Место и роль права в механизме социального регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение места и роли права в механизме социально-правового регулирования, а также социальной ценности права.
Исходя из цели данной курсовой работы, на основании изученного материала будет предпринята попытка, определить следующие задачи: значение права, его сущность, а также место и роль в системе социального регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………3-
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПРАВА…………………………………………………………………………4
1.1 Понятие права……………………………………………….…………...........4
1.2 Сущность и принципы права………………………………………………...8
1.3 Социальная ценность и функции права……………………………………12
ГЛАВА 2. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…...15
2.1 Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм………………………………………………………………………………15
2.2 Право в системе социальных норм………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Право построено  на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает  на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою  несостоятельность.

Нравственность, государство и экономика –  внешние условия, вызвавшие право  к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода.

Изложенное  позволяет сделать вывод, что  право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действия, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

Принципы права  – это руководящие идеи, характеризующие  содержание права, его сущность и  назначение в обществе. С одной  стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Ученые практически  единодушны в общей характеристике правовых принципов, отмечая, что это  не результат субъективного усмотрения законодателей, объективно присущие праву  качества. Однако когда дело доходит  до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каждый автор имеет здесь собственное мнение.

С.С. Алексеев выделяет принципы законности, справедливости, юридического равенства (всеобщности  правосубъектности), социальной свободы, социального, гражданского долга (дисциплины), объективной истины, ответственности за вину.9

В.К.Бабаев видит  в праве генеральные принципы справедливости и свободы, которые  получают свое развитие в иных принципах  права: демократизма в формировании и реализации права, законности, национального  равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности.10

По мнению В.Н. Синюкова, российскому праву свойственны  принципы народовластия, верховенства права, федерализма в устройстве государства и строении правовой системы, справедливости, гуманизма, законности, идеологического и экономического плюрализма.11

Еще один перечень правовых принципов предложен О.И. Цыбулевской. Это социальная справедливость, равноправие граждан, единство прав и обязанностей, гуманизм, сочетание убеждения и принуждения в праве, демократизм.12

Приведенных мнений достаточно, чтобы убедиться в  существенных расхождениях во взглядах различных ученых.

И все-таки есть еще один автор, мнение которого необходимо учитывать. Это законодатель. Правовые принципы закреплены в Конституции Российской Федерации. Правда, здесь надо учитывать два момента: во-первых, не все принципы, сформулированные в Конституции России, являются правовыми (например, принцип разделения властей), во-вторых, Конституция РФ не дает полного перечня общеправовых принципов, которые могут быть закреплены в других нормативных актах или выводиться из общего смысла законов.

За многовременную историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законе.

 

1.3 Социальная  ценность и функции права

Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.13 Понять социальную ценность права – значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.

Во-первых, с  помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

Во-вторых, благодаря  праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правое регулирование  способно охватить социально полезные формы  правомерного поведения, отделить его  от произвола и несвободы.

В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательством в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

В-четвертых, право  в цивилизованным обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.

В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.

  Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции – экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.14

Помимо социального  право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право  выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется  в ряде более конкретных функций.

1. регулятивно-статистическая  функция, или функция закрепления,  стабилизации общественных отношений,  наиболее отчетливо выражается  при определении общественного  статуса различных субъектов.  Данная функция в наибольшей  степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению

2. С помощью  регулятивно-динамической функции  право определяет, каким должно  быть будущее поведение людей.  Эта функция осуществляется с  помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину и т.д.

 3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантированно государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном  режиме регулятивных норм.

4. Оценочная функция позволяет  праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.

Особую роль в реализации оценочной функции  играют охранительные и поощрительные  нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная  оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).

 

 

 

 

Глава 2. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1 Социальное  регулирование.

Понятие, функции и виды социальных норм

В самом общем  плане социальное регулирование  понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок  процесс.

Конкретный социальный порядок  устанавливается в результате действия множества самых разнообразных  факторов. В их числе выделяют следующие15.

1. Так называемые стихийные регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.д. в своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль определенные факторы, таки как увеличение продолжительности жизни людей, миграция населения, инфляционные ожидания, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается в общественным сознанием или отражается неадекватно.

2. Социальные нормы как  регуляторы, связанные с волей  и сознанием людей.

3. Акты индивидуального  регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.

Указанные факторы могут  играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль.

Для понимания природы  действующих в обществе норм, оснований  и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма  есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой,  – естественная норма. Во-вторых, норма – это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества, – социальная норма.

Реально действующие в  жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным и социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических  правил, стать основанием социального  нормирования, а социальные нормы – сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить как минимум четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.

1. Естественные нормы,  существующие в виде сформулированного  знания о нормальном, естественном  состоянии объекта, определяемом  его природой. Такие нормы формирует,  например, наука.

2. Разработанные на основе  знания естественных норм правила  работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами.

3. Правила поведения, базирующиеся  на естественных нормах или  складывающиеся в связи с их  действием. Сюда относится большинство  социальных норм.

4. Правила поведения,  содержание которых определяется  не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими  перед обществом, или потребностями  конкретной его сферы. Это некоторые  юридические процессуальные нормы,  ритуалы и т.д.

Социальным нормам присущи следующие признаки.

  1. Они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц.
  2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д. иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.
  3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.
  4. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, словом имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

     Кроме  того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы  его функционирования, являются  как порождением, так и регулятором  указанных процессов.

  1. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. По мнению М. Вебера, именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей.16 Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т.п. однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа.

Информация о работе Место и роль права в механизме социального регулирования