Концепция активизации работы в регионах Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:28, контрольная работа

Краткое описание

Мировая практика показывает, что в условиях рыночной экономики развитие малого предпринимательства является одним из важнейших условий решения социально - экономических проблем территорий. Большинство регионов России, многие муниципалитеты проявляют все больше стремления к созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса. Однако принимаемые меры к настоящему времени не привели к желаемому результату, показатели развития малого предпринимательства не растут, а зачастую – снижаются. В развитии малого предпринимательства на местах ключевая роль принадлежит законодательным и исполнительным органам власти.

Вложенные файлы: 1 файл

-documents-concepcii-concepciiAB-Conc_B.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Б. Концепция активизации работы в регионах

Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства

 

 

 Введение

Мировая практика показывает, что в условиях рыночной экономики развитие малого предпринимательства является одним из важнейших условий решения социально - экономических проблем территорий.

Большинство регионов России, многие муниципалитеты  проявляют все больше стремления к созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса. Однако принимаемые меры к настоящему времени не привели к желаемому результату, показатели развития малого предпринимательства не растут, а  зачастую – снижаются.

 В развитии малого предпринимательства на местах ключевая роль принадлежит  законодательным и исполнительным органам   власти.

Одной из задач Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации является определение стратегии и тактики активизации мер поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

Цель настоящей Концепции:  создание условий для  активизации деятельности по поддержке малого бизнеса  в регионах Российской Федерации.

Задачи Концепции:

-  определение основных  целей, задач, приоритетов,  направлений  и механизмов поддержки малого  и среднего предпринимательства (МСП) на региональном и муниципальном  уровнях;

- формирование направлений  взаимодействия федеральных и региональных органов власти Российской Федерации, предпринимательского сообщества, научных, экспертных, консалтинговых структур для развития малого предпринимательства в стране.

В приложениях представлены материалы, иллюстрирующие состояние и практику развития малого  предпринимательства  в регионах России, особенности состояния и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, предложения по гармонизации законодательных и нормативно-правовых актов в области поддержки малого бизнеса.

 

Социально - экономическое развитие субъектов Российской Федерации и ключевые проблемы в области малого и среднего предпринимательства на региональном уровне

 

Социально-экономическое  положение  регионов   все в большей степени зависит от уровня развития МСП, их вклада в экономику.

Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, так же как и уровень развития МСП отличается неравномерностью, и от региона к региону некоторые показатели  отличаются в разы (производимый продукт на душу населения, средний уровень потребления, количество субъектов малого предпринимательства,  и др.). 

Более 70% малых предприятий расположены в европейской части России, треть сосредоточена в Центральном районе (Москва – 20%, Санкт-Петербург – 13%). В то же время в республиках Тува, Алтай, Хакасия, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе совокупное  число  малых предприятий не превышает 1000. За прошедшие два года сократилось число малых предприятий в Западно-Сибирском (на 15%), Северо-Кавказском (на 5,4%), Восточно-Сибирском (на 4,1%) районах, меньше их стало в Волго-Вятском (на 1,9%) и Дальневосточном (на 1,7%) районах. 

Таким образом, несмотря на рост продукции в секторе малого бизнеса, количество малых предприятий не растет, а во многих регионах, как показано выше, – снижается.

Малое предпринимательство, помимо решения важнейшей общественно-политической задачи – формирование среднего класса, укрепление демократии и институтов гражданского общества, - способно решать социальные задачи (проблемы занятости, создание  источников доходов для населения, производство товаров и услуг для граждан по доступным ценам) и экономические задачи (создание конкурентной среды, привлечение частного капитала и внешних инвестиций, коммерциализация технологий, наполнение бюджетов различных уровней).

Неразвитость правовой системы, отношений собственности, слабая защищенность предпринимателя, недостаточная определенность и непредсказуемость макроэкономической ситуации, неадекватность финансовой инфраструктуры исторически сложившемуся монополизму на товарных рынках, низкий уровень платежеспособности населения порождают проблемы, или барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства.

