самостоятельную
часть системы права. Данные нормы
регулируют качественно своеобразный
вид общественных отношений своим специфическим
методом. Критериями деления права на
отрасли являются предмет и метод правового
регулирования.
Предмет правового
регулирования – определенный вид общественных
отношений, на который направлено воздействие
данной отрасли права.
Метод правового
регулирования — это критерий,
представляющий собой сочетание юридических
средств и приемов, которые дают возможность
праву воздействовать на поведение людей
и общественные отношения. Среди методов,
главным образом, можно выделить диспозитивный
и императивный, поощрительный, рекомендательный.
На основе
выделения предмета и метода правового
регулирования в системе российского
права можно выделить следующие
отрасли:
конституционное (государственное) право;
уголовно-процессуальное право;
гражданско-процессуальное право;
уголовно-исполнительное право;
Особое место в системе отечественного
права занимают международное публичное
право и международное частное право.
Они не входят ни в одну национальную систему
права, поскольку регулируют не внутригосударственные,
а межгосударственные отношения.
Отрасли права
можно классифицировать на:
Материальные отрасли права, которые регулируют отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д. (конституционное, административное, финансовое, семейное, гражданское, уголовное право и др.).
Процессуальные отрасли права, опредедяющие порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное право)
Отрасль права
может включать в себя подотрасли, которые представляют
собой совокупность правовых норм, регулирующих
общественные отношения определенного
вида, которые составляют часть предмета
правового регулирования отрасли права.
Иными словами, это группа родственных
институтов права в составе определенной
отрасли права.
Как было указано
выше, в российской системе права
насчитывается немало отраслей права.
Среди многих из них можно выделить
подотрасли права. Например, в гражданском
праве можно выделить: наследственное
право, авторское право, жилищное право,
транспортное право и др. В финансовом
праве можно выделить: эмиссионное право,
бюджетное право, налоговое право; банковское
(публичное) право; финансово-контрольное
право.
Внутри отраслей
имеются правовые институты, представляющие
собой группу норм права, которые регулируют
близкие по своему характеру и содержанию
общественные отношения, отличающиеся
существенными особенностями. Например:
институт права собственности, институт
дарения, институт купли-продажи в гражданском
праве; в уголовном праве — это институт
преступления и наказания, институт необходимой
обороны и крайней необходимости.
В системе
права встречаются простые институты,
которые, как правило, небольшие по своему содержанию
и не содержит в себе никаких других подразделений.
Однако встречаются и сложные институты,
которые, будучи относительно крупными,
имеют в своем составе более мелкие самостоятельные
образования, называемые субинститутами.
Например, институт поставки в гражданском
праве включает институт штрафа, неустойки,
ответственности.
Кроме классификации
институтов на простые и сложные
можно выделить следующие виды институтов:
внутриотраслевые — состоят из норм одной отрасли права;
межотраслевые — состоят из норм двух и более отраслей (институт опеки и попечительства, институт собственности);
регулятивные – направлены на регулирование соответствующих отношений;
охранительные направлены на охрану этих отношений и их защиту (типичны для уголовного права);
учредительные (закрепительные) – закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций10.
В завершение
данного вопроса хотелось бы рассмотреть
вопрос о делении права на частное
и публичное.
Публичное право
содержит нормы, необходимые
для обеспечения главным образом общезначимых
(публичных) интересов, т.е. интересов общества,
государства в целом. Стороны в публично-правовых
отношениях выступают как юридически
неравноправные. Одной из сторон всегда
является государство либо его орган,
наделенный властными полномочиями. Отношения
регулируются исключительно государственной
властью11. К публичному праву можно
отнести следующие отрасли права: конституционное
право, уголовное, уголовно-процессуальное,
административное, финансовое, военное.
Частное право содержит
нормы, защищающие интересы частных лиц
(физических и юридических), которые не
обладают властными полномочиями и выступают
в качестве свободных и равноправных собственников.12. Среди отраслей, относящихся
к данному праву можно выделить: гражданское
право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское,
кооперативное право и т.д.
Понятие, признаки,
способы, виды толкования права
Толкование правовых норм - важнейшее
условие их правильного понимания
и применения. Это деятельность
государственных органов, общественных
организаций, должностных лиц, граждан
по уяснению и разъяснению смысла и содержания
правовых норм.
И субъект и объект правовой нормы, должны
убедиться, что ее смысл и содержание именно
таковы, какими их определил законодатель.
В противном случае её можно применить
ошибочно со всеми вытекающими отсюда
последствиями: наказать невиновного,
освободить от ответственности преступника,
разрушить сложившиеся имущественные
отношения и т.п.13. Поэтому найти ту или иную норму для
применения еще недостаточно. Необходимо
понять, когда и почему она появилась,
какие цели ставили при ее принятии, что,
собственно, она устанавливает и определяет.
Толкование права – это интеллектуально-волевая
деятельность по установлению подлинного
содержания правовых актов в целях их
реализации и совершенствования14.
Необходимость толкования
права возникает ряду причин, основными
из которых являются:
- нечеткость или сложность юридических формулировок (их излишняя краткость либо пространность);
- несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии правовых актов, их слабая проработанность, неконкретность;
- специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;
- не четкая выраженность воли законодателя в той или иной норме либо акте, несовпадение «духа» и «буквы» закона;
- необходимость уяснения взаимосвязей отдельной нормы права с другими нормами15.
Существуют различные
виды толкования. В литературе можно
найти множество их классификаций.
Так, например, следует различать толкование-уяснение
и толкование-разъяснение.
При толковании-уяснении
норма права толкуется субъектом
для себя. Это определенный мыслительный процесс,
происходящий в сознании толкователя.
Подобное толкование может даваться не
только официальным должностным лицом,
но и рядовым гражданином.