Контрольная работа по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:08, контрольная работа

Краткое описание

Теория права и государства – это общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования права, правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в частности об их классово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах.

Содержание

Введение. 2
1 Политический режим государства 4
2 Научно-теоретическая характеристика системы российского права 13
3 Понятие, признаки, способы, виды толкования права 17
4 Примеры видов санкций правовых норм 24
Заключение. 27
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

ТГиП doc.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

При толковании-разъяснении  осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается юридическое  действие. Данное толкование имеет документальное оформление и выражается в специальных актах (актах толкования). Это толкование имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц. В отличии от толкования-уяснения разъяснение нормы вправе давать лишь уполномоченные на то органы и должностные лица.

Еще одной из важнейших классификаций видов толкования права является систематизация их по субъектам. Исходя из вышеприведенной классификации видно, что субъектами толкования права в принципе могут быть все – граждане, государственные органы, общественные объединения, должностные лица, научные учреждения, ученые. Так вот в зависимости от субъекта толкование может быть официальным и неофициальным.

Официальное толкование (ориентирует субъектов правореализации  на однозначное понимание толкуемой  нормы и правильное ее применение). Оно дается уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами, а также документально оформляется в специальных актах. Данное толкование в свою очередь подразделяется на:

  • нормативное (общее) – распространяется широкий круг субъектов и носит характер общих установок;
  • казуальное (индивидуальное) – касается определенного факта и не имеет общеобязательного значения;
  • аутентичное (авторское) – исходит от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативный правовой акт;
  • легальное (разрешенное, делегированное) – официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции;
  • судебное - осуществляется судебными органами.

Неофициальное толкование (исходит от субъектов, деятельность которых не является государственной, не имеет юридической силы). Оно делится на:

  • доктринальное (научное) – дается учеными (например, научные комментарии к действующим российским Кодексам);
  • профессиональное - дается юристами-профессионалами;
  • обыденное – отражает правосознание основной массы населения;

В юридической науке  существуют определенные способы толкования правовых норм, которые представляют собой конкретные приемы, процедуры, технологии, при помощи которых уясняется  и разъясняется норма права.

Среди таких способов можно выделить:

  • грамматический (филологический, языковый) – анализ лексико-стилистических и морфологических особенностей нормы права, выяснение значения отдельных слов, фраз, выражений, союзов, знаков препинания, содержащихся в данной норме;
  • логический (тесно связан с грамматическим) – использование законов формальной логики для уяснения внутренней структуры нормы и взаимосвязи ее элементов (гипотезы, диспозиции и санкции), устранение возможных логических противоречий, когда одно утверждение исключает другое;
  • систематический – толкование нормы права в контексте других норм, в частности регулирующих смежные, однородные отношения;
  • историко-политический – учет социальных условий, в которых была принята та или иная норма (анализ актуальности тех обстоятельств и той политической и экономической ситуации, которые имели место при принятии данной нормы);
  • специально-юридический – толкование специфических терминов и понятий, содержащихся в норме права. Данный способ толкования взаимосвязан с грамматическим способом, но их отличие состоит в том, что здесь толкуются не отдельные слова и выражения, не их соединения, а целые юридические конструкции, понятия, институты.
  • телеологический – выяснение тех целей, которые преследовал законодатель при издании того или иного нормативного акта
  • функциональный – выяснение функций нормы права (разрешающие,  запрещающие, регулятивные, охранительные, обязывающие,  поощрительные, стимулирующие), учет типов и механизмов правового регулирования, используемых в данной норме16

Роль и значение в российской системе права судебных актов

В современный период основным способом защиты прав, свобод и интересов граждан и организаций  становится судебная защита. В этих условиях нагрузка на органы судебной власти значительно возросла, что привело к увеличению числа различных судебных актов17.

Судебный акт – решение, вынесенное в установленной форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражном суде18.

Правосудие в  Российской Федерации осуществляется от имени  РФ, поэтому судебный акт – это государственно-властное предписание, выражающее авторитет и силу государства19. Он является элементом в системе правового регулирования с учетом его связей и взаимодействия с другими элементами данной системы.

