Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 23:01, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение понятия и порядка заключения коллективных договоров. В свете данной цели можно сформулировать следующие задачи:
- изучить понятие, признаки и значение коллективного договора;
- определить понятие, виды и основание вступления сторон в данные правоотношения;
- определить понятие и виды коллективного договора;
- определить некоторые особенности заключения, исполнения и контроля за исполнением коллективных договоров.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие, значение и функции коллективного договора
1.1 Генезис коллективного трудового договора в российском трудовом праве
1.2 Понятие и значение коллективного договора
1.3 Функции коллективного договора
ГЛАВА 2. Порядок заключения, структура и содержание коллективного трудового договора
2.1 Стороны коллективного договора
2.2 Механизм заключения коллективного договора
2.3 Структура и содержание коллективного трудового договора
2.4 Практика заключения и исполнения коллективных договоров
ГЛАВА 3. Особенности действия коллективных договоров
3.1 Действие коллективного договора
3.2 Регистрация коллективных договоров
3.3 Недействительность коллективного договора
3.4 Контроль за выполнением коллективных договоров
3.5 Некоторые особенности заключения и действия коллективных договоров в европейских странах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Всего за 2007 г. прокурорами было выявлено нарушений трудового законодательства только об оплате труда более полумиллиона случаев. К административной ответственности привлечено свыше 23 тыс. руководителей и возбуждено 661 уголовное дело [25].
В ходе рассмотрения жалоб были приняты конкретные меры прокурорского реагирования: принесено 8,5 тыс. протестов, внесено около 40 тыс. представлений, направлено в суд 60 тыс. исков и заявлений, предостережено 6,5 тыс. должностных лиц.
Традиционно много поступает жