Коррупция в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит,
Задачи данной работы состоят в следующем:
Первое. Определить само понятие коррупции, обозначить её виды и причины
Второе. Выявить проблемы коррупции в России и предложения по её уменьшению.
Третье. Проилюстрировать международный опыт борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована правоохранительными органами Российской Федерации для снижения уровня коррупции.

Содержание

Введение 2
§ 1. Коррупция: понятие , причины и виды 3
§ 2. Проблема коррупции в России и предложения по её уменьшению 3
§ 3. Международный опыт борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах 3
Заключение 3
Список использованной литературы……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

Основной целью государственной  и общественной антикоррупционной  деятельности следует считать комплексную  работу, направленную на устранение главных  причин и стимулов, порождающих коррупцию, а не только не ужесточение системы  выявления и наказания коррупционеров.

Позитивные  перемены последних лет, наметившиеся в последние годы в экономической  сфере, не способствовали существенному  оздоровлению криминальной обстановки в Российской Федерации. По-прежнему отмечается достаточно высокие показатели числа зарегистрированных преступлений и низкая их раскрываемость. Так, в 2009 году было зарегистрировано почти 2 миллиона 900 тысяч преступлений, из которых раскрыто только более полутора миллионов.5

Между тем, несмотря на большие показатели зарегистрированных преступлений, достоверность их учета  вызывает большие сомнения. Как отметил  Генеральный прокурор Российской Федерации  на расширенном заседании Генеральной  прокуратуры России 21 февраля 2008 года «уголовная статистика, к сожалению, отражает не истинное количество совершенных преступлений, а негодную практику их регистрации». 6

Данное утверждение  базируется на многочисленных фактах нарушений сотрудниками органов  внутренних дел порядка регистрации  и учета преступлений. Можно отметить, что только в 2004 году за нарушения  учетно-регистрационной дисциплины к различным видам ответственности  было привлечено более 28 тысяч сотрудников  и руководителей органов внутренних дел, из них 583 сотрудника были привлечены к уголовной ответственности.

Разрушительно воздействие  коррупции и на экономическую  сферу. Нарушаются механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе  предпринимательской деятельности, ущемляются права собственности, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно  повышаются цены. Все это приводит к расширению теневой экономики, сдерживает приток в Россию прямых иностранных инвестиций на фоне высокого уровня вывоза капитала из страны. Таким  образом, коррупция препятствует формированию в России конкурентоспособной экономики, снижению бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества.

Коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в  пользу отдельных корпоративных  и социальных групп за счет наиболее уязвимых социальных слоев. Неимущая часть  общества, наименее защищенные граждане, почти не имеют возможности противостоять  вымогательству и иным коррупционным  злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан  из сферы бесплатных обязательных государственных  услуг, прежде всего в области  образования и медицины, что приводит к массовым нарушениям конституционных  прав граждан.

Коррупция самым непосредственным образом содействует криминализации общества. Сращиваясь с коррумпированными  группами чиновников и предпринимателей, все больше усиливается организованная преступность, которая не только расширяет  возможности «отмывания денег», но и получает доступ к политической власти.

Все это подрывает доверие  граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных  институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряженность, усиливает  угрозу терроризма, способствует падению  престижа страны в мировом сообществе.

Примечательно, что социологические  опросы фиксируют понимание россиянами той угрозы, которую несет коррупция  национальным интересам России. Так, на прямой вопрос социологов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ- Всероссийский центр изучения общественного мнения) «Что препятствует выходу России из кризиса и ее экономическому процветанию?» большинство россиян (55 %) на первое место ставят бюрократическое засилье, коррумпированность нынешней политической и экономической элиты страны.

Данные исследования показали, что среди наиболее коррумпированных государственных и общественных институтов россияне выделяют в первую очередь местную власть (34%), и  правоохранительные органы (30 %). Обращает на себя внимание, что 32 % опрошенных уверены, что коррупцией поражено все общество в цело7. Выступая на первом заседании Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, В. Путин подчеркивал: «В целом коррупция деморализует общество, разлагает власть и государственной аппарат. И особенно нетерпима она в судебной и правоохранительной практике, в судебных и правоохранительных органах , для которых борьба с этим злом является прямой функцией8.

