Международные валютно-финансовые правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены следующие явления: становление и эволюция мировой валютной системы, структура Всемирного банка и правовой статус и компетенция Международного валютного фонда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..…..3
Глава 1: Понятие и этапы формирования мировой валютной системы……………...….5
Глава 2: Международно-правовой статус и компетенция МВФ…………......................12
Глава 3: Структура и компетенция Всемирного Банка……………………………….…18
Глава 4 : Региональные финансовые организации……………………………………....24
Заключение………………………………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya 2011 - Copy.docx

— 69.77 Кб (Скачать файл)

Являясь универсальной организацией, МВФ одновременно выполняет три  основные функции: надзор, финансовую помощь,  техническое содействие.

Для характеристики кредитной  деятельности в Статьях Соглашения об МВФ используются понятия сделка (transaction), когда предоставления валютных средств странами происходит из его собственных ресурсов Фонда, и операция (operation), когда оказание посреднических финансовых и технических услуг происходит за счет заемных средств. При этом управление собственными и привлеченными средствами Фондом осуществляются раздельно.

МВФ производит кредитные  операции только с официальными органами - казначействами, министерствами финансов, центральными банками и стабилизационными  фондами, которые имеют полномочия проводить операции с МВФ от имени страны-члена.

Кредиты МВФ предоставляются  под рыночные проценты и могут  облагаться дополнительными сборами  в зависимости от вида и продолжительности  кредита для того, чтобы препятствовать чрезмерному использованию средств  МВФ.

МВФ кроме финансовой помощи предоставляется право осуществлять надзор за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, в том числе в области установления валютных ограничений. Каждая страна-член обязана по запросу Фонда предоставлять детальную информацию о состоянии реального, денежного, бюджетного и внешнего секторов экономики, включая состояние платежного баланса, а также о структурной политики национального правительства.

Главная цель надзора заключается  в том, чтобы своевременно выявить  потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, которые могут повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя  лучший мировой опыт, предоставить правительству страны рекомендации, направленные на их исправление.

Надзорная функция также  нацелена на то, чтобы побудить страны к снижению инфляции, проведению ключевых реформ в торговой и валютной политике и осуществлению других рыночных преобразований, способствующих обеспечению  валютно-финансовой стабильности, устойчивому  и сбалансированному экономическому росту.

Надзор за экономической  политикой стран-членов осуществляется МВФ в трех основных формах. Двусторонние консультации являются основной формой надзора за экономической политикой. 12Миссии МВФ ежегодно посещают страны-члены и проводят переговоры с министерствами финансов развития национальной экономики, а также центральными банками. Консультации ведутся на конференциальной основе, что позволяет и правительству, и МВФ быть максимально откровенными. По итогам консультаций миссия МВФ вырабатывает свое независимое от правительства мнение о положении экономики страны и подготавливает доклад для рассмотрения на Совете директоров МВФ, в который обязательно включаются рекомендации о том, что национальному правительству следует сделать для того, чтобы улучшить состояние экономики страны.

Правительство может результаты исследований опубликовать, включая  рекомендации в правительственную  программу действий, предоставить частному бизнесу или проигнорировать. В  свою очередь Фонд также может  отказать в предоставлении ресурсов правительству, если не согласен с его  действиями.

Помимо странового МВФ  осуществляет глобальный и региональный надзор. На основе публикуемого специального доклада «Мировой экономический  обзор/ World Economic Outlook» Советом директоров МВФ дважды в год проводится анализ состояния международной экономики.

Техническая помощь и подготовка кадров, предоставляемые МВФ по запросу  государств-членов, предназначены для  оказания им содействия в выполнении обязательств, которые принимаются  ими при вступлении в МВФ c тем, чтобы проводить политику, способствующую финансовой и макроэкономической стабильности, устойчивому экономическому росту и упорядоченной работе валютных режимов, а также представлять МВФ своевременные, точные и высококачественные данные о своей экономике. Не менее важно то, что техническая помощь и подготовка кадров являются также средствами оказания содействия государствам-членам в выполнении рекомендаций, которые являются результатом консультаций. 13

МВФ полномочен выделять кратко срочные ( до 1 года) и среднесрочную ( 3-5лет) финансовую помощь странам членам для финансового оздоровления макроэкономического состояния стран- членов. Средством реализации указанного служат разнообразные по характеру и виду соглашения, заключаемые МВФ и государтсвами- заемщиками (в частности, стабилизационные, соглашения о дополнительном финансировании и др.)14