Согласно заданию данной контрольной работы рассмотрим роль и значение некоторых судебных актов, а именно решения Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений и решений пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, актов конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Следует подчеркнуть, что  все судебные акты по конкретному  делу являются обязательными для  лиц, участвующих в данном деле, а также для всех граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц) и публично-правовых образований. Этот факт доказывают следующие статьи, извлеченные из федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Так, в соответствии со ст.3 данного ФЗ «Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу». Ст. 6 ч.1 данного ФЗ гласит о том, что «вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации»20.

Правовая позиция, выработанная в таких актах, становится нормативом, которым в обязательном порядке должны руководствоваться другие органы государственной власти, должностные лица при разрешении аналогичных вопросов21. То есть все судебные акты являются источником права. Данный вывод находит свои подтверждения и в других нормах права. 

Акты Европейского суда по правам человека

Данные акты оказывают  прямое воздействие на внутригосударственное  право и, соответственно на правоприменительную  практику нашего государства. Связующим звеном между международным и национальным правом является Конституционный суд РФ, в актах которого часто применяются логика и правовые позиции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). В своей правоприменительной деятельности Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд и конституционные (уставные) суды субъектов федерации также применяют акты ЕСПЧ22. Это отражается, например, в постановлении Пленума Верховного Суда «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». В соответствии с ч.11 данного документа, постановления ЕСПЧ, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти РФ, в том числе и для судов23.

О влиянии решений  ЕСПЧ на российскую правовую систему также указывает и то, что при вынесении решения о нарушении нашим государством положений Конвенции, РФ должна предпринять меры по устранению таких нарушений, в том числе и путем внесения изменений во внутреннее законодательство и правоприменительную практику.

Акты Конституционного Суда Российской Федерации

Данные акты занимают исключительное место в системе  источников права, поскольку именно на их основании могут быть признаны недействительными другие нормативные акты (ст. 87 ч.2 ФЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»)24.  Среди них можно выделить правотворческие акты и акты судебного толкования.

Акты пленумов Верховного и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации

Постановления судебных Пленумов представляют собой акты официального толкования. Они обязательны для соответствующих органов суда и арбитражного суда25. По словам доктора юридических наук, профессора Я.Ф. Фархтдинова: «Постановление, содержащее разъяснение нормативного характера  <…> обязательно для суда и других участников дела потому, что обязателен сам <…> закон, содержание которого разъясняется»26.

Кстати, о том, что акты Арбитражного Суда являются источником права говорит нам ст.16 ч.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в соответствии с которой, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации27.

В заключение данного  вопроса следует отметить, что  судебные акты играют важнейшую роль в обеспечении правильного и одинакового применения законодательства, а также его совершенствования.

 

  1. Примеры видов  санкций правовых норм

Санкции - меры принудительного воздействия по отношению к нарушителям правил нормального ведения хозяйственной и финансовой деятельности28. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. С точки зрения философского и социологического подходов, под санкцией понимают не только отрицательные явления (наказание, порицание), но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение. Отсюда следует вывод, что санкции могут быть как негативными – лишение свободы, штраф, неустойка и т.д., так и позитивными – премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.

Существует еще несколько  классификаций санкций. Так, по своему составу санкции подразделяются на простые и сложные.

Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гласит, что безбилетный проезд влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей)29.

Сложная санкция содержит несколько мер наказания. Так, например, в соответствии со ст. 109 Уголовного кодекса РФ лицо, причинившее смерть по неосторожности наказывается исправительными работами, либо ограничением свободы, либо принудительными работами, либо лишением свободы.

Еще можно выделить классификацию  по степени определенности. Здесь  санкции могут быть:

  • абсолютно определенными (четкое указание наказания). Например, как уже говорилось выше, в соответствии со ст. 11.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях безбилетный проезд влечет наложение административ<span class="dash041e_0431_044b_044

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Теория государства и права"