Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:39, курсовая работа
ичность, право, государство – три понятия, содержание которых не отделимы друг от друга, три понятия, без которых не могла бы существовать нынешняя система международных отношений.
К сожалению, в наши дни некоторые государства забывают о правах отдельной личности, ставя свои интересы превыше всех прав и свобод. А методы которыми они добиваются своих целей выходят за рамки общепринятых правовых норм.……………
Введение…………………………………………………………….. 3
II. Основная часть:
Человек, гражданин, личность: понятия, сущность, соотношение.. 4
Права человека и права гражданин: сравнительная характеристика..12
Институт гражданства и его государственно-правовое закрепление..18
Правовой статус личности: понятие, структура, виды……………….22
Внутригосударственная защита прав человека и гражданина..……...25
Международная защита прав человека: понятие и механизмы реализации……………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………..35
IV. Список использованной литературы………………………………….36
Российская Федерация, как и большинство государств мира, следуя принципу исключительности гражданства, в целом отрицательно относится к институту двойного гражданства (по общему правилу человек должен иметь устойчивую правовую связь только с одним государством)10.
4. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
Правовой статус личности, являясь составной частью системы права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений.
Правовой статус личности находится во взаимодействии с фактическим положением людей, в их взаимоотношениях с государством и обществом. Таким образом, правовой статус личности – есть признания Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса личности.
Правовой статус – это совокупность общих для всех и юридически закрепленных прав, свобод и обязанностей.
Рассмотрим, из чего состоит структура правового статуса, т. е. из каких элементов он строится:
- права и обязанности;
- законные интересы;
- правосубъектность;
- гражданство;
- юридическая ответственность;
-правовые принципы и т. п.
Соответственно в правовом статусе представлены не только права и свободы, но и обязанности личности в государственно-правовой сфере.
Юридические обязанности являются установленным законом социально полезным и государственно целесообразными мерами должного поведения лица. Личность и государство связаны между собой взаимными обязанностями.
По объему правомочий личности и сфере действия механизма защиты ее прав и свобод следует различать следующие виды правового статуса личности:
Универсальный (международный) – это совокупность международно-правовых документов, содержащих перечень фундаментальных прав, свобод и обязанностей, которые признаются мировым сообществом и становятся образцами для демократических государств.
Основной (конституционный) – это статус лица как гражданина государства, закрепленные в Конституции.
Межотраслевой содержит совокупные правовые возможности и обязанности человека и гражданина в сфере действия материального и процессуального, публичного и частного права, отраслевых семей в праве, связанных между собой общностью предмета и метода правового регулирования. Например, процессуально правовой статус личности определяет общие правомочия и меры должного поведения лиц, вовлеченных в процедуры рассмотрения и разрешения судом гражданских, уголовных, административно-правовых или других дел.
Отраслевой включает в себя права и обязанности, характеризующие правовое положение лица в сфере действия основных компонентов системы права – в административном, гражданском, трудовом, уголовном и других профилирующих, специальных или комплексных отраслях современного права.
Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т. д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т. п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности11.
Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как «общее», «особенное» и «отдельное».
По степени юридической связанности с государством возможно выделение:
- правового статуса граждан, который основан на признании за широким кругом лиц устойчивой правовой связи с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
- правовой статус лиц с союзным гражданством предусматривает наличие у лица постоянных правовых связей с двумя или более государствами;
- правовой статус иностранных граждан распространяется на лиц, которые, не являясь гражданами страны пребывания или проживания, законно находятся на ее территории и имеют доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Их причисляют к категории «иностранцев», среди которых выделяют граждан (подданных), зарубежных государств, могущих при желании вернуться в свою страну и находящихся под ее покровительством; беженцев, которые в силу обстоятельств покинули свою страну и не могут или не желают воспользоваться ее защитой; лиц без гражданства; лиц которым предоставляют территориальное убежище.
Конституция РФ устанавливает, что иностранные граждане пользуются в стране правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.
Понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных, отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; в-четвёртых, дает возможность проводить сравнение статусов и открывает пути дальнейшего их совершенствования12.
5. Внутригосударственная защита прав человека и гражданина.
Государство требуя от личности должного поведения в свою очередь призвано охранять и защищать права и свободы человека и гражданина. Правовая наука обращает внимание на правомерность использования комплексного понятия правозащитная система государства, включающего совокупность способов и средств соблюдения прав и свобод человека. Подобная система призвана закрепить социально-экономические, политические, идеологические, и юридические гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Социально-экономические гарантии это признание государством и равную защиту всех форм собственности (государственной, муниципальной, частной и иных видов), что дает возможность человеку быть экономически независимым в осуществлении своих прав и свобод.
