Коррупция в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит,
Задачи данной работы состоят в следующем:
Первое. Определить само понятие коррупции, обозначить её виды и причины
Второе. Выявить проблемы коррупции в России и предложения по её уменьшению.
Третье. Проилюстрировать международный опыт борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована правоохранительными органами Российской Федерации для снижения уровня коррупции.

Содержание

Введение 2
§ 1. Коррупция: понятие , причины и виды 3
§ 2. Проблема коррупции в России и предложения по её уменьшению 3
§ 3. Международный опыт борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах 3
Заключение 3
Список использованной литературы……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

Международная общественная организация «Transparency international» («Международная гласность»), ставящая своей задачей противодействие коррупции на мировом и национальном уровне отмечает: «Феномен коррупции носит планетарный характер. Это явление стало привычным во многих ведущих индустриальных государствах, богатство, устойчивое положение и традиции которых позволяют скрывать размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальной и гуманитарной сферам. Коррупция широко распространена уже и в развивающихся странах, в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Нет таких государств, будь они богатые или бедные, которые могли бы претендовать на исключительное целомудрие»10.

Коррупция в мире и в  Российской Федерации, в частности, приобретает в настоящее время  всеохватывающий характер, получив  широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти. Вопросы противодействия коррупции являются наиболее острыми и актуальными не только в правоохранительной деятельности, но и всей общественной жизни России, а также в зарубежных странах.

Полиция является одним из древнейших органов в механизме  государства. Основными причинами  коррупции в полиции в зарубежных странах являются: политическое влияние, явления социального характера, недостаточный контроль, низкий уровень  специальной подготовки и моральная  неустойчивость сотрудников полиции. Также одной из причин возникновения  коррупции является несоответствие этических норм, установленных в  полиции, с принципами отдельных  полицейских. Поэтому определенную значимость представляют вопросы, касающиеся ценностных ориентиров лиц, поступающих  на службу в полицию, и влияние  этих ориентиров в процессе их переоценки на взаимосвязь нового сотрудника полиции  с полицейской организацией.

По мнению А.Д. Сафронова: «Кроме того, отсутствие служебного роста  и низкая зарплата у сотрудников  полиции способствуют возникновению  коррупции, поскольку стремления каждого  направлены на создание материально  обеспеченных условий жизни для  себя и своих близких. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией в полицейских  органах свидетельствует о наличии  определенной связи между высоким  доходом сотрудника правоохранительных органов и возможностью совершения им противоправного деяния. Так, например, в странах Юго-Восточной Азии к числу наиболее оплачиваемых, в  начале 90-х годов относились полицейские  Гонконга и Сингапура, где новобранцам  в среднем платили в месяц 1323 и 513 долларов США, а офицерам  16901 и 9682 долларов США соответственно. В  этих странах полицейские отличаются высоким профессионализмом, и развитым сознанием, определяющим, в том числе, корректное обращение с гражданами. Совсем другая ситуация складывается в стране, где полицейским платят мало. В Индонезии или на Филиппинах жалование новобранцев и офицеров полиции было совершено несравнимо ниже и равнялось  соответственно $63 и $36, $930 и $471. Индонезийские полицейские и другие правительственные чиновники  стремятся занять не «сухую», а «мокрую» должность, которая дает возможность получать взятки, лукаво называемые «комиссионными» и «чаевыми»»11.

Основной упор в преодолении  полицейской коррупции в США делается на ее профилактику. Как явствует из ставших достоянием гласности служебных инструкций и методических пособий, перед разработкой профилактических мер руководителю полицейского подразделения необходимо детально проанализировать проблему коррупции, которая может возникнуть в его коллективе.

В американских методиках  подчеркивается, что игнорирование  существования коррупции – признак  недостаточного контроля над деятельностью  полицейского подразделения. Руководитель несет ответственность за все  факты коррупции, в том числе  выявленные другими лицами. За игнорирование  этих фактов его самого привлекают к дисциплинарной ответственности  или отстраняют от должности.

Особое место в борьбе с коррупцией уделяется этической  подготовке. Наиболее важным компонентом  концепции, направленной на создание, развитие и внедрение этических  стандартов, является подготовка молодых  сотрудников полиции. Курс по предупреждения коррупции в учебных учреждениях  полиции должен включать:

а) Исторические и социальные аспекты проблемы коррупции в  полиции. (Данный курс должен содержать  не только изучение проявления коррупции  в подразделениях полиции и других правоохранительных органах, но и рассмотрение ее основных причин и негативных последствий  для общества в целом).

б) Практические занятия. (На практических занятиях путем инсценировок формируются и развиваются самостоятельные  навыки принятия решений в ситуациях, в которых сотрудник полиции  может быть вовлечен в коррупцию).

