Личность. право. государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

ичность, право, государство – три понятия, содержание которых не отделимы друг от друга, три понятия, без которых не могла бы существовать нынешняя система международных отношений.
К сожалению, в наши дни некоторые государства забывают о правах отдельной личности, ставя свои интересы превыше всех прав и свобод. А методы которыми они добиваются своих целей выходят за рамки общепринятых правовых норм.……………

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 3

II. Основная часть:
Человек, гражданин, личность: понятия, сущность, соотношение.. 4
Права человека и права гражданин: сравнительная характеристика..12
Институт гражданства и его государственно-правовое закрепление..18
Правовой статус личности: понятие, структура, виды……………….22
Внутригосударственная защита прав человека и гражданина..……...25
Международная защита прав человека: понятие и механизмы реализации……………………………………………………………….30

Заключение…………………………………………………………..35

IV. Список использованной литературы………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Копия КУРСОВАЯ ТГП .doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

В нашей стране в дореформенный период преобладал второй подход к правам человека, а сама идея прав человека рассматривалась в качестве предпосылки противостояния различных по идеологической направленности сил. В таких условиях права человека не были главным ценностным ориентиром общественного развития. Переход российского общества на путь преобразования явился основой формирования современного представления о правах и свободах человека, привёл к осмыслению того, что правосубъективность индивидов, их права и свободы, правовой характер их отношений с властью – это не продукт воли и усмотрения политической власти, а существенная составляющая часть складывающихся в обществе отношений и прав.

Институт прав и свобод обеспечивает доступ личности к использованию материальных и духовных благ, побуждает публичную власть придерживаться в этом плане общепринятых международных стандартов. Эти стандарты провозглашены в таких актах, как Международный Билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г), Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни5.

Показательна в этой связи принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав и свобод человек и гражданина, ставшая органической частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, относящегося к личности.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., закрепляет те права и свободы, которые в наибольшей степени социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст. 17).

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав. Так, ч.1 ст. 22Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это основное право порождает систему прав, закреплённых в УК РФ. Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, основываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения – на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Выделение категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.

Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Можно сказать, что какого-либо принципиального различия между понятиями «право» гражданина и «свобода» гражданина, в сущности, нет. Опираясь на этот вывод, укажем на один нюанс, отмечаемый в литературе6. Речь идёт о том, что лишь некоторые из прав, а именно «требующие особенно высокой личной инициативы, индивидуального усмотрения и самодеятельности по отношению к другим лицам, являются свободами». Следовательно, «свобода» гражданина предполагает большую избирательность возможности варианта поведения. Показательны в этой связи свобода слова, печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного, научного, технического и других видов творчества.

Конституционные права и свободы принято условно классифицировать на три группы: личные, политические, социально-экономические.

1. Специфические особенности личных  прав и свобод заключаются  в следующем:

а) по своей сути они являются правами человека, т.е. каждого индивида и не связаны непосредственно с принадлежностью к гражданству государства;

б) эти права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;

в) они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности.

Названные особенности личных прав и свобод индивидов подтверждаются содержанием ст. 20-30 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем анализ названных статей приводит к выводу о декларативной направленности некоторых из них, отсутствии механизма реализации. Назовём в этой связи ст. 27 Конституции РФ, предусматривающую право свободно выбирать место пребывания и жительства. Здесь налицо противоречие между юридическим и фактическим содержанием статьи. К сожалению, нет механизма, способного обеспечить реализацию конституционных принципов о высшей ценности прав и свобод человека (ст. 2), а также об их непосредственном действии (ст. 18) и др.

Особенности политических прав и свобод в том, что они связаны с обладанием гражданством государства. Это различие фиксирует Конституция РФ, адресуя личные права «каждому» от рождения как человеку, политические – «гражданам». Последние нацелены на включение личности в жизни страны, управление её делами. Поскольку гражданин – это лицо, обладающее устойчивой правовой связью с государством, поскольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь. Сказанное подтверждается содержанием ст. 31-33 Конституция Российской Федерации.

Связь политических прав с гражданством может создать впечатление, что они производны от воли государства, носят вторичный характер и не относятся к естественным правам гражданина. Естественный характер прав гражданина определяется тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). Государство признаёт, соблюдает и защищает политические права гражданина так же, как и личные права человека (ст. 2 Конституции РФ). Наиболее общим, как бы объединяющим все другие политические права и свободы, являются право граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право адресовано каждому гражданину, осуществляется в различных формах как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственные формы реализации рассматриваемого права – это: участие граждан в референдуме – всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления и т.д.

Примечательно, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются эффективно. Показательны в этой связи такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, невысокий интерес к деятельности избирательного ими депутата, к участию различного рода общественных формированиях. Представляется, что граждан коренится не только в правовой сфере. Одной из основных причин неполной реализации права является экономический кризис, осложнивший взаимоотношения государственной власти и граждан, породивший их неверие в новые ценности.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права. Они касаются таких сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. К социально-экономическим правам и свободам, закреплённым в Конституции РФ, относятся: свобода предпринимательской деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право пользования учреждениями культуры (ст. 34-44). В самом деле сложно говорить о праве гражданина на труд в условиях возрастающей безработицы, о праве на жилище в обстановке увеличивающейся дороговизны жилья и т.д7.

 

3. Институт гражданства и его государственно-правовое закрепление.

 

В этом вопросе заслуживает отдельное рассмотрение конституционно-правового института гражданства. Не относясь к числу естественных прав человека, гражданство — неотъемлемая часть института правового статуса личности.

В следствии чего я рассмотрю все вопросы касающиеся понятия «гражданство» : - принципы гражданства, - приобретение гражданства, - прием в гражданство, - восстановление в гражданство, - выбор гражданства (оптация), основания прекращения гражданства, двойное гражданство.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.8

Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства. Детальная регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации", принятом взамен одноименного Закона РФ 1991 г., в который неоднократно вносились изменения и дополнения. 9 Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, — теперь все иностранные граждане и лица без гражданства могут приобрести гражданство Российской Федерации по единым правилам, упрощенный приобретения гражданства для соотечественников — бывших граждан СССР отменен. Новые нормы закона о гражданстве вызывали и продолжают вызывать достаточно острую критику. Однако здесь следует иметь в виду следующее.

Во-первых, во многих государствах — бывших республики СССР происходит ужесточение миграционного режима причем не только в прибалтийских государствах, но и в государствах, входящих в СНГ, — Украине, Казахстане, Туркменистане и др.).

Во-вторых, положения российского законодательства полностью соответствуют общепризнанным нормам и правилам о гражданстве, а иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России, имеют абсолютно равные гражданские, социальные, экономические и культурные права и свободы с гражданами Российской Федерации (ограничения касаются главным образом некоторых политических прав).

В-третьих, более десяти лет, прошедших после распада ССС в течение которых все граждане несуществующего государства могли в упрощенном порядке приобрести российское гражданство, — достаточный срок, чтобы определиться с выбором.

В-четвертых, более льготный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, предусмотренный Законом 1991 г, сохраняется в случае подачи соответствующего заявления до вступления в силу нового закона (до 1 июля 2002 г), а для соотечественников, которые проживали и проживают в государствах—бывших республиках СССР, не приобрели гражданства этих государств и являются лицами без гражданства, сохранен упрощенный порядок получения гражданства России.

Конституция РФ и Закон "О гражданстве", закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

1) единства гражданства. В соответствии с этим принципом республики—субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина РФ, гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; статус гражданина России, проживающего в какой республике, ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте Федерации.

2) равенства гражданства независимо от оснований приобретения, рассматриваемых ниже, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа.

3) охранения гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо пресекательных сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданства Российской Федерации.

4) невозможности лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство. Какую бы противоправную деятельность ни принял российский гражданин, к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой как "лишение гражданства" российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

5) Невозможности высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству. Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину.

В соответствии с гл. 2 закона о гражданстве гражданство РФ может быть приобретено по следующим основаниям:

1) по рождению (филиация);

2) в результате приёма в гражданство (натурализация);

3) в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);

4) в результате выбора гражданства (оптация).

Приём в гражданство (натурализация) предполагает более сложную специальную процедуру и более жесткие условия. Приём в российское гражданство может осуществляться в общем порядке и в упрощенном порядке. Условиями натурализации в общем порядке являются:

а) достижение иностранным гражданином или лицом без гражданства возраста 18 лет и обладание дееспособностью

б) ценз оседлости (ценз проживания) – лицо, желающее приобрести гражданство РФ, должно к моменту обращения с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в течении 5 лет.

в) Обязательство соблюдать Российскую Конституцию и законы, это лежит на всех без исключения гражданах России и иных лиц, находящихся на ее территории.

г) наличие законного источника средств к существованию (работа по трудовому договору, банковские вклады).

д) отказ от гражданства иностранного государства гражданина этого государства, желающего приобрести российское гражданство.

е) владение государственным языком РФ (т.е. русским языком).

Выбор гражданства (оптация) как основание приобретения гражданства Российской Федерации может иметь при изменении государственной границы в связи с присоединением к России новых заселенных территорий — в этом случае лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют возможность выбора российского гражданства (при безусловном праве сохранить прежнее гражданство). Порядок и сроки оптации, должны устанавливаться соответствующим международным договором.

Кроме оптации, основаниями прекращения граждане Российской Федерации являются выход из российского гражданства и отмена решения о предоставлении российского гражданства.

Выход из гражданства Российской Федерации хотя и является актом добровольным, но должен быть осуществлен по определенной процедуре, в общем порядке (с подачей заявления на имя Президента РФ, который и принимает окончательное решение).

Информация о работе Личность. право. государство