Устав МВФ обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме  того, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики. Помимо организации  и упорядочения валютно-финансовых отношений стран- членов на основе выработанных в учредительных и иных актах  правил, сфера деятельности может  трактоваться более общим образом. В частности в Соглашении об МВФ  присутствует и такой вид деятельности, как "содействие расширению сбалансированного  роста международной торговли, с  целью увеличения занятости, доходов  и развития производительных сил  стран- членов".15

Центральной проблемой, стоящей  перед МВФ, была и остаётся проблема обеспечения международной ликвидности, то есть способности стран беспрепятственно производить платежи по внешнеторговым и другим международным операциям  и свободно превращать образующееся активное сальдо платёжного баланса  в валюты, используемые в качестве средств международных расчётов.

Высшим руководящим органом  МВФ является Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Чаще всего управляющие - министры финансов или руководители центральных банков, либо лица, такого же служебного положения. Совет управляющих выбирает из своего состава председателя. В компетенцию Совета входит: принятие новых членов, приостановление членства, исключение, заключение соглашений с международными организациями, утверждение соглашений с государствами о кредитовании, увеличение или уменьшение основного капитала, одобрение всеобщего пересмотра квот, распоряжение прибылью, утверждение бюджета Фонда, разрешение споров по толкованию Соглашения о МВФ, одобрение всеобщего изменения паритета валют, пересмотр норм по покупке иностранной валюты и др.16

Временный комитет из 24 членов консультирует Совет по вопросам, связанным с контролем над мировой валютной системой и ее адаптацией к происходящим переменам.

Исполнительным органом  МВФ является исполнительный совет. Он ведет повседневные дела Фонда. Он состоит из 24 исполнительных директоров. Пять из них назначаются странами с наибольшими вкладами (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания).

Основной капитал МВФ  образуется из взносов (квот) стран, входящих в фонд. Размеры квот устанавливаются  с учётом экономического значения страны в мировой торговле. Этой квотой определяется количество принадлежащих  государству голосов, а также  размер помощи, на которую оно может  рассчитывать. Порядок голосования, по словам французского юриста А. Пелле, «позволяет небольшому числу промышленно развитых государств играть ведущую роль в функционировании системы».

Таким образом, МВФ устроен  по принципу акционерного общества, т.е. возможности каждого участника  определяются вложенной им долей. В 1993 г. на долю США приходилось 18,2% голосов, Великобритании - 5,1%, Германии - 5,5%, Франции - 5,1%, Италии - 3,1%, Японии - 5,6%, Канады - 2,9%. Таким образом, США и страны Западной Европы располагают возможностью практически  полностью контролировать процесс  принятия решения в МВФ. 17

Первоначальными государствами - членами Фонда являются страны, представленные на Валютно-финансовой конференции Объединенных наций, правительства  которых принимают членство до 31 декабря 1945 года.

Другие страны имеют право  на вступление в число членов Фонда  в такое время и на таких  условиях, какие могут быть предписаны Советом управляющих. Указанные  условия, включая условия выплаты  взносов в Фонд, базируются на принципах, не противоречащих тем, которые применяются в отношении государств, уже являющихся членами.

Так членство в МВФ является  открытым  для любого государства, которое способно и готово выполнять  определённые обязанности. Вступая  в МВФ, страна обязуется выполнять  следующие требования:

  • постоянно информировать другие страны о мероприятиях по определению стоимости своих денег относительно денег других государств;
  • отказаться от ограничений на обмен национальных денег на другие валюты;
  • придерживаться такой экономической политики, которая приведёт к росту как собственного национального богатства, так и богатства всего сообщества в целом.

Статья IV Соглашения МВФ гласит: «Признавая, что важнейшая цель международной валютно-финансовой системы заключается в том, чтобы служить структурной основой, способствующей обмену товарами и услугами и движению капитала между странами и поддерживающей устойчивый экономический рост, а также что одной из основных задач является непрерывное совершенствование упорядоченных базисных условий, необходимых для финансовой и экономической стабильности, каждое государство - член обязуется сотрудничать с Фондом и другими государствами - членами в обеспечении упорядоченности валютных режимов и в содействии стабильности системы обменных курсов.” 18

Согласно Статьи XXVI, любое государство - член имеет право в любой момент выйти из Фонда, направив Фонду, в его штаб - квартиру, письменное уведомление. Государство - член выходит из Фонда с даты получения последним указанного уведомления.19

Итак Устав МВФ можно  охарактеризовать, как «кодекс добропорядочного валютного поведения», направленный на обеспечение финансового сотрудничества и стабильности валютных курсов.

  1. Структура и компетенция Всемирного Банка

Система  Всемирового банка включает в свой состав Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития.

Международный банк реконструкции и развития учрежденный в 1945 году является одним из крупнейших международных финансовых институтов. Целями МБРР, закрепленными в Статьях Соглашения Международного банка рекострукции и развития выступают: оказание помощи в реконструкции и развитии территорий членов путем содействия осуществлению капиталовложений в продуктивных целях, в том числе для восстановления экономики, разрушенной или пострадавшей в результате войны, реконверсии производственных предприятий с учетом нужд мирного времени, а также стимулирование развития производственных предприятий и ресурсов в менее развитых странах; поощрение частных и иностранных инвестиций путем предоставления гарантий или участия в займах и иных инвестициях частных инвесторов; стимулирование сбалансированного роста международной торговли, а также поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций в развитие производства.20

Специалист в области международного права Бекяшев отмечает, что указанные  цели свидетельствуют о тесном переплетении в деятеьности МБРР финансово-инвестиционных и торгово-экономичексих аспектов.21

Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся  экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни  людей. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер. Займы должны погашаться в течение 15 - 20 лет; до начала погашения основной суммы займа предусмотрен 3-5-летний льготный период. Основное назначение кредитов - стимулирование развития частного сектора в странах-членах. К принятию решения о предоставлении кредита в страну направляется миссия МБРР, которая изучает экономическую ситуацию, оценивает целесообразность осуществления проектов, под которые планируются кредиты. Миссия составляет свой вывод и рекомендации, которые страна должен принять, иначе может и не получить кредита.

Одновременно с предоставлением  кредитов, МБРР является значительным заемщиком на мировом финансовом рынке. Он выпускает облигации под 7% ежегодных, что очень выгодно  частным инвесторам, их интерес подогревается  еще и тем, что банк дает гарантии под эти облигации. Кроме того, частные банки и другие кредитные  институты вкладывают также свои капиталы в облигации МБРР. За счет эмиссии облигаций МБРР формирует 94% своих ресурсов.

Организационная структура управления МБРР совпадает с МВФ и включает три основных блока: Совет управляющих, Исполнительный совет и Директор-распорядитель. Членами МБРР являются государства- члены МВФ. Взносы стран, вступающих в члены Всемирного Банка, составляют менее 5 процентов бюджета МБРР. Правительства  стран-членов покупают акции, количество которых определяется относительным  уровнем экономического развития той  или иной страны, но оплачивают лишь незначительную часть их стоимости. Неоплаченная часть - это "деньги до востребования" на тот случай, если Банк понесет настолько большие убытки, что окажется не в состоянии платить своим кредиторам, хотя такого еще ни разу не происходило. Этот гарантийный капитал может использоваться только для выплат держателям облигаций и не может быть направлен на покрытие административных расходов или предоставление займов. Квота страны-члена в МБРР соответствует квоте в МВФ.

Международная ассоциация развития (International Development Association) была учреждена в 1960 году как дочерняя организация МБРР, но обладает статусом специализированного учреждения ООН. Являясь филиалом МБРР, MAP ставит те же цели, что и Банк, ее деятельность направлена на создание благоприятных условий для частных капиталовложений, поощрение экспорта капитала в развивающиеся страны, предоставление беспроцентных займов беднейшим странам мира. MAP имеет общую с МБРР администрацию.22Президент Банка одновременно является и президентом Ассоциации. Хотя формально MAP имеет свои руководящие органы (Совет управляющих и Исполнительный директорат), на практике она является филиалом, руководство которым осуществляет МБРР, так как управляющие и исполнительные директора МБРР занимают те же посты в MAP. Уставы МФК и MAP связывают членство государств в этих организациях с членством в МБРР. Любое государство-член, которое будет лишено своего статуса члена Банка или которое прекратит участие в нем, будет автоматически лишено членства в Корпорации и в Ассоциации.

Информация о работе Международные валютно-финансовые правоотношения