Корни многих проблем базируются на несовершенстве общефедерального законодательства и углубляются неэффективными действиями многочисленных контролирующих и регулирующих органов на местах. К ключевым проблемам, по мнению предпринимателей относятся следующие.

 

1. Отсутствие  преференций и самого определения  в законодательстве понятия "среднее предприятие".

2. Чрезмерная налоговая нагрузка общей системы налогообложения и ограничения упрощенной системой налогообложения. Для большинства малых предприятий, сложность и запутанность системы бухгалтерского и налогового учета, вынуждает тратить ресурс и время на непроизводительный вид деятельности.

3.  В процессе создания и  активной деятельности субъект  малого предпринимательства сталкивается  с многочисленными процедурами, вводимыми федеральными, региональными  и муниципальными органами, которые требуют значительного времени и ресурса. К таким процедурам относятся регистрация, ликвидация, лицензирование, сертификация, оформление арендных отношений и др.

4. Постоянно возникает вопрос  о многочисленных проверках. Федеральный закон ФЗ №134-от 8.08.01. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не решает проблему, поскольку под действие законов попадает не более половины проверяющих органов. В частности, законодательство дает широкие права по проверке МСП органам милиции, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции (сейчас ее функции переходят к органам внутренних дел).

5. Серьёзной проблемой остается недоступность  финансовых ресурсов. Только 1-2 % действующих малых предприятий имеют доступ к финансам через кредитные учреждения. Вместе с тем, оценки показывают, что  емкость кредитования рынка малого бизнеса составляет не менее 4 млрд. дол в год.

6. Серьезные проблемы испытывают субъекты МСП в области имущественной поддержки:

- отсутствие доступа к информации  о наличии государственного и  муниципального имущества, сдаваемого  в аренду, подлежащего продаже (приватизации); - длительность и сложность процедуры  оформления и регистрации субъектами  МП сделок по использованию имущества; - высокая стоимость сделок по аренде и продаже имущества; - отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды.   

 

Меры поддержки малого и среднего

предпринимательства на региональном  уровне

 

Пакет федеральных законов и нормативных актов, обеспечивающих правовые и экономические условия и возможности развития МСП должен опираться на достаточно широкие права и возможности субъектов Российской Федерации в сфере регулирования деятельности предпринимательства и его государственной поддержки при единстве стратегических целей, правовой базы и информационного пространства. 

В этом контексте важны следующие задачи, меры и действия.

1. По сложившейся практике, конкретные меры поддержки малого  предпринимательства на региональном  уровне предусматриваются региональными программами поддержки малого предпринимательства. Как правило, программы рассчитаны на 2 или 3 года, с ежегодным выделением средств за счет регионального бюджета.

За исключением ряда субъектов Федерации (Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Ханты-Мансийского округа и других), в большинстве регионов  трудности реализация  программ связаны с недостаточностью выделяемых ресурсов.

Наибольшую отдачу дают программы, тесно связанные со стратегией социально-экономического развития региона, подкрепленные финансами, опирающиеся не на набор случайных мероприятий, а на продуманную систему мер, соответствующих возможностям и потребностям рынка,  предпринимательского  сообщества.

2. Одной из задач законотворческой деятельности на уровне субъектов Российской Федерации является создание стимулов для развития малого предпринимательства в приоритетных для данного региона отраслях, с учетом национального колорита территорий, уровнем развития местной промышленности, отрасли народных промыслов. В большинстве субъектов Федерации приняты законы о государственной поддержке развития малого предпринимательства. Достоинства и недостатки этих законов, как правило, повторяют достоинства и недостатки Федерального закона ФЗ №88 «О государственной поддержке малого бизнеса», в том числе, его декларативность и противоречивость с другими законодательными актами.

3. Специальные меры государственной  поддержки МСП в регионах РФ  со сложившейся депрессивной  социально-экономической ситуацией, с учетом региональных и местных  особенностей.

