Повсеместно действуют группы докладчиков,
которые являются важным инструментом
информирования людей, формирования общественного
мнения и одновременно эффективным
средством политического роста
самих руководителей. Важную роль здесь
призваны сыграть возобновляющие свою
деятельность областные, городские, районные,
первичные организации общества
«Знание», представляющие собой весьма
важный и нужный канал информационного
просвещения населения.
Хорошо зарекомендовали себя организованные
в ряде мест прямые телефонные линии
местных исполкомов, дни открытого
письма. Как показывает практика, такие
меры в два и более раза сокращают
поступление в разные властные инстанции
письменных обращений граждан, что
само по себе немаловажно.
В комплексе помогает эффективно решать
многие информационные, мобилизационные,
организационно-методические и идейно-воспитательные
проблемы проведение выездных заседаний
исполкомов на предприятиях и в хозяйствах.
Получили право на жизнь и такие
формы идеологической работы как
пресс-центры в областях, городах
и районах. Так, в Кобринском районе
в состав Совета пресс-центра вошло
49 человек из числа депутатов, руководителей
предприятий, отделов и служб
райисполкома, представителей средств
массовой информации. Периодически проводятся
пресс-конференции, обеспечивается связь
с органами печатной и эфирной
информации.
Весомой идеологической составляющей
на местном уровне являются и некоторые
формы морального и материального
поощрения тружеников города и села:
доски почета, переходящие знамена,
вымпелы, грамоты, благодарственные письма,
именные стипендии, письма-благодарности
родителям за хорошее воспитание
детей. Большой идейно-воспитательный
потенциал заложен в обеспечении
соревнования между коллективами и
гражданами на всех уровнях хозяйственно-экономической
и социально-воспитательной деятельности.
Все эти формы идеологической работы
дают местным исполкомам возможность
лучше знать настроение людей, держать
руку на пульсе жизни, владеть идеологической
ситуацией, ориентироваться в процессах,
связанных с организацией выполнения
жизненно важных решений, вовремя принимать
меры и корректировать свои действия.
Сегодня становится все более ощутимой
потребность в том, чтобы идеологическая
работа на всех уровнях, в том числе
и на местном, велась на профессиональной
основе. В областных, городских и
районных исполкомах созданы структуры,
призванные заниматься информационно-пропагандистской
работой. Однако они пока еще работают
недостаточно эффективно, чаще всего
выполняют несвойственные им функции.
Деятельность их носит в большей
степени компанейский характер, от
чего в итоге страдает и авторитет
власти в целом.
Кадры, призванные обеспечивать идеологическую
работу пока еще в большей степени
являются технологами, чиновниками, а
не стратегами и генераторами идей.
Идейно-политические цели для них
второстепенные, порой непонятные и
необязательные. Время требует постоянного
творчества, обновления форм и методов
идейно-воспитательной работы. Руководители
всех уровней должны владеть технологией,
обогащаться навыками, умением, приемами,
теоретическими знаниями, вооружаться
опытом, набором целевых установок
и ориентаций, создавать и реализовывать
механизм идеологической работы, идейно-политического
влияния на массы в целях успешного
получения требуемого результата.
Назрела острая необходимость в
формировании идеологического ядра
в трудовых коллективах и по месту
жительства населения. Главой государства
выдвинуто требование на предприятиях
с числом работников более 300, в организациях
АПК — 150 и более ввести должности
заместителей руководителей по идеологической
работе. В организациях с меньшим
числом работников эта обязанность
возложена на заместителей, курирующих
кадровую работу и социально-бытовые
вопросы.
Все это требует решения некоторых
организационно-практических вопросов.
Прежде всего, надо четко определить
в общегосударственном классификаторе
должностей статус заместителя руководителя
по идеологическим вопросам, дать классификационную
характеристику этой должности. Требуется
повышение ответственности самого
руководителя за состояние идеологической
ситуации и идеологической работы в
коллективе. Именно руководитель как
первое лицо в коллективе должен быть
здесь и первым идеологом и
пропагандистом.
Важно также, чтобы пропагандистской
работой занимались специалисты
всех уровней, служащие государственного
аппарата, которые имеют более
широкие возможности квалифицированного
информирования населения по всем проблемам
жизни и деятельности населения,
оперативного на их реагирования. Идеологическим
работником должен быть каждый, кто трудится
в органах власти и государственных учреждениях,
— именно так поставлена задача Главой
государства. Успех в этом деле будет обеспечен,
если все эти работники станут к своим
обязанностям подходить творчески, постоянно
вести поиск новых форм и методов работы
с людьми. Здесь нужны максимальные ответственность
и организованность.
Важным идеологическим фактором, серьезно
влияющим на настроение и поведение
людей, является уровень культуры в
работе органов местного управления
и самоуправления, тех, с которыми
непосредственно контактируют люди,
куда они, прежде всего, идут за решением
своих жизненно необходимых вопросов.
Государственные служащие, хозяйственные
руководители и специалисты здесь
должны быть не просто функционерами,
людьми определенной деятельности по
штату, но и в обязательном порядке
идеологами, готовыми грамотно и компетентно
решать местные вопросы, доходить до
каждого человека.
Любая слабость, некомпетентность, проявленные
при решении обыкновенных, даже житейских,
чисто человеческих проблем, — это
в то же время серьезный пробел
в системе идеологической работы.
Они могут превратиться в недоверие
к власти в целом, к проводимому
ею на всех уровнях курсу, которое
трудно будет потом восполнить даже
набором хороших чисто пропагандистских
мер. И наоборот, внимание к поставленной
проблеме, готовность решить ее лучшим
образом способны умножить энергию
и силы, направить их на решение
самых сложных вопросов не только
местного сообщества, но и в целом
общества и государства.
Важной идеологической составляющей
реформы местного самоуправления является
и то, чтобы местные органы и
население получили не только ориентировку
по вопросам дальнейшей работы, но четкие
рекомендации, образцы опыта, модельные
проекты документов и типовых
решений по вопросам обеспечения
своей деятельности. В стране необходимо
иметь единую систему анализа, обобщения
и обмена необходимым на местах опытом
работы, в том числе и пропагандистско-идеологическим.
Свою нишу в идеолого-пропагандистской
практике должен занять и имеющийся
в мире опыт реформ. При этом здесь
нельзя допускать резких шараханий
и обвального низвержения того, что
имеется в отечественном арсенале
апробированных форм и методов деятельности.
Несомненно, что идеологическое обеспечение
местного самоуправления в целом
и процесса его реформирования, в
частности, немыслимо без осуществления
демократии на основе многообразия политических
институтов и мнений. Необходим действенный
механизм этой работы, с помощью
которого стало бы возможным, опираясь
на общественные объединения граждан,
обеспечить не только эффективное, но
и максимально приближенное к
каждому гражданину управление, где
бы он оказался не только заинтересованным,
но и готовым выполнять самоуправленческие
функции.
Список
использованных источников
- Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»
- Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в результате республиканских референдумов) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - №1.
- Гарбуз А.А. В поиске оптимальной модели: Эффективное взаимодействие между республиканскими и местными органами управления и самоуправления как фактор устойчивого развития Республики Беларусь / Алексей Гарбуз // Беларуская думка. - 2010.
- №6. - С. 106.
- Эсмантович Е.И. Соотношение местного самоуправления и государственного управления в Беларуси и России // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2010.
- №1. - С. 119.
- Антонова О.А. Конституционные основы местного самоуправления: сравнительно-правовой анализ / О.А. Антонова // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы. - Минск: Издательский центр БГУ, 2008.
- Т. 2. - С. 61-63.
- О: состоянии идеологической работы и мерах по её совершенствованию. -Мн., Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2003.
- В.В. Шинкарев, Л.В. Вартанова. Идеология государственности и общественного развития Республики Беларусь. -Мн., 2003.
Приложения
Приложение А. Общая компетенция местных Советов депутатов
- представляют интересы соответствующего района в городе во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
- участвуют в составлении и исполнении соответствующих местных бюджетов (администрации районов в городе Минске - бюджетных смет администраций районов в городе Минске);
- распоряжаются коммунальной собственностью в порядке, установленном городским Советом, а также осуществляют контроль за ее использованием на соответствующей территории;
- обеспечивают государственные минимальные социальные стандарты в области социальной поддержки и социального обслуживания, оплаты труда, пенсионного обеспечения и в других областях;
- вносят в городской исполком, Совет и его органы предложения по всем вопросам местного значения и участвуют в их рассмотрении;
- организуют обсуждение на соответствующей территории важных вопросов местного и республиканского значения;
- информируют граждан и организации о состоянии дел на соответствующей территории по вопросам местного значения;
- организуют работу органов территориального общественного самоуправления, созывают местные собрания, оказывают содействие в выполнении их решений, поощряют органы территориального общественного самоуправления за активное участие в решении вопросов местного значения;
- решают вопросы демографической безопасности, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи;
- решают вопросы размещения объектов строительства на соответствующей территории;
- обеспечивают развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства, создают условия для обеспечения граждан жилыми помещениями, в том числе организуют строительство жилых помещений социального пользования, предоставляют такие помещения;
- обеспечивают предоставление льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- создают условия для обеспечения граждан услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание граждан на соответствующей территории (только администрации районов в городе Минске);
- создают условия для реализации гражданами права на образование, осуществляют контроль за обеспечением качества образования;
- обеспечивают распространение культурных ценностей, проводят культурные мероприятия и осуществляют стимулирование культурной деятельности граждан, проводят мероприятия по охране историко-культурного наследия;
- проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с гражданами, содержат физкультурно-спортивные сооружения.
- обеспечивают санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан;
- способствуют развитию профсоюзных, молодежных, детских, женских, ветеранских и иных общественных объединений;
- проводят мероприятия в области государственной молодежной политики;
- совместно с правоохранительными органами осуществляют деятельность по охране общественного порядка;
- осуществляют деятельность по профилактике правонарушений;
- участвуют в противодействии экстремизму, в том числе терроризму;
- участвуют в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий по гражданской обороне, обеспечении пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- обеспечивают безопасность дорожного движения;
- совершают действия, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
- организуют библиотечное обслуживание граждан, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов;
- обеспечивают благоустройство и поддержание надлежащего санитарного состояния на соответствующей территории, привлекают граждан и организации к осуществлению таких работ;
- организуют освещение улиц и установку указателей с названиями улиц и номерами домов;
- организуют работы по удалению коммунальных отходов;
- принимают меры по обеспечению охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
- обеспечивают осуществление на соответствующей территории контроля за соблюдением законодательства, осуществляют разъяснение вопросов применения законодательства, относящихся к компетенции органов местного управления и самоуправления;
- проводят мероприятия, связанные с государственными праздниками, праздничными днями и памятными датами;
- выступают учредителями местных средств массовой информации;
- решают вопросы, связанные с охраной труда;
- выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;
- рассматривают вопросы о необходимости освобождения от должностей руководителей расположенных на соответствующей территории организаций в случае невыполнения ими решений местной администрации, либо Совета, исполкома базового уровня, либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов;
- рассматривают вопросы о необходимости привлечения к ответственности расположенных на соответствующей территории организаций, их должностных лиц и иных граждан, о возмещении вреда, причиненного их решениями, действиями (бездействием) интересам граждан, местному хозяйству, окружающей среде, в случае невыполнения ими решений местной администрации, либо Совета, исполкома базового уровня, либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные
Законом 2010 г. и другими актами законодательства.
Приложение Б. Пределы компетенции Советов областного
уровня.
- обеспечивают сбалансированность бюджетов административно-территориальных единиц на соответствующей территории;
- регулируют порядок осуществления административных процедур на соответствующей территории;
- оказывают государственную поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям индивидуально;
- утверждают предельный размер долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год;
- определяют меры социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей;
- утверждают примерное положение об органе территориального общественного самоуправления;
присваивают звание почетного гражданина
области (города Минска), определяют порядок
присвоения такого звания и особенности
статуса почетного гражданина и
др.
Приложение В. Пределы компетенции Советов базового
уровня.
- утверждают территориальные планы развития районов, генеральные планы городов районного подчинения и других населенных пунктов, расположенных на соответствующей территории;
- утверждают предельный размер долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год;
- присваивают звание почетного гражданина соответственно города, района, определяют порядок присвоения такого звания и особенности статуса почетного гражданина.
Приложение Г. Пределы компетенции городских Советов
(городов с районным делением) помимо вышеобозначенных
полномочий.
- выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;
- осуществляют контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления.
Приложение Д. Компетенция советов
первичного уровня.
- вносят в Совет и исполком базового уровня предложения по социальной защите граждан;
- вносят в Совет базового уровня предложения о размерах отчислений от местных налогов и сборов, суммах дотаций в бюджеты первичного уровня;
- выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;
- утверждают положение о единоличном органе территориального общественного самоуправления;