Лекции по "Конституции зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:58, курс лекций

Краткое описание

Вопрос 1. Источники конституционного права зарубежных стран.
Вопрос 2. Особенности самой науки конституционного права зарубежных стран. Наука отличается от курса, т.к. в курсе все определяет программа, а в науке полная свобода действия.
Вопрос 1. Форма как философская категория.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции Конституционное право Зарубежных стран.doc

— 423.50 Кб (Скачать файл)

Под личностью понимается человек, который научился мыслить, разговаривать, производить орудия труда и пользоваться ими. Личность - это сформировавшийся человек в социальном обществе и получивший социальные задатки и навыки. Поэтому естественно, что правовой статус личности закрепляется дифференцировано.

Под гражданином понимается лицо или личность, которая имеет устойчивую правовую связь с государством, в силу которой оно приобретает дополнительные права и обязанности, и пользуется покровительством государства как внутри страны, так и за рубежом.

Вопрос 2.

В конституционном законодательстве зарубежных стран предусмотрены  естественные или важнейшие права  человека, но ни в коем случае не обязанности. Права:

1. Право на жизнь.

Соотношение права человека на жизнь  и наличие смертной казни. Высказываются  самые противоречивые мнения и многие приходят к выводу, что эти правовые институты взаимно исключают друг друга. Аргументы - жизнь это самое ценное благо человека, поэтому никто не имеет права отнимать жизнь, во-вторых, если государство использует смертную казнь, то это становится коллективным убийством, в-третьих, когда человек арестован и не может себя защитить, его убийство противоестественно, в-четвертых, наличие в УК смертной казни никак не влияет на состояние и динамику преступности. Люди верующие добавляют, что жизнь дана богом, поэтому ни в коем случае не может быть смертной казни.

Но можно ли отождествлять убийство и смертную казнь? Приговор - это  правовое основание для применения высшей меры наказания, поэтому здесь  не будет признака виновности для  исполнителей (т.к. определенные лица выполняют свой долг). Если встать на противоположную позицию, то на войне сплошные убийства, и можно ли за это награждать медалями и орденами?

Наличие смертной казни в качестве высшей меры вовсе не означает, что  эта мера может применяться, любое наказание, а тем более смертная казнь, выполняет хорошую профилактическую роль самим фактом своего существования.

Нет такой статистики, которая бы подтвердила, что если ввести смертную казнь, то преступность все равно  будет расти, пример с Саудовской Аравией доказывает обратное.

Даже для христианской религии  ни в коем случае не может быть исключена  смертная казнь. Если отменить смертную казнь, то мы становимся на сторону  защиты преступников. Судебная ошибка - это проблема законности, так за рубежом ни одного невиновного не осудили в суде присяжных. То, что навязывает нам Совет Европы (мораторий на применение смертной казни), это сделано нам во вред, и все остальные начинания Совета Европы также нам на пользу не идут.

Эвтаназия - право человека на легкую смерть. Раньше действовали два таких закона, это закон штата Западной Австралии и закон штата Невада в США, недавно и Голландия приняла закон об эвтаназии. Эти законы по содержанию очень похожи, и в первых разделах или главах этих законов дается определение эвтаназии. Субъект эвтанации - только врачи, объектом может выступать только больной неизлечимой болезнью, который испытывает невыносимые страдания. Процедура эвтаназии: больной сам пишет заявление, ссылаясь на эти законы, тогда лечащий врач на основании этого заявления принимает решение о его умертвлении (с разрешение прокурора). Второй случай - больной не отдает отчета в своих действиях, тогда должно быть заявление родителей, детей или ближайших родственников, но в этом случае вопрос об эвтаназии решает консилиум врачей. Закон предусматривает, что смерть должна быть безболезненной, обычно это усыпляющая инъекция. В нашей стране также подпольно проводилась эвтаназия. Право человека на легкую смерть корреспондирует обязанности государства убить человека. Для врача, является обязанностью до последнего момента бороться за жизнь, а также обеспечить безболезненное существование пациента, а не "добить результат своей некомпетентности". Голландия - это странная страна, там ужасно много всяких свобод, и наркота тебе законно, а также легализована проституция до крайних пределов, не соблюдаются никакие нормы приличия (короче, не страна, а просто… рай - J.S.). Закон об эвтаназии совершенно недопустим в России, т.к. здесь практически все продается и покупается, поэтому жадные наследники будут всегда умерщвлять своих ближайших родственников.

