Место и роль Президента РФ в системе органов государственной власти в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

В принятой на референдуме 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина закреплены в числе основ конституционного строя.
Политическая необходимость такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не должны (во всяком случае, на нынешнем витке цивилизации) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в отношениях власти – подчинения, тем не менее, обеспечивает согласованное их функционирование, оперативно выводит государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым этот арбитр обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей. Говоря по-другому, институт президента призван «цементировать» государство, то есть обеспечивать устойчивость механизма власти.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ ВЕРСИЯ КУРСОВИКА.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

         Согласно пункту «б» статьи 84 Конституции Российской Федерации  Президенту предоставлено право  распускать Государственную Думу  «в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией». Эти случаи предусмотрены  статьями 111 и 117 Конституции. Конституцией устанавливаются также случаи, когда Государственная Дума не может быть распущена. Таким образом, право Президента Российской Федерации распускать Государственную Думу не является абсолютным.

         Институт роспуска парламента главой государства существует во многих странах. Как правило, роспуск парламента считается допустимым, когда по основаниям, указанным в конституции или законах, законодательный (представительный) орган перестает выражать мнение избирателей и им предоставляется возможность выразить свою волю в ходе парламентских выборов.    

         В полномочия Президента входит  назначение референдума Российской  Федерации. Порядок назначения  референдума и его проведения  установлен Федеральным конституционным  законом  от 10.10.1995 № 2–ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»2.  В нем, в частности, определено, кому принадлежит инициатива проведения референдума: во-первых, не менее чем двум миллионам граждан России, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории России проживает не более 10% из них; во-вторых, Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 российской Конституции.

         В пунктах «г» и «д» статьи 84 Конституции Российской Федерации определены полномочия Президента в сфере законодательства. В пункте «г» указано, что Президенту принадлежит  право  вносить  законопроекты  в  Государственную  Думу.  Надо  учитывать в

 этой  связи, что все лица и органы, имеющие право законодательной инициативы, и в первую очередь Президент, указаны в статье 104 Конституции.

          Реализацию конституционного полномочия  Президента вносить законопроекты  в Государственную Думу обеспечивает  полномочный представитель Президента в Государственной Думе Федерального Собрания.

          На Президента в пункте «д»  возложена обязанность подписывать  и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы  государства, завершающая законодательный  процесс приданием закону обязательной силы. Подписание и обнародование законов главой государства является существенным элементом законотворческой процедуры, обеспечивающей разделение властей.

          Подписание Президентом федерального  закона не является актом формальным. В соответствии со статьей 107 Конституции Президент вправе отклонить закон, что влечет его повторное рассмотрение. Президент не может отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон и федеральный закон, преодолевший вето Президента.

          Права Президента, определенные  статьей 85 Конституции Российской  Федерации, прямо вытекают из  его обязанности обеспечивать  согласованное функционирование  и взаимодействие органов государственной  власти.

          В Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур, что имеет принципиальное значение, так как в результате Президент оказывается свободным в выборе из большого диапазона согласительных процедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и, в конечном счете в достижении согласованного решения.

          Наиболее часто для достижения  согласованного решения Президентом  используются организация переговоров  с участием спорящих сторон  и образование согласительных  комиссий. В случаях, если применение  согласительных процедур не приведет к согласованному решению, Президент в соответствии с Конституцией может предать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Выбор суда зависит от характера спора и компетенции суда, определяемой законом. В соответствии со статьей 125 Конституции Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, в праве разрешать споры о соответствии Конституции Российской Федерации ряда нормативных актов субъектов Российской Федерации.

          В соответствии с этим в  статье 92 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» указано, в частности, что правом обращения в этот суд на основании статьи 85 Конституции обладает Президент Российской Федерации. 2 

          В части 2 статьи 85 Конституции Президент наделяется правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом надо иметь в виду ряд обстоятельств.

          Прежде всего, надо обратить  внимание на то, что Президент  вправе приостановить действие  только акта органа исполнительной  власти субъекта Федерации, который  противоречит Конституции Российской  Федерации, федеральным законам,  международным обязательствам Российской Федерации или нарушает права и свободы человека и гражданина.

          Следует заметить, что Президент  вправе приостановить действие  только актов органов исполнительной  власти субъектов Федерации, но  он не может приостановить  действие актов их органов их органов законодательной власти.

          Президент Российской Федерации  как глава государства и Верховный  Главнокомандующий  Вооруженными  Силами Российской Федерации  определяет  основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны.

          В законодательстве под обороной  понимается вся система политических, экономических, военных, военно-технических,  социальных, правовых и иных мер  по обеспечению готовности государства  к защите от вооруженного нападения,  а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.

          Оборона организуется и осуществляется  в соответствии с международным  правом, международными соглашениями, Конституцией Российской Федерации,  действующим законодательством Российской Федерации и военной доктриной Российской Федерации, которая утверждается главой государства, являющимся Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Для обороны с применением средств вооруженной борьбы созданы Вооруженные Силы Российской Федерации и установлена воинская обязанность граждан Российской Федерации. 5

       Деятельность  органов управления обороной на всех уровнях осуществляется на основе обеспечения  безопасности, боевой и мобилизационной  готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, умения выполнить поставленные перед ними задачи по обороне страны; законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, централизации управления, единоначалия, комплектования войск военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Заключение

     При рассмотрении роли Президента РФ в  системе государственной власти хотелось бы отметить, что в России сформулированы основы республики смешанного типа «полупрезидентской» (президентско-парламентской), при которой президент избирается всеобщим голосованием он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действует председатель правительство и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы).

     Президент РФ - это влиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает  значительное воздействие на всю  систему государственной власти, на внутреннюю и внешнюю политику страны.

         Президент РФ не может оставаться  безучастным, если хоть один  орган государства нарушает или  не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом  ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, он просто обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время.

         Как гарант прав и свобод  граждан, Президент обязан разрабатывать  и предлагать законы, а в случае  их отсутствия принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и других), по борьбе с организованной преступностью и так далее.  
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Нормативно-правовые акты

        1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.

        2. О Конституционном Суде Российской  Федерации: Федеральный конституционный  закон от 21 июля 1994г. № 1-ФКЗ  с изм. и доп. от 08 февраля  2001г. № 1-ФКЗ и  от 15 декабря  2001г. № 4-ФКЗ // Собрание законодательства  Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447; Собрание законодательства РФ. 2001. № 7. Ст. 607; Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4824.

        3. О референдуме Российской Федерации:  Федеральный конституционный закон  от 10 октября 1995г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3921.

        4. О чрезвычайном положении: Федеральный  конституционный закон от 30 мая  2001г. № 3-ФКЗ // Собрание законодательства  Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277.

        5. О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 5. Ст. 375.

        6. О безопасности: Федеральный закон  от 5 марта 1992г. № 2446-1 // Ведомости  СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

        7. О политических партиях: Федеральный  закон от 11 июля 2001г. №  95-ФЗ // Собрание  законодательства Российской Федерации. 2001. №  29. Ст. 2950. 

Литература 

      8. Конституционное право России. Учебник  для юридических вузов. // Козлова  Е.И. Кутафин О.Е. – М.: Издательство «Юристъ», 2006.

       9.  Конституционное право России. Учебник. // Катков Д.Б. – М.: «Юриспруденция», 1999.

      10. Конституционное право РФ. Учебник  для юридических вузов. // Баглай  М.В. – М., «Инфра-М», 2005.


Информация о работе Место и роль Президента РФ в системе органов государственной власти в России