Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 13:30, курсовая работа
В принятой на референдуме 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина закреплены в числе основ конституционного строя.
Политическая необходимость такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не должны (во всяком случае, на нынешнем витке цивилизации) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в отношениях власти – подчинения, тем не менее, обеспечивает согласованное их функционирование, оперативно выводит государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым этот арбитр обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей. Говоря по-другому, институт президента призван «цементировать» государство, то есть обеспечивать устойчивость механизма власти.
Рассматривая положение части 1 данной статьи о том, что Президент Российской Федерации является главой государства, следует, однако, иметь в виду, что в конституционном праве общепринятого понятия главы государства не сложилось. Полномочия главы конкретного государства устанавливаются его конституцией, а в некоторых случаях и сложившейся конституционной практикой.
Конституция Российской
В части 2 статьи 80 Конституции
Российской Федерации
Согласно части 2 статьи 80 Конституции
Российской Федерации
Анализ практики применения
Особенностью правового
Хотя, по Конституции, Президент
Российской Федерации не
Президент имеет определенные
рычаги воздействия на
Надо обратить внимание и на то, что Президенту принадлежит право определять во внутренней и внешней политике именно основные направления. Это означает, с одной стороны, что Президенту как лицу, избранному на свой пост всем избирательным корпусом страны, принадлежит право формулировать указанные основные направления, а с другой – что реализация внутренней и внешней политики государства остается правом и обязанностью соответствующих органов законодательной и исполнительной власти.
Важно иметь в виду, что в решении вопросов внутренней и внешней политики государства участвует не только Президент, но и другие государственные органы. Многие вопросы внешней и внутренней политики решаются палатами Федерального Собрания, Правительством Российской Федерации, Советом Безопасности, федеральными министерствами.
В части 4 статьи 80 указано, что
Президент Российской
Президент Российской
Можно считать особенностью
Президент может действовать
как лично, так и через своих
представителей, право назначения,
которых ему предоставлено
В Регламенте Государственной
Думы, в частности, предусмотрены
права полномочного
Использованная в пункте 4 статьи 80 формулировка, что Президент «представляет Российскую Федерацию», означает, что он вправе действовать без каких-либо специальных полномочий. Это, в частности, вытекает из сложившейся практики и международно-правовых норм. Так, в Венской конвенции о праве международных договоров указано, что глава государства считается представляющим свое государство в целях признания текста международного договора или согласия государства на обязательность для него договора без необходимости предъявления своих полномочий.
В статье 83 Конституции Российской Федерации излагается часть полномочий Президента Российской Федерации, относящихся главным образом к его праву назначать или участвовать в назначении ряда высших должностных лиц, занимающих ключевые позиции в государственном аппарате. Иные полномочия Президента закреплены в последующих статьях главы 4 Конституции Российской Федерации (статьи 84 – 90). Отдельные полномочия Президента определены и в последующих главах Конституции Российской Федерации. Так, в главе 5 «Федеральное Собрание» указано, что Президенту принадлежит право законодательной инициативы (статья 104), а в главе 7 «Судебная власть» - что Президент имеет право обращаться с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации (статья 125).1
Обращаясь к полномочиям Президента Российской Федерации, связанным с назначением должностных лиц, следует обратить внимание на то, что Конституция предусматривает различные формы их назначения. Некоторые из должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом непосредственно, другие – по представлению или после консультации с соответствующими органами или по их предложению. В отношении ряда других должностных лиц Президент имеет право предлагать кандидатуры для назначения Государственной Думе или Совету Федерации. Последние же могут либо согласиться с этим предложением и назначить должностное лицо либо отклонить предложенную Президентом кандидатуру.
Основные полномочия
В соответствии с пунктом «а»
Президент с согласия
В соответствии с пунктом «в» статьи 83 Конституции Российской Федерации Президент принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации. Характерно, что если при назначении Председателя Правительства необходимо согласие Государственной Думы, то решение об отставке Правительства в целом принимается Президентом самостоятельно. Это объясняется тем, что Президент фактически персонально несет ответственность за деятельность Правительства, в которой он лично может участвовать. Ведь на основании пункта «б» статьи 83 Конституции Российской Федерации он «имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации». Это правило как бы «связывает» Президента и Правительство.
Тесная связь Президента и
Правительства Российской
Как гарантию независимости
Судей других федеральных
Значительное число должностных лиц, указанных в пунктах «к», «л» и «м» статьи 83 Конституции Российской Федерации так же, как и судьи «других федеральных судов», назначаются и освобождаются от должности лично Президентом Российской Федерации. К ним относятся и полномочные представители Президента в субъектах Федерации, и представители Президента в Федеральном Собрании и Межпарламентской Ассамблее СНГ, и некоторые другие лица, назначаемые Президентом, например для участия в рассмотрении законопроектов, внесенных Президентом в Государственную Думу. Это также высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно оправдано, особенно потому, что Президент Российской Федерации является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Назначает и отзывает
Как правило, Президенту
В статье 84 Конституции Российской
Федерации закреплены
Предусмотренное пунктом «а»
статьи полномочие Президента
назначать выборы
Информация о работе Место и роль Президента РФ в системе органов государственной власти в России