Идея искоренения коррупции  как угрозы национальным интересам  России объединяет, по существу, всех –  элиту, общество, страну. А потому она  является общенациональной и имеет  огромную созидательную энергию. Главными субъектами антикоррупционной деятельности в России должны стать политическая и экономическая элиты. Именно они  имеют власть, чтобы принимать  решения. Они структурированы и  организованы. Именно они имеют огромные финансовые и материально-технические  ресурсы. Элитам осталось только иметь  сильную волю, чтобы искоренить причины  и условия, которые порождают  коррупцию. Но, чтобы иметь сильную  волю, российской элите необходимо верить в правое дело, в собственные  силы, верить в российский народ  и свою страну. Никакой другой страны для нее в мире нет, элитой она  может быть только в России.

Пришло время осознать, потери от нарушения закона значительно  больше, чем выгоды от законности. И  даже покинув Россию, большие капиталы не помогут элите быть в безопасности, уйти от ответственности, если они приобретены  теневым образом. Глобализация требует  от российской элиты становиться  все более легитимной, а для  этого совершенно необходима законность.

Таким образом, российская элита, чтобы защитить себя, народ и страну, должна осознать свою ответственность  и организовать совместно с обществом  эффективную борьбу с коррупцией. В противном случае нынешняя российская элита будет раньше или позже  сметена новой элитой. Той элитой, которая даст обществу новый энергетический импульс, предложит россиянам созидательный, инновационный проект развития.

Почему гражданское общество в России самостоятельно, без элиты, не может организовать эффективную  антикоррупционную деятельность? На мой взгляд потому, что оно слабо организовано, не имеет необходимых материально-технических, финансовых и информационных  ресурсов. У многих россиян в результате беззакония государственной власти, особенно характерной для времени радикальных экономических реформ 90-х годов, деформировались моральные ценности. Социологические исследования ВЦИОМ свидетельствуют, что 85 % россиян спокойно относятся к коррупции в России. Общество считает, что с коррупцией должны бороться именно те государственные структуры, которым это и полагается «по штату». И только 11 % россиян полагают, что с коррупцией должны бороться правозащитные и другие общественные организации9.

Чтобы помочь обществу самоорганизоваться, политической и экономической элитам необходимо обеспечить его определенными  ресурсами. Но главное – элиты  должны обеспечить правовые условия  для информационной прозрачности деятельности власти и тем самым способствовать установлению общественного контроля над ней. Для этого необходимо поставить чиновника, депутата, судью, милиционера, прокурора, автоинспектора в строгие  процедурные рамки, а результаты его деятельности открыть для гражданского общества, для людей, а по сути для налогоплательщиков, которые оплачивают из своего кармана услуги государственной власти.

 

 

Предложения

 

1) Необходимо продолжить  работу по целевому насаждению  специального аппарата на объектах  бюджетной сферы, в органах  власти и управления.

2) В целях улучшения  взаимодействия со следственным  управлением необходимо проведение  совместных семинаров занятий,  по вопросам, возникающим в процессе  документирования фактов коррупции,  взяточничества, и преступной деятельности  организованных групп, на которых  доводить методику и практику  борьбы, основанную на положительных  примерах работы подразделений  БЭП других регионов России. С  учетом допущенных при расследовании  ошибок, для повышения эффективности  борьбы с взяточничеством исключать  факты возбуждения уголовных  дел по материалам проверок, собранных  не в полном объеме, для проведения  оперативно-розыскных мероприятий  создавать следственно-оперативные  группы с привлечением следователя  с целью качественного сбора  доказательств.

3) Необходимо  определять объекты и направления работы по выявлению лоббирования и покровительства, в т.ч. при выделении объемов финансирования на осуществление национальных проектов и целевых программ;

4) Необходимо устанавливать аффилированные коммерческие структуры, с целью выявления фактов злоупотреблений при использовании целевых денежных средств (при осуществлении подрядных работ, определении ценовой политики при закупке и распределении материальных ценностей), в т.ч. с целью выявления фактов вывода средств и их легализации;

5) Совместно с правоохранительными органами и контролирующими структурами проводить комплексные проверки коммерческих структур, задействованных в процессе распределения и дальнейшего использования бюджетных средств (выкупа имущества, находящегося в государственной собственности, распределения жилья, выделения землеотводов);