в) Формирование ответственности  перед сотрудниками полицейского подразделения. (В случае обнаружения факта коррупции  каждый полицейский должен действовать  в соответствии с профессиональными  этическими нормами).

г) Обзор Кодекса профессиональной этики и перечня недопустимых видов деятельности в полиции. (По окончании изучения курса новые  сотрудники полиции должны овладеть стратегией предупреждения коррупции).

Еще одним направлением в  сфере деятельности борьбы с коррупцией является набор на службу и отбор  квалифицированных кадров. В отборочном процессе особое значение имеет изучение личности кандидата. Для повышения  уровня отбора кадров необходимо применяются  различные способы выявления  личностных характеристик: детектор лжи, тест на наркотики и т.д. В США  в некоторых подразделениях вообще не принимают на службу претендентов, которые честно признались в применении наркотиков, а в других – относятся  к этой проблеме дифференцировано. В течение подготовки и испытательного срока оценивается соответствие нового сотрудника требованиям и  этическим стандартам, установленным  в полиции.

Кроме того, установление в полицейском подразделении  правил дисциплинарного порядка  влияет на подверженность полицейского воздействию факторов коррупции. Строгий  надзор, подотчетность и должная  дисциплина повышают защищенность от коррупции и предотвращают случаи злоупотребления служебным положением. Также проведение жесткой дисциплинарной политики необходимо для увеличения шансов обнаружения и задержания коррумпированных сотрудников полиции.

Борьба с  коррупцией в органах полиции  является чрезвычайно актуальной проблемой  в современной Великобритании. Все необходимые условия для всплеска коррупции в британской полиции были созданы еще в 60-х годах XX века. С одной стороны заработная плата сотрудников полиции была чрезвычайно мала, с другой стороны деятельность полиции была неподотчетной. Небольшая зарплата находилась в обратной пропорции с огромными полномочиями, которые имели полицейские по отношению к обычным гражданам. Маленькое жалование и чрезвычайно большие полномочия в совокупности с отсутствием подотчетности явились благодатной почвой для развития коррупции. Однако в те годы подавляющее большинство полицейских, по меньшей мере, не могли себе представить, что в полиции есть нечестные люди. Если бы они могли тогда осознать такую возможность, то заметили бы те явные признаки коррупции, которые всегда существовали.

В последнее время благоприятной  средой для коррупции стала сфера  реализации наркотиков. В Лондоне  впервые столкнулись с проблемой  коррупционной деятельности полицейских  в сфере потребления наркотиков более 20-ти лет тому назад, когда  старший детектив группы продал марихуану  тому  преступнику, у которого он ее изъял. С того времени количество преступлений, связанных с наркотиками, многократно увеличилось и представляло растущую угрозу для борьбы с коррупцией.

Сейчас  в Великобритании выработана стратегия  профилактики коррупции. Она включает высокоэффективную систему сбора  оперативной информации,  функционирующей  повсеместно в полиции. При этом происходит использование самых  современных методов расследования  и технологий, которые постоянно  совершенствуются, чтобы находиться на шаг впереди от самых проницательных коррумпированных сотрудников полиции.

В Венгрии для пресечения коррупции среди служащих полиции была создана временная оперативная тактическая группа. Деятельность этой группы была настолько эффективной, что вскоре она может стать постоянным самостоятельным отделом полиции.

Первоначально эта группа была задумана как орудие для завоевания поддержки полиции  со стороны общества путем повышения  дисциплины и профессионального  мастерства служащих полиции и искоренения  коррупции в их рядах. В течение  первых трех месяцев своей деятельности оперативная группа, состоящая из 18 старших офицеров полиции, занималась расследованием жалоб на служащих полиции  и по собственной инициативе проводила  выборочные проверки на местах. Контролирование  деятельности полиции – это трудная  и ответственная задача, стоящая  перед всеми демократическими государствами  и особенно перед государствами  восточной части Центральной  Европы, где раньше отсутствовала  традиция подотчетности государственных  служб безопасности перед народом.

Этот  проект вызвал огромный интерес в  соседних странах. По утверждению начальника оперативной  тактической группы венгерский опыт основан главным  образом на французской практике внутреннего наблюдения за деятельностью  полиции, а также здесь использованы некоторые аспекты австрийской  и немецкой моделей.

Свои разработки в борьбе с коррупцией существуют в Японии. Помимо широкомасштабной операции «Чистые руки», проводившейся в течение нескольких лет в конце 80-х годов прошлого столетия, японскими специалистами был принят этический кодекс полицейского, при составлении которого были учтены национальные традиции самураев, их понятие о чести и беззаветном служении родине. Самурайский кодекс чести «Бусидо» был положен в основу кодекса чести японского полицейского.