Наибольшее внимание уделялось законодателями на региональном уровне вопросам определения порядка ввода единого налога на вмененный доход, право введения которого предоставлено  субъектам Российской Федерации на основании  ФЗ №148 от 31 .07.98, в редакции от 31.12. 01. «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». 

Ключевым моментом, при разработке нормативных  и законодательных актов является вовлечение предпринимательского сообщества в разработку проектов и их обсуждение, что позволяет до принятия документов определить наиболее приемлемый баланс интересов между государством и предпринимателями.

4. Решение задачи снижения  и преодоления административных  барьеров возможно только в  случае ясности и открытости  процедур, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, при наличии "обратной связи" между органами региональной власти и предпринимательским сообществом.

Показала свою эффективность  практика создания и  деятельность комиссий по административным барьерам. В состав  комиссий приглашаются представители всех ведомств федерального и областного подчинения, в ведение  которых входит регулирование предпринимательской деятельности, согласование и разрешительные процедуры, надзор и контроль  деятельности хозяйствующих субъектов. К их числу следует отнести торговую инспекциею, санэпидстанцию, госпожнадзор и другие.

В большинстве регионов созданы Советы по предпринимательской деятельности при руководителе администрации субъекта Федерации. В последнее время, появились и действуют Советы по предпринимательской деятельности при Полномочных представителях Президента  России  Федеральных Округов.

Цель деятельности Советов – организация диалога между властью и предпринимательским сообществом в целях поиска баланса интересов и выработки решений, стимулирующих развитие МСП. 

 

5. Одним из главных  условий, определяющих успешное  развитие МСП, является наличие  хорошо развитых и отлаженных  элементов инфраструктуры.

В настоящее время, значительная часть инфраструктуры поддержки малого бизнеса (учебно-деловые центры, агентства поддержки малого и среднего бизнеса, социально-деловые центры, инновационно- технологические центры, технопарки) создана с участием  ресурсов международных программ и организаций (ТАСИС, USAID, Фонда Евразия, Фонда Сороса и ряда других), при поддержке федеральных ведомств  с участием региональных  и муниципальных администраций.

Учитывая, что организации инфраструктуры не являются прибыльными и не способны привлечь частный капитал, перед регионами стоит задача создания  базовых объектов инфраструктуры, способных оказывать комплексные и доступные услуги малому предпринимательству.

6. На федеральные, равно как и на региональные ресурсы опирается информационное обеспечение малого предпринимательства. В этой связи, основное внимание на региональном уровне целесообразно уделять актуализации информации и баз данных по местным рынкам, региональной нормативной и правовой базе, а также созданию условий для доступности этой информации посредством  развития соответствующих подразделений в действующей инфраструктуре поддержки малого бизнеса, либо создания специализированных информационных центров.

5. По сложившейся практике, основным инструментом финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства являются региональные фонды. Созданные региональными администрациями (во многих случаях – совместно  с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства) фонды являются заказчиками и инструментами финансирования региональных программ поддержки малого бизнеса. Кроме того, фонды кредитуют конкретные предпринимательские проекты, как правило, по льготным ставкам, на основе критериев, разработанных по согласованию с региональной администрацией.

В целях стимулирования банков, в ряде регионов, действуют программы компенсации процентных ставок на кредиты, выданные субъектам малого предпринимательства. Кроме того, разрабатываются механизмы гарантирования кредитования. Оценки специалистов Мирового банка, показали, что компенсации процентных ставок банкам, полезны, но не приводят к эффекту мультиплицирования вложений. Значительно эффективнее действуют  схемы гарантийного обеспечения кредитов, позволяющие увеличить срок предоставления кредита и снизить процентную ставку. Однако эти схемы практически не реализуются,  по причине  отсутствия средств.

Все больше внимания уделяется технологиям  микро-кредитования, как за счет действующих фондов, так и за счет создания специализированных микро-финансовых организаций, которые действуют в виде касс взаимопомощи, кредитных союзов и кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования.

Информация о работе Концепция активизации работы в регионах Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства