Местное управление и самоуправление в идеологическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 15:10, контрольная работа

Краткое описание

С 20 июля 2010 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В нем комплексно урегулированы общественные отношения в сфере местного управления и самоуправления, детально разделены полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Изменена и структура Закона. Сделан акцент на роли именно местного самоуправления.

Содержание

1. Характеристика местного управления и самоуправления в РБ. 3
Акты органов местного управления и самоуправления 6
2. Участие местных советов в идеологической работе белорусского государства. 8
Список источников 13

Вложенные файлы: 1 файл

кр.docx

— 45.87 Кб (Скачать файл)

Повсеместно действуют группы докладчиков, которые являются важным инструментом информирования людей, формирования общественного  мнения и одновременно эффективным  средством политического роста  самих руководителей. Важную роль здесь  призваны сыграть возобновляющие свою деятельность областные, городские, районные, первичные организации общества «Знание», представляющие собой весьма важный и нужный канал информационного  просвещения населения.

Хорошо зарекомендовали себя организованные в ряде мест прямые телефонные линии  местных исполкомов, дни открытого  письма. Как показывает практика, такие  меры в два и более раза сокращают  поступление в разные властные инстанции  письменных обращений граждан, что  само по себе немаловажно.

В комплексе помогает эффективно решать многие информационные, мобилизационные, организационно-методические и идейно-воспитательные проблемы проведение выездных заседаний  исполкомов на предприятиях и в хозяйствах. Получили право на жизнь и такие  формы идеологической работы как  пресс-центры в областях, городах  и районах. Так, в Кобринском районе в состав Совета пресс-центра вошло 49 человек из числа депутатов, руководителей  предприятий, отделов и служб  райисполкома, представителей средств  массовой информации. Периодически проводятся пресс-конференции, обеспечивается связь  с органами печатной и эфирной  информации.

Весомой идеологической составляющей на местном уровне являются и некоторые  формы морального и материального  поощрения тружеников города и села: доски почета, переходящие знамена, вымпелы, грамоты, благодарственные письма, именные стипендии, письма-благодарности  родителям за хорошее воспитание детей. Большой идейно-воспитательный потенциал заложен в обеспечении  соревнования между коллективами и  гражданами на всех уровнях хозяйственно-экономической  и социально-воспитательной деятельности.

Все эти формы идеологической работы дают местным исполкомам возможность  лучше знать настроение людей, держать  руку на пульсе жизни, владеть идеологической ситуацией, ориентироваться в процессах, связанных с организацией выполнения жизненно важных решений, вовремя принимать  меры и корректировать свои действия.

Сегодня становится все более ощутимой потребность в том, чтобы идеологическая работа на всех уровнях, в том числе  и на местном, велась на профессиональной основе. В областных, городских и  районных исполкомах созданы структуры, призванные заниматься информационно-пропагандистской работой. Однако они пока еще работают недостаточно эффективно, чаще всего  выполняют несвойственные им функции. Деятельность их носит в большей  степени компанейский характер, от чего в итоге страдает и авторитет  власти в целом.

Кадры, призванные обеспечивать идеологическую работу пока еще в большей степени  являются технологами, чиновниками, а  не стратегами и генераторами идей. Идейно-политические цели для них  второстепенные, порой непонятные и  необязательные. Время требует постоянного  творчества, обновления форм и методов  идейно-воспитательной работы. Руководители всех уровней должны владеть технологией, обогащаться навыками, умением, приемами, теоретическими знаниями, вооружаться  опытом, набором целевых установок  и ориентаций, создавать и реализовывать  механизм идеологической работы, идейно-политического  влияния на массы в целях успешного  получения требуемого результата.

Назрела острая необходимость в  формировании идеологического ядра в трудовых коллективах и по месту  жительства населения. Главой государства  выдвинуто требование на предприятиях с числом работников более 300, в организациях АПК — 150 и более ввести должности  заместителей руководителей по идеологической работе. В организациях с меньшим  числом работников эта обязанность  возложена на заместителей, курирующих кадровую работу и социально-бытовые  вопросы.

Все это требует решения некоторых  организационно-практических вопросов. Прежде всего, надо четко определить в общегосударственном классификаторе должностей статус заместителя руководителя по идеологическим вопросам, дать классификационную  характеристику этой должности. Требуется  повышение ответственности самого руководителя за состояние идеологической ситуации и идеологической работы в  коллективе. Именно руководитель как  первое лицо в коллективе должен быть здесь и первым идеологом и  пропагандистом. 