Соотношение права человека на жизнь  и допустимость аборта. Единственная конституция в мире, конституция  Словакии, где записано: жизнь человека охраняется до рождения, поэтому в этой стране аборты разрешены только по медицинским показаниям, если стоит вопрос спасти жизнь матери или ребенка, отдается приоритет матери. В этой стране любопытная социальная политика, если возникает молодая семья, то им дается кредит достаточный для покупки жилья, мебели, и есть повод думать о появлении ребенка. Так, если в течение двух лет родился ребенок, погашается 1/3 кредита, если в течение пяти лет второй ребенок - 2/3, а если в течении семи лет родится ещё и третий ребёнок - полностью списывается кредит. Молодые семьи там самые прочные, т.к. это естественно. Но это проблема не правовая, а научно-техническая, т.е. с какого момента возникает человеческая жизнь. С момента, когда плод отделяется от организма матери и ведет жизнь самостоятельно (из уголовного права России) или с момента зачатия? Планка, когда появляется жизнь, будет постоянно меняться, все зависит от развития науки и медицины. Но уже сегодня, в некоторых странах производство аборта расценивается как убийство.

2. Право на физическую и психическую целостность.

Это право имеется и у нас, но оно почему-то фигурирует в уголовном  процессе, в Конституции РФ "слегка" о нем говорится, это свобода  человека от физических пыток. Раньше, напр., в США и странах Латинской  Америки, можно было прочитать объявление - продаю глаз, почку и т.д. и на эти объявления находились покупатели, которые для трансплантации покупали орган. Как только появились такие объявления, стало ясно, что нарушается физическая целостность, законодатель сразу же отреагировал на это - никто не имеет права нарушать физическую целостность человека.

Психическая целостность. Есть специальные  технологии, в результате которых  можно изменять психику человека, так если применять очень мощные электромагнитные поля, то у человека меняется психика. Сегодня проводят исследования по коррекции психики, в том числе путём генной инженерии, основная часть ученых выступила против, т.к. в результате получается совершенно другой человек. Существуют методы кодирования, гипноза, коллективно и индивидуально этими методами блестяще пользуются тоталитарные секты. А в сектах люди кардинально меняются, и никогда оттуда не вернутся в нормальную жизнь. Наш законодатель пока никак на это не отреагировал, он пока прикрывается свободой совести. В зарубежных странах законодатель моментально отреагировал и запретил менять психическую целостность человека, а за попытки изменить психическую целостность, установлено суровое наказание. Так и должно быть, этим отличаются цивилизованные государства от нецивилизованных.

3. Право на достойную жизнь.

Под достойной жизнью понимается то, что доходы ни у одного человека не могут быть ниже прожиточного минимума. Зарубежные страны это далеко не организации  собеса, но т.к. старый должен заботиться о малом, если чел остался  без презрения, то государство создаст все условия ему для этого. Даже если чел находится в коме, ему будет обеспечена достойная жизнь, ему будут менять белье, ухаживать. Это может позволить себе исключительно богатое общество, только богатые люди могут быть добрыми, огромное значение также имеет благоприятный психический климат. На Кавказе много долгожителей по этой причине, там самый пожилой человек - самый уважаемый, поэтому там есть психическая установка, прожить как можно дольше. На государстве и обществе лежат обязанности обеспечить достойную жизнь, независимо от наличия кризисных ситуаций.

Подводя итог, можно сказать, что  в конституционном праве зарубежных стран четко выделяется статус именно человека. На человека законодательство не возлагает никаких обязанностей, ему предоставляются только права, а на государстве, обществе и определенных лицах лежат обязанности: обеспечить личную безопасность, физическую и психическую целостность, обеспечить условия для достойной жизни.

Вопрос 3.

Личность  также обладает правами человека, а если бы личности не предоставлялись права человека, то она бы разрушилась как биологический субъект, но в отличие от человека, личность приобретает обязанности и дополнительные права.

Дополнительные  права надо делить на социально-экономические, культурно-образовательные, личные права и свободы.

Социально-экономические права впервые закреплены в новейших конституциях зарубежных стран, т.е. тех, которые приняты после второй мировой войны:

  1. Право частной собственности - это старое право, впервые было закреплено в декларации прав человека и гражданина от 1789-го года, т.е. в акте великой буржуазной английской революции и там рассматривается как священное и неприкосновенное. Нынешние конституции это право так не трактуют, все современные конституции имеют другую позицию, что частная собственность может быть ограничена в общественных интересах, социальных нуждах, но только за соответственное вознаграждение. Если частная собственность в государстве не господствующий вид собственности, то не будет и других прав, т.к. это мерило всех свобод. Это право закреплено во всех конституциях, за исключением социалистических.
  2. Право человека на труд - оно фигурирует во многих конституциях.
  3. Право на отдых.
  4. На социальное обеспечение.
  5. Право на жилище.
  6. Право на здравоохранение - в конституции Уругвая это право возведено до ранга обязанности, так каждый гражданин Уругвая обязан заботиться о своем здоровье и в случае необходимости, немедленно обращаться за медицинской помощью.

Культурно-образовательные права:

  1. Право на образование - во всех странах среднее образование государственное (за исключением частных школ). Высшее образование платное, это общее правило, причем колеблются суммы за образование: в европейской школе бизнеса от 30 до 50 тысяч долларов в год, Оксфордский, Стэндфордский университеты - от 15 до 20 тысяч долларов в год. За эти деньги предоставляются замечательные образовательные услуги, и если в зарубежных странах не предоставить эти услуги - будет ужасный скандал (а у нас не предоставление таких услуг - это норма). В США, универ имени Дж. Вашингтона, общаги находятся за городом, на каждого студента отдельная комната (типа малосемейки, т.е. со всеми удобствами) в комнату без разрешения не может зайти даже ректор. В ВУЗах США абсолютно все занимаются спортом, студенты каждый день за счет университетских средств перевозятся в город. Учебный процесс построен очень жестко, периодически администрация универа распространяет анкеты, там такие вопросы, глубоко ли преподаватель знает предмет, обладает ли он чувством юмора и подобные вопросы, если более половины студентов ответят на эти вопросы нет, препода выгоняют. Форма обучения разная: только лекции, только практические занятия, студенческие дискуссии, где препод выступает в роли судьи. Методика преподавания отличается очень сильно. У нас может чел учить английский в школе и потом в ВУЗе и нифига не знает, а там за год дадут то, чему у нас не научат за 10-ть лет (не знаю как английский, но знаю, что по математике в высшем учебном заведении они изучают то, что у нас знаю восьмиклассники - J.S). Если студент показывает блестящие знания, то на третьем курсе ему назначаются стипендии, которых достаточно для оплаты обучения и достойной жизни.
  2. Право каждого лица на научную деятельность, техническое творчество и право на занятия творческой деятельностью. В зарубежных странах никогда не было единой литературной школы, не было единой художественной школы, и творчество было всегда представлено разными течениями, школами. Есть самая разная живопись, а у нас требовалось, чтобы была только реалистическая школа. Реалистическое искусство полезно, но только для познания формы, реже для познания содержания, но оно не способно раскрыть сущность, здесь помочь могут только нереалистичные подходы, конечно же они должны быть талантливыми. Состояние души человека не выразишь реалистическими средствами, это можно сделать только средствами абстрактной живописи. Научное творчество - исследование определенных проблем. Предполагается, что каждое лицо может заниматься любой культурно-просветительной деятельностью (если она не запрещена), интересно, что к этим правам относятся свобода совести и вероисповедания.

Личные права и свободы:

  1. Неприкосновенность личности.
  2. Свобода передвижения по территории своей страны и территории зарубежных стран.
  3. Другие личные права в зависимости от законодательства, но они как раз дают возможность каждому лицу нормально развиваться, этими правами и свободами пользуется любое лицо, как только оно прибыло на территорию демократического государства.

Обязанности:

  1. Обязанность соблюдать конституцию и законы страны пребывания.
  2. Обязанность регулярно уплачивать налоги.

Вопрос 4.

Гражданин обладает всеми правами  человека, обладает правами и обязанностями  личности + приобретает ещё одну группу прав и обязанностей - политическую.

Для того, чтобы стать гражданином, надо иметь гражданство - под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с государством, в силу которой лицо приобретает политические права и обязанности и пользуется защитой и покровительством государства как внутри страны, так и за её пределами. Таким образом, первый важнейший институт это гражданство.

Основания приобретения гражданства - во всех странах гражданство приобретается по рождению, это означает, что лицо, родившееся от граждан данного государства, при достижении определенного возраста станет гражданином данного государства, здесь выделяется два важнейших принципа - почвы и крови. Принцип почвы означает, что если лицо родилось на территории данного государства, то на основании свидетельства о рождении оно получит гражданство, такого принципа придерживаются страны, которые заботятся об увеличении своего населения (сегодня это Великобритания, США, почти все страны Латинской Америки). Сейчас, у нас состоятельные граждане едут рожать напр., в Великобританию, и тогда автоматически по достижении 16-ти лет их ребёнок станет гражданином Великобритании. Принцип крови - если родился ребенок от лиц (а не граждан), данной национальности, то он становится гражданином определенного государства автоматически. Принципа крови четко придерживается Германия и Израиль. Согласно законодательству Германии, если в семье хотя бы один немец по национальности, то дети автоматически приобретают гражданство Германии, но Германия в последнее время стала нарушать собственные правила и требует тестирования по языку, кто их не прошел, тому не дают визу, это нарушения, т.к. законодательство Германии считает всех лиц немецкой национальности где бы они не проживали, гражданами Германии. В Израиле регулируют этот вопрос закон "О гражданстве" 1960-го года и закон "О возвращении" 1962-го года. В первом законе записано - если в еврейской семье независимо от того, где она проживает, родился ребенок, то он считается гражданином Израиля, во-вторых, если смешанные семьи, то Израиль отдает приоритет только по материнской линии (т.е. если мать еврейка, то автоматически ребенок становится гражданином Израиля). Гусинский по законодательству Израиля гражданин этой страны (у него мать еврейка). Березовский, не гражданин Израиля, т.к. мать у него русская.

Информация о работе Лекции по "Конституции зарубежных стран"