6) Необходимо  внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство, предусматривающих возможность проведения обыска, как неотложного следственного действия, наряду с протоколом осмотра места происшествия и назначением экспертиз, по преступлениям, предусмотренным ст. ст. 290-291 УК РФ. Реализация   материалов   оперативно-розыскной   деятельности   и связанное с этим задержание с поличным преступника осуществляется, как правило, в рамках оперативного эксперимента. Изъятие денежных средств у подозреваемого в основном осуществляется на добровольных началах. Если же задержанный отказывается выдать деньги добровольно, то их изъятие возможно только в рамках личного обыска, который является следственным действием   и   не   может   быть   осуществлён   до   момента   возбуждения уголовного дела.

7) На законодательном  уровне предусмотреть обязательное  содержание под стражей до  суда коррумпированных должностных  лиц. Особенностью       субъектов       преступлений       коррупционной направленности,   как  правило,  является  их  высокий  социальный  статус. Будучи  уличенными в совершении преступления, и оставаясь на свободе, они  используют все свои имеющиеся  связи, и возможности для препятствия  расследованию,     и     оказания    давления     на    свидетелей,    сотрудников  следственных и оперативных органов,  работников прокуратуры, судей  и руководителей данных структур. В целом ряде случаев это  крайне негативно сказывается  на конечных результатах. Если  же мерой пресечения нечистому  на руку чиновнику избирается  содержание под стражей, то  возможность подобного давления  снижается.

8). Внесение  изменений в уголовный кодекс  РФ, предусмотрев отдельной статьёй  состав преступления - «посредничество  во взяточничестве». Данный факт  имел бы необходимый профилактический  эффект, поскольку посредник во  взятке будет знать о своей  возможной уголовной ответственности,  т.к. одной из наиболее распространённых  коррупционных схем является  передача денег или иных материальных  благ не напрямую должностному  лицу, а неким посредникам, которые  не являются субъектами должностных  преступлений и, соответственно, не несут уголовной ответственности  за их совершение.

9) Необходимо осуществлять  работу,  в  том  числе  через  средства  массовой информации,    по    целенаправленному    формированию    гражданской    и общественной позиции о важности борьбы с коррупцией для государства и общества,   а   также   по   созданию   соответствующего   авторитета   лицам, принимающим участие в реализации мероприятий по борьбе с коррупцией;

10) В   целях   повышения   эффективности   борьбы   со   взяточничеством  предлагается:

оснастить оперативные  подразделения современной специальной  техникой с минимальными размерами  и максимальными техническими характеристиками;

   предусмотреть  в соответствующих статьях сметы  МВД выделение денежных   средств  для контролируемой дачи взятки  и на создание фирм- ловушек;

- при расследовании уголовных дел более активно принимать меры, направленные на отстранение взяточников от занимаемых должностей.

Представляется важным подчеркнуть, что вне гражданского общества не может возникнуть инновационных  импульсов и созидательных сил, которые необходимы для ликвидации коррупции в России как системы  общественных отношений. Отсюда – ответственность  политической и экономической элит, поскольку от их взаимодействия с  гражданским обществом, характера  правового регулирования и материальной поддержки последнего во многом зависит  результативность антикоррупционной  деятельности. Другими словами, перспективы  России в современную информационно-инновационную  эпоху зависят от того, способна ли политическая и экономическая  элиты поддержать гражданские инициативы по искоренению причин и условий, способствующих возникновению и  распространению коррупции.

§ 3. Международный  опыт борьбы с коррупцией  
в полицейских ведомствах

 

Зарубежные историко-правовые исследования свидетельствуют: коррупция  возникла в человеческом обществе в  глубокой древности одновременно с  созданием управленческого аппарата. В различных формах данное явление  распространено во всем мире. Великий  государственник Шарль Монтескье, ссылаясь на опыт веков, утверждал, что  «всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет  положенного ему предела».

В XI веке один из китайских мыслителей назвал коррупцию результатом действий «плохих законов и плохих людей». Именно эта идея легла в основу многих версий происхождения коррупции в правоохранительных структурах. Концепция «плохих людей» преобладала до начала XX века, а проблема «плохих законов» особенно явственно проявилась в американских теориях середины XX в.

Информация о работе Коррупция в Российской Федерации