Важно также, чтобы пропагандистской работой занимались специалисты  всех уровней, служащие государственного аппарата, которые имеют более  широкие возможности квалифицированного информирования населения по всем проблемам  жизни и деятельности населения, оперативного на их реагирования. Идеологическим работником должен быть каждый, кто трудится в органах власти и государственных учреждениях, — именно так поставлена задача Главой государства. Успех в этом деле будет обеспечен, если все эти работники станут к своим обязанностям подходить творчески, постоянно вести поиск новых форм и методов работы с людьми. Здесь нужны максимальные ответственность и организованность.

Важным идеологическим фактором, серьезно влияющим на настроение и поведение  людей, является уровень культуры в  работе органов местного управления и самоуправления, тех, с которыми непосредственно контактируют люди, куда они, прежде всего, идут за решением своих жизненно необходимых вопросов. Государственные служащие, хозяйственные  руководители и специалисты здесь  должны быть не просто функционерами, людьми определенной деятельности по штату, но и в обязательном порядке  идеологами, готовыми грамотно и компетентно  решать местные вопросы, доходить до каждого человека.

Любая слабость, некомпетентность, проявленные  при решении обыкновенных, даже житейских, чисто человеческих проблем, — это  в то же время серьезный пробел в системе идеологической работы. Они могут превратиться в недоверие  к власти в целом, к проводимому  ею на всех уровнях курсу, которое  трудно будет потом восполнить даже набором хороших чисто пропагандистских мер. И наоборот, внимание к поставленной проблеме, готовность решить ее лучшим образом способны умножить энергию  и силы, направить их на решение  самых сложных вопросов не только местного сообщества, но и в целом  общества и государства.

Важной идеологической составляющей реформы местного самоуправления является и то, чтобы местные органы и  население получили не только ориентировку по вопросам дальнейшей работы, но четкие рекомендации, образцы опыта, модельные  проекты документов и типовых  решений по вопросам обеспечения  своей деятельности. В стране необходимо иметь единую систему анализа, обобщения  и обмена необходимым на местах опытом работы, в том числе и пропагандистско-идеологическим.

Свою нишу в идеолого-пропагандистской практике должен занять и имеющийся  в мире опыт реформ. При этом здесь  нельзя допускать резких шараханий  и обвального низвержения того, что  имеется в отечественном арсенале апробированных форм и методов деятельности.

Несомненно, что идеологическое обеспечение  местного самоуправления в целом  и процесса его реформирования, в  частности, немыслимо без осуществления  демократии на основе многообразия политических институтов и мнений. Необходим действенный  механизм этой работы, с помощью  которого стало бы возможным, опираясь на общественные объединения граждан, обеспечить не только эффективное, но и максимально приближенное к  каждому гражданину управление, где  бы он оказался не только заинтересованным, но и готовым выполнять самоуправленческие функции.

Список  использованных источников

 

  1. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»
  2. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в результате республиканских референдумов) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - №1.
  3. Гарбуз А.А. В поиске оптимальной модели: Эффективное взаимодействие между республиканскими и местными органами управления и самоуправления как фактор устойчивого развития Республики Беларусь / Алексей Гарбуз // Беларуская думка. - 2010. - №6. - С. 106.
  4. Эсмантович Е.И. Соотношение местного самоуправления и государственного управления в Беларуси и России // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2010. - №1. - С. 119.
  5. Антонова О.А. Конституционные основы местного самоуправления: сравнительно-правовой анализ / О.А. Антонова // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы. - Минск: Издательский центр БГУ, 2008. - Т. 2. - С. 61-63.
  6. О: состоянии идеологической работы и мерах по её совершенствованию. -Мн., Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2003.
  7. В.В. Шинкарев, Л.В. Вартанова. Идеология государственности и общественного развития Республики Беларусь. -Мн., 2003.

 

Приложения

 

Приложение А. Общая компетенция местных Советов депутатов

  • представляют интересы соответствующего района в городе во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
  • участвуют в составлении и исполнении соответствующих местных бюджетов (администрации районов в городе Минске - бюджетных смет администраций районов в городе Минске);
  • распоряжаются коммунальной собственностью в порядке, установленном городским Советом, а также осуществляют контроль за ее использованием на соответствующей территории;
  • обеспечивают государственные минимальные социальные стандарты в области социальной поддержки и социального обслуживания, оплаты труда, пенсионного обеспечения и в других областях;
  • вносят в городской исполком, Совет и его органы предложения по всем вопросам местного значения и участвуют в их рассмотрении;
  • организуют обсуждение на соответствующей территории важных вопросов местного и республиканского значения;
  • информируют граждан и организации о состоянии дел на соответствующей территории по вопросам местного значения;
  • организуют работу органов территориального общественного самоуправления, созывают местные собрания, оказывают содействие в выполнении их решений, поощряют органы территориального общественного самоуправления за активное участие в решении вопросов местного значения;
  • решают вопросы демографической безопасности, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи;
  • решают вопросы размещения объектов строительства на соответствующей территории;
  • обеспечивают развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства, создают условия для обеспечения граждан жилыми помещениями, в том числе организуют строительство жилых помещений социального пользования, предоставляют такие помещения;
  • обеспечивают предоставление льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • создают условия для обеспечения граждан услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
  • создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание граждан на соответствующей территории (только администрации районов в городе Минске);
  • создают условия для реализации гражданами права на образование, осуществляют контроль за обеспечением качества образования;
  • обеспечивают распространение культурных ценностей, проводят культурные мероприятия и осуществляют стимулирование культурной деятельности граждан, проводят мероприятия по охране историко-культурного наследия;
  • проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с гражданами, содержат физкультурно-спортивные сооружения.
  • обеспечивают санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан;
  • способствуют развитию профсоюзных, молодежных, детских, женских, ветеранских и иных общественных объединений;
  • проводят мероприятия в области государственной молодежной политики;
  • совместно с правоохранительными органами осуществляют деятельность по охране общественного порядка;
  • осуществляют деятельность по профилактике правонарушений;
  • участвуют в противодействии экстремизму, в том числе терроризму;
  • участвуют в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий по гражданской обороне, обеспечении пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • обеспечивают безопасность дорожного движения;
  • совершают действия, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;
  • организуют библиотечное обслуживание граждан, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов;
  • обеспечивают благоустройство и поддержание надлежащего санитарного состояния на соответствующей территории, привлекают граждан и организации к осуществлению таких работ;
  • организуют освещение улиц и установку указателей с названиями улиц и номерами домов;
  • организуют работы по удалению коммунальных отходов;
  • принимают меры по обеспечению охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • обеспечивают осуществление на соответствующей территории контроля за соблюдением законодательства, осуществляют разъяснение вопросов применения законодательства, относящихся к компетенции органов местного управления и самоуправления;
  • проводят мероприятия, связанные с государственными праздниками, праздничными днями и памятными датами;
  • выступают учредителями местных средств массовой информации;
  • решают вопросы, связанные с охраной труда;
  • выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;
  • рассматривают вопросы о необходимости освобождения от должностей руководителей расположенных на соответствующей территории организаций в случае невыполнения ими решений местной администрации, либо Совета, исполкома базового уровня, либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов;
  • рассматривают вопросы о необходимости привлечения к ответственности расположенных на соответствующей территории организаций, их должностных лиц и иных граждан, о возмещении вреда, причиненного их решениями, действиями (бездействием) интересам граждан, местному хозяйству, окружающей среде, в случае невыполнения ими решений местной администрации, либо Совета, исполкома базового уровня, либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные  Законом 2010 г. и другими актами законодательства.

 

Приложение Б. Пределы компетенции Советов областного уровня.

  • обеспечивают сбалансированность бюджетов административно-территориальных единиц на соответствующей территории;
  • регулируют порядок осуществления административных процедур на соответствующей территории;
  • оказывают государственную поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям индивидуально;
  • утверждают предельный размер долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год;
  • определяют меры социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей;
  • утверждают примерное положение об органе территориального общественного самоуправления;

присваивают звание почетного гражданина области (города Минска), определяют порядок  присвоения такого звания и особенности  статуса почетного гражданина и  др.

Приложение В. Пределы компетенции Советов базового уровня.

  • утверждают территориальные планы развития районов, генеральные планы городов районного подчинения и других населенных пунктов, расположенных на соответствующей территории;
  • утверждают предельный размер долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год;
  • присваивают звание почетного гражданина соответственно города, района, определяют порядок присвоения такого звания и особенности статуса почетного гражданина.

 

Приложение Г. Пределы компетенции городских Советов (городов с районным делением) помимо вышеобозначенных полномочий.

  • выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;
  • осуществляют контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления.

Приложение Д.  Компетенция советов  первичного уровня.

  • вносят в Совет и исполком базового уровня предложения по социальной защите граждан;
  • вносят в Совет базового уровня предложения о размерах отчислений от местных налогов и сборов, суммах дотаций в бюджеты первичного уровня;
  • выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;
  • утверждают положение о единоличном органе территориального общественного самоуправления;

Информация о работе Местное управление и самоуправление в идеологическом процессе