Местное управление и самоуправление в идеологическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 15:10, контрольная работа

Краткое описание

С 20 июля 2010 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В нем комплексно урегулированы общественные отношения в сфере местного управления и самоуправления, детально разделены полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Изменена и структура Закона. Сделан акцент на роли именно местного самоуправления.

Содержание

1. Характеристика местного управления и самоуправления в РБ. 3
Акты органов местного управления и самоуправления 6
2. Участие местных советов в идеологической работе белорусского государства. 8
Список источников 13

Вложенные файлы: 1 файл

кр.docx

— 45.87 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования «Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

Факультет заочного обучения

Кафедра инженерной психологии и эргономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства»

Тема: «Местное управление и самоуправление в идеологическом процессе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

Оглавление

 

1. Характеристика местного управления и самоуправления в РБ. 3

Акты органов местного управления и самоуправления 6

2. Участие местных советов в идеологической работе белорусского государства. 8

Список источников 13

Приложения 14

 

 

 

  1. Характеристика местного управления и самоуправления в РБ.

 

С 20 июля 2010 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В нем комплексно урегулированы общественные отношения в сфере местного управления и самоуправления, детально разделены полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Изменена и структура Закона. Сделан акцент на роли именно местного самоуправления. Документ дает теоретическую возможность дальше развивать процесс укрепления местной власти в целях повышения эффективности ее работы с населением. Он предоставил местным органам соответствующие полномочия, чтобы решать необходимые вопросы на местном уровне, а не обращаться по каждому поводу за помощью в вышестоящие инстанции.

Декларируется, что местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со следующими основными  принципами:

  • законность;
  • социальная справедливость;
  • защита прав и законных интересов граждан;
  • сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;
  • единство и целостность системы местного управления и самоуправления;
  • взаимодействие органов местного управления и самоуправления;
  • разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;
  • выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;
  • гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;
  • ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений;
  • обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;
  • самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления.

Несмотря  на значительные изменения в структуре  самого Закона, обусловленные ориентацией  на требования международных правовых документов в области самоуправления, система органов местного самоуправления не изменилась. Как и ранее, она  представлена Советами и органами территориального общественного самоуправления.

Система Советов  депутатов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных  уровней: областного, базового и первичного. Основным звеном системы местного самоуправления Республики Беларусь являются именно Советы депутатов. Советы избираются гражданами и являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

К областному территориальному уровню относятся  областные, Минский городской Советы. Советы областного уровня являются вышестоящими по отношению к Советам базового и первичного территориальных уровней.

К базовому территориальному уровню относятся  городские (городов областного подчинения), районные Советы. Советы базового уровня являются вышестоящими по отношению  к Советам первичного территориального уровня.

Минский городской  Совет обладает также правами  Совета базового уровня.

К первичному территориальному уровню относятся  городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы.

Местные Советы депутатов осуществляют свою деятельность в форме сессий и через деятельность своих органов - президиума Совета и  постоянных комиссий.

Значительное  место в Законе 2010 г. отведено территориальным органам общественного самоуправления. Основной целью территориального общественного самоуправления являются развитие и осуществление на соответствующей части административно-территориальной единицы инициатив граждан по вопросам местного значения. Закрепляется то, что орган территориального общественного самоуправления может быть коллегиальным либо единоличным (староста, старейшина и др.).

Орган территориального общественного самоуправления подотчетен в своей деятельности местному собранию и соответствующему Совету депутатов. Контроль за деятельностью органа территориального общественного самоуправления осуществляет соответствующий Совет депутатов.

Местное управление представляет собой форму организации  и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для  решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов  и интересов граждан.

Система органов  местного управления не претерпела изменений  и состоит из трех территориальных  уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации  районов в городах.

К областному территориальному уровню относятся  областные, Минский городской исполнительные комитеты. Исполкомы областного уровня являются вышестоящими по отношению  к исполнительным и распорядительным органам базового и первичного территориальных  уровней. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов  областного подчинения), районные исполкомы. Исполкомы базового уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам первичного территориального уровня. Кроме того, Законом 2010 г. предусмотрено, что Минский городской исполком обладает также правами исполкома базового уровня.

К первичному территориальному уровню относятся  городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполкомы, администрации  районов в городах.

По сравнению  с ранее действовавшим законодательством, Законом 2010 г. более четко разграничена компетенция исполнительных комитетов различных уровней, которая дополнена рядом новых полномочий. В Законе 2010 г. уточнены, систематизированы вопросы деятельности исполнительных и распорядительных органов всех уровней.

В частности, прежний Закон содержал перечень вопросов, относящихся к компетенции  местной администрации, состоящий  из 22 пунктов. Теперь же общая компетенция местных Советов депутатов изложена в 38 позициях (Приложение А).

Однако Закон  2010 г. предусматривает также особенности компетенции местных Советов депутатов каждого территориального уровня: областного, базового, городского и первичного. (Приложения Б,В,Г,Д)

К исключительной компетенции местных Советов  депутатов в соответствии со ст. 121 Конституции относятся: утверждение  программ экономического и социального  развития, местных бюджетов и отчетов  об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов  и сборов; определение в пределах, установленных законом, порядка  управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначение местных  референдумов.

Другие не предусмотренные законодательством  Республики Беларусь полномочия осуществляются Советами, если они им делегированы в установленном порядке иными  государственными органами.

 

Акты  органов местного управления и самоуправления 
 
 В соответствии со ст. 122 Конституции Республики Беларусь местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. 
 
 Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем и управляющим делами (секретарем) исполкома. 
 
 Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов. Решение о самороспуске Совета принимается не менее чем двумя третями голосов от числа избранных депутатов. 
 
