Место государства в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения политической системы общества и государства. Выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВО» И «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»
2 МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 9
3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «ГОСУДАРСТВА» С ПАРТИЯМИ, ОБЩЕСТВЕННЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ, ЦЕРКОВЬЮ
4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 50.31 Кб (Скачать файл)

На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:

-господство права во  всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных  лиц, граждан;

-«разделение властей», наличие  эффективных форм контроля за  осуществлением закона;

-незыблемость свободы  личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;

-взаимная ответственность  государства и личности.

Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».

Американский исследователь общественной жизни в России А. Валенский, пришел к выводу: «В России право отвергалось по разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства».

На протяжении 70 лет принцип правового государства отвергался советской властью. Только в 1988 году, в решениях 19 Всесоюзной партконференции, было записано, что перед Россией стоит цель – построение правового государства. Казалось, что достигнуть этого можно без особых усилий и быстро, но на практике мы видим, что растет правовой нигилизм, правовое бескультурье. Было принято много законов, соответствующих международным нормам права, но это привело к хаосу в стране. Например, право проводить митинги и демонстрации приводит к побоищам и жертвам, противоречит правам других людей на отдых и свободное передвижение в местах их проведения. Свобода торговли привела к нарушению прав потребителей, к антисанитарии, возрастанию угрозы здоровья покупателей. Отказ от уголовного преследования потребителей наркотиков, вылился в рост преступности.

Становится очевидно, что невозможно построить правовое государство без решения продовольственной и жилищной проблем и преодоления материальной необеспеченности отдельных граждан. Экономический кризис сводит на «нет» все политические права.

В России на протяжении длительного времени отсутствовало понятие права. Поэтому сейчас, когда говорят о правовом государстве, имеют в виду не одно и тоже. Для кого-то это анархия, для кого-то торжество права, а для кого-то нравственное начало (совесть, честность).

Наиболее остро в России стоит вопрос о разделении властей. Это тормозит ход экономических реформ, возникает «война законов», это ослабевает механизм верховенства закона и его исполнения. Противоборство властей приводит к коррупции.

В России долгое время шла борьба между властными структурами за выбор между президентской и парламентской республикой. Борьба завершилась октябрьскими событиями, что едва не привело к гражданской войне. Все это дискредитировало саму идею построения правового государства. Многие хотят установления любой власти, лишь бы был порядок.

Кое-что уже делается. Созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан». Если ваши права ущемлены, вы можете пожаловаться в суд на все органы власти и управления.

Формирование нового законодательства, совершенствование и пересмотр старого – означает формирование новой правовой системы.

Приняты многие законодательные акты, создающие основы для развития демократии в нашей стране. Это Декларация о суверенитете, Закон о Президенте РФ, закон о гражданстве, Декларация прав и свобод гражданина, закон о собственности, о статусе судей, о печати…

Большой шаг на пути установления правового государства в России – установление политического и идеологического плюрализма, многопартийности.

Низкая правовая культура населения является тормозом на пути построения правового государства. Правовая культура – большая сила. Американский юрист Л. Фридмен приводит такой пример: он представляет правовую структуру в виде некой машины, тогда правовая культура – то и тот, кто решает включить или выключить машину и определяет, как она будет использована».

Правовая культура включает в себя: совершенное законодательство, отношения людей к закону, высокое правосознание населения. Ничего сейчас в России из вышеперечисленного НЕТ!

В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право.

Концептуальные положения и пути формирования правового государства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

По В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права".

Теперь рассмотрим основные характеристики правового государства. В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу правового государства. "Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически." В правовом государстве собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ. Правовое начало же государственности реализуется только при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.

"Социальную основу  правового государства составляет  саморегулирующееся гражданское  общество, которое объединяет свободных  граждан... В центре внимания... находится  человек, его права, свободы и  интересы. Правовое государство  это и социальное государство". (Но далеко не обязательно, на  мой взгляд, и не всегда).

Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Правовое государство отличается от не правового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию".

"Политическая природа  государства наиболее четко проявляется  в его суверенитете". Суверенность  государства выражается в том, что ему принадлежит право  официально представлять все  общество в целом, издавать законы  и другие нормативные акты, обязательные  к выполнению всеми членами  этого общества, и, наконец, осуществлять  правосудие.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.

Следует сразу же оговориться, что государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт.

Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой – иных звеньев этой системы.

Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения.

Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.

В России, например, общественные организации участвуют в выработке и реализации политики государства. Они непременные участники всех политических кампаний, в том числе таких, как всенародное обсуждение проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей. Общественные организации делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнению или совместно с общественными организациями.

Общественные организации – это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение и активно работающие на благо человека.

Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата.

Россия провозгласила себя светским государством. Но вместе с тем признала особую роль православия в её истории, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Закон утверждает, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Итак, государство и общественные объединения – это самостоятельные части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

Конституция РФ обозначила Россию правовым социальным государством. Пройдет ещё немало времени, возможно, смениться не одно поколение граждан нашей страны, прежде чем желаемое станет реальностью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Конституция Российской  Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 года).

2.Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных  объединениях" (с изменениями  от 17 мая 1997 г.)

3.Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе  совести и о религиозных объединениях".

4.Егоров С. А. Политическая  система, политическое развитие, право: критика немарксистских политологических  концепций. - М.: Юрид. лит., 1983. – 310с.

5.История политических  и правовых учений. – М.: Юридическая  литература, 1991. – 428с.

6.Комаров С.А. Общая теория  государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. – 312с.

7.Манов Г. Н. Государство  и политическая организация общества. - М.: Изд-во “Наука”, 1974. – 275с.

8.Марченко М. Н. Политическая  система современного буржуазного  общества (политико-правовое исследование). - М.: Изд-во МГУ, 1981. – 340с.

9.Перевалов В. Д. Политическая  система развитого социализма (вопросы  правосубъектности и законности). Свердловск, 1984. – 217с.

10.Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 282с.

11.Политология: Энциклопедический  словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.

12.Туманов. Правовой нигилизм  в историко-идеологическом ракурсе. М.: Юрид. литература. - 1993. – 260с.

13.Фриодмен Л. Введение  в американское право. М.: Прогресс, - 1992.

14.Чудинова И. М. Основы  политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1995. – 385с.

15.Политология: Энциклопедический  словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та. 1993. - С. 273.

16.Чудинова И. М. Основы  политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1995. – С. 134.

17.Егоров С. А. Политическая  система, политическое развитие, право: критика немарксистских политологических  концепций. М.: “Юрид. Лит.”. 1983. – С. 98.

18.Г. Н. Манов. Государство  и политическая организация общества. М.: Изд-во “Наука”, 1974. – С. 223.

19.Чудинова И. М. Основы  политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1995. – С. 135 – 136.

20.Комаров С.А. Общая теория  государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. – с. 63

21.Комаров С.А. Общая теория  государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. – с. 64.

22.Чудинова И. М. Основы  политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1995.- с.48.

23.Комаров С.А. Общая теория  государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. – с. 114.

24.Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд-во МГУ, 1993.- с.113.

25.Марченко М. Н. Политическая  система современного буржуазного  общества (политико-правовое исследование). - М.: Изд-во МГУ, 1981.- с.82.

26.Комаров С.А. Общая теория  государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. – с.115.

27.статья 17 Федерального  закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об  общественных объединениях" (с  изменениями от 17 мая 1997 г.)

28.статья 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

29.История политических  и правовых учений. – М.: Юридическая  литература, 1991. – с.69

Информация о работе Место государства в политической системе