В заключении хотелось бы отметить, что  вопрос о коррупции в полиции, особенно в западных странах, политизирован  до такой степени, что эта тема во многих странах является закрытой и даже запрещенной. Многие западные специалисты утверждают, что в  их собственных государствах не существует этого явления, а самыми коррумпированными  обществами являются страны Восточной Европы, в особенности Россия. В борьбе с коррупцией в полиции наиболее серьезным препятствием является нежелание признавать ее существование. Однако как не «прячь» феномен коррупции факт остается фактом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, коррупция  в России, являясь системой общественных отношений, несет угрозу коренным национальным интересам страны. Между тем меры, принимаемые в Российской Федерации  по противодействию коррупции, нельзя назвать эффективными. Власть в стране неоднократно и громко заявляла о  необходимости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, делались отдельные, достаточно жесткие, шаги, однако большого эффекта они  не дали.

В основном это объясняют  отсутствием должной политической воли, недостатками работы ФСБ, МВД, прокуратуры  и судебной системы по выявлению  и наказанию взяточников и  мздоимцев, а также отсутствием  конкретно и правильного  закона о борьбе с коррупцией. Все это, разумеется, играет определенную роль. Однако главные причины, которые не позволяют эффективно бороться с коррупцией – это отсутствие в стране правового государства, демократических традиций, цивилизованной рыночной экономики, сильного гражданского общества, соответствующего законодательства, высокого духовно-нравственного потенциала общества.

Масштабы коррупции в  России будут сокращаться только по мере того, как в стране будет  укрепляться право, институты демократии, конкурентоспособная, инновационная  экономика, формироваться массовый и сильный средний класс, укрепляться  духовные и нравственные устои общества и  использование положительных моментов зарубежных стран которые были упомянуты. Другими словами, искоренение коррупции в России как системы общественных отношений возможно только тогда, когда все – и государственная власть, и общество – станут бороться не только с последствиями коррупции, но и с ее причинами.

Чтобы отвести угрозу коренным национальным интересам России, необходима комплексная и эффективная антикоррупционная  политика, осуществляемая государством и обществом. Эта идея должна сегодня встать в политическую повестку дня и быть общенациональным делом. В самом деле, без победы над коррупцией как системой общественных отношений Россия будет не способна обеспечить безопасность своих граждан, иметь высокий уровень жизни, не сможет построить эффективную экономику, правовое демократическое государство, защитить свой суверенитет. Без победы над коррупцией Россия не в состоянии быть конкурентоспособной среди развитых стран мирового сообщества. В условиях, когда законность, прозрачность государственной власти, экономики и общественных отношений становится единым правилом для развитых стран, Россия, где процветают теневые отношения, просто не сможет стать полноправным членом «Большой восьмерки», выдержать конкуренцию среди процветающих стран. Другими словами, коррупция не позволит нашей стране интегрироваться в мир, в котором верховенство закона, защита прав и свобод человека являются высшей ценностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1)Конституция Российской  Федерации

2)Федеральный закон «О противодействии коррупции» 25 декабря 2008г.,ст1

3)Уголовный кодекс Российской  Федерации

4)Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.) // Российская газета. 2000. 18 января.

 

5)Ежегодный объём взяток. Новая газета 2005. 28 июля

6)П.А.Кабанов,Ш.М.Мулюков,Р.Р.Газимзянов «Коррупция и борьба с ней.Казань 2004.,с.21

7)Федеральный закон «О противодействии коррупции» 25 декабря 2008г.,ст.12

8)Из доклада министра внутренних дел России на расширенном заседании коллегии МВД России 17 февраля 2009 года. С сайта www.mvdinfo.ru

9)Из речи Генерального прокурора России на расширенном заседании коллегии генеральной прокуратуры России 21 февраля 2008 года с сайта www.genproc.gov.ru

 

10)Всероссийский центр изучения общественного мнения, 12.01.2005. Пресс-выпуск № 150. (Опрос проводился 23 – 24 октября 2004 г.

11)Путин В.В. Нам нужен эффективный общественный контроль над властью // Российская юстиция. – 2004. № 1. – С. 2.

 

12) Всероссийский центр изучения общественного мнения, 12.01.2005, пресс-выпуск № 150

13)См.: Чистые руки. Издание московского клуба юристов. 1999. № 1. С. 9.

14) Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел: Монография. – М: ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право, 2003.С.258.).

15)Абрамова А.С. «Актуальность  коррупции в нынешнее время»2009.

Информация о работе Коррупция в Российской Федерации