 Правовыми актами президиума Совета являются решения, которые принимаются большинством голосов от его состава. Постоянные комиссии местного Совета депутатов также принимают решения. 
 
 Руководители комитетов, управлений, отделов и других структурных подразделений исполнительных комитетов издают приказы. 
 
 Председатели исполнительных комитетов и председатели местных Советов депутатов издают распоряжения по вопросам, которые не требуют коллегиального обсуждения. 
 
 Нормативные акты Советов и исполнительных комитетов подлежат публикации в местных периодических изданиях. Нормативные правовые акты областных и Минского городского Совета депутатов, областных и Минского городского исполнительных комитетов публикуются в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь. Решения Советов и исполкомов вступают в силу в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. 
 
 Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. Президент Республики Беларусь вправе приостановить решения местных Советов депутатов. 
 
 Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь. 
 Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке. 
 Для оперативности принятия решений в Законе 2010 г. закреплена норма о возможности нового способа принятия решения исполнительным и распорядительным органом. Так, решения исполнительного и распорядительного органа по отдельным вопросам, не терпящим отлагательства, могут приниматься с письменного разрешения председателя исполкома (главы местной администрации) путем опроса и визирования членами исполнительного и распорядительного органа проектов соответствующих решений.

В целях расширения возможностей граждан в решении  вопросов местного значения предусмотрено, что по решению местного собрания или органа территориального общественного  самоуправления может вводиться  добровольный сбор средств граждан, или так называемое самообложение. Эти средства включаются в местный  бюджет и расходуются только на цели, определенные местным собранием  или органом территориального общественного  самоуправления.

Впервые законодательно закреплен такой единоличный  орган территориального общественного  самоуправления, как институт старост. На сегодняшний день в соответствии с Законом 2010 г. институт старост – это действенное звено между населением и органами местного управления и самоуправления.

Таким образом, Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. является итогом систематизации нормативных положений в данной области, призванным комплексно регулировать эту сферу общественных отношений. С принятием Закона 2010 г. Беларусью сделан определенный шаг по сближению с аналогичным законодательством европейских государств. Благодаря данному Закону местные Советы получили право объединяться на добровольной основе в ассоциации для определения и дальнейшего движения региональных и местных инициатив.

  1. Участие местных советов в идеологической работе белорусского государства.

 

Особенно  важно, чтобы на местном уровне была создана ярко выраженная социальная технология идеологической работы. Ее слагаемые компоненты были в основном сформулированы на республиканском  семинаре-совещании управленческих кадров Республики Беларусь в марте 2003 года. Основные из них:

1. Научно-обоснованное, соответствующее лучшей мировой  и отечественной практике формирование  путей и целей развития государства  и общества, грамотное, доступное  доведение их до сведения и  понимания гражданами государства,  его регионов, трудовых коллективов.

2. Систематическое,  полное и целенаправленное информирование  граждан о важнейших событиях, внутренней и внешней политике  государства, его стратегических  и текущих задачах, решениях государственных органов, а также по всем вопросам, касающимся социально-экономического развития местных территорий, в контексте чего каждому гражданину предстоит определять свое место в политическом процессе, корректировать свои действия. Следует расширить возможности имеющейся в стране информационной системы, сделать ее более доступной, полнее сориентировать информационные потоки на местные территории. В целях пропаганды новых знаний в области экономики, социальной политики, правового обучения важным подспорьем могли бы стать информационные центры делового общения идеологического актива преподавателей учебных заведений.

3. Повышение  уровня политической грамотности  и культуры населения, его нравственности  и социальной активности, воспитания  внутренней убежденности и готовности  вносить максимально возможный  вклад в решение жизненно важных  проблем конкретной территории  и государства в целом.

4. Определение  и реализация на практике всех  составляющих идейно-воспитательного  процесса на местном уровне, оптимальных  способов идейного влияния на  сознание и поведение граждан  страны и каждой конкретной  территории. Выработка системы, умений  и навыков идеологической работы  с людьми, выявление их способностей, потенциальных возможностей в  целях повышения эффективности  работы и достижения поставленных  задач.

5. Формирование  у граждан позитивного отношения  к решению главных экономически, социальных, идейно-воспитательных  проблем, в процессе которого  они вовлекаются, с целью обеспечения  их влияния в нужном, желательном  направлении, поддержки при этом  деятельности государственных органов  и принимаемых ими решений.

6. Выработка и реализация умения  целенаправленно, аргументировано  влиять на мотивационную сферу  людей, связанную с их участием  в решении задач, стоящих перед  государством и местным сообществом.

Названные компоненты, социальные технологии, их степень и пропорции в процессе и системе идеологической работы зависят от сферы конкретной деятельности, от объема задач и готовности к  их решению того или иного коллектива, каждого отдельного индивидуума. Их следует применять, конкретизируя  в зависимости от объекта приложения и специфических условий определенного  уровня управления, характера хозяйственно-экономической  и социально-воспитательной деятельности.

Идеологический заряд несут  в себе и многие проводимые на местном  уровне, казалось бы, чисто управленческие меры и мероприятия. Имеются в  виду регулярные советы с людьми по наиболее важным проблемам жизни  местных территорий, изучение их мнения в процессе анализа и оценки ситуации, подготовки и принятия управленческих решений.

В стране повсеместно созданы информационно-пропагандистские и консультативные группы, проводятся единые дни информирования, чаще всего  по единой тематике. Как правило, в  ходе этих акций вышестоящими руководителями одновременно ведется прием граждан, уточняются и решаются вопросы, поднимаемые  в письменных и устных обращениях граждан. В эти дни не проводятся иные мероприятия, благодаря чему не сбивается ритм идеологической работы.

Информация о работе Местное управление и самоуправление в идеологическом процессе