Политические гарантии связаны с государственным обеспечением различных форм осуществления власти народа, что на практике должно быть реализовано в установлении демократических форм правления и государственно-политического режима в стране, разделении властей и введении систем «сдержек и противовесов», в проведении регулярных и свободных выборов всех уровней, в организации референдумов и иных форм прямого волеизъявления народа, в политическом многообразии и многопартийности, в обеспечении свободы инакомыслия и оппозиции и т.д.
Идеологические гарантии определяются конституционным положением, которым признается идеологическое многообразие в государстве. Оно не может устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или общеобязательной. Государство обязуется не допускать разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Религиозные объединения признаются функционирующими отдельно от государства и равными между собой.
Юридические гарантии закрепляются всей правовой системой государства, так как именно права и свободы человека и гражданина и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.1
Юридические гарантии объединены тем, что все они изложены и закреплены в источниках действующего права. Из чего следует выделить законодательное обеспечение прав и свобод личности, которые воплощаются:
- установлении перечня основных прав и свобод личности в конституционных, законодательных и иных нормативных правовых актах государства;
-
признании первичности, непосредственного
действия и приоритета
-
запрещении государственным
-
установлении юридической
-
конкретизации субъективных
- указании в нормативных предписаниях на социально-экономические, политические и идеологические гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина;
-
установлении процедурного
- создании государственно-правового механизма охраны прав и свобод личности;
- предоставлении личности права на самостоятельную защиту от посягательств на ее права и свободы и т.д.
Среди иных юридических гарантий ведущее место принадлежит обеспечению государством судебной защиты прав и свобод личности13.
Судебная защита прав и свобод личности представляет собой правовой механизм реализации обязанности государства обеспечить соблюдение соответствующих правомочий человека и гражданина, закрепленных законодательным путем. Суд охраняет от различных нарушений личные права, имущественные и неимущественные права, право на участие в государственной, общественной и политической жизни.
В основе всех прав личности лежит свобода выбора, поэтому одной из главных функций судебной власти признается гарантирование полноты этой свободы. Так же на судебную систему возложена охрана свободы гражданина лишь от противоправных посягательств на его права.
Содержание правозащитной функции суда складывается из ряда элементов:
- предупреждение нарушенных прав;
- восстановление нарушенных
- возмещение ущерба и
- решение вопроса о юридической
ответственности нарушителя
Деятельность государства по охране прав личности включает совокупность профилактических мер правоохранительных органов, направленных на обеспечение правопорядка и безопасности прав и свобод личности, борьбу с преступностью и иными правонарушениями, восстановление нарушенных гражданских прав, применение предусмотренных законом санкций к правонарушителям.
Государственные правозащитные организации и структуры, создаваемые в странах со стабильной демократией или стремящихся к достижению таковой, являются важным элементом системы уважения и поддержки прав человека. Такие учреждения должны:
- действовать в качестве
- оказывать содействие в
Принимать участие в разработке исследований в сфере прав человека и содействовать просвещению общественности по этим вопросам.
Существуют национальные (государственные) комиссии по правам человека (обобщение конкретных случаев нарушения прав человека), депутатские комиссии по правам человека в национальных парламентах (подготовка законопроектов, направленных на соблюдение прав человека, предварительная экспертиза иных поступающих в законодательный орган проектов актов с целью выявления норм, которые могут привести к нарушениям прав человека и гражданина), комиссии по правам человека при главе государства (анализ информации о соблюдении прав человека в стране, проведение специальных расследований по правозащитным проблемам, предложения по совершенствованию механизма обеспечения прав и свобод личности и т.д.), специализированные комиссии по правам человека (защита интересов лиц, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, коренному населению, а также для защиты интересов мигрантов, беженцев, детей, женщин, инвалидов), институт омбудсмана (уполномоченный по правам человека) который по определению Международной ассоциации юристов ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действуют по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады.
Государственная поддержка неправительственных органов в защите прав человека заключается в обеспечении провозглашенного Международным биллем о правах человека права каждого создавать союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Их главная особенность – самоорганизация, так как неправительственные организации создаются по инициативе отдельных или группы граждан, а не правительства или государственных органов, и ведут свою деятельность на добровольных началах.
Цель неправительственных правозащитных организаций – переход к конкретизации широковещательных деклараций в области обеспечения прав человека, от их провозглашения и закрепления в законодательстве к воплощению в жизнь.
Создаваемые в демократических государствах такие организации имеют ряд общих функций:
- выражение запросов граждан;
- поощрение свободы выражения мнения;
- предупреждение (на ранних этапах) о насущных проблемах в правах человека как национального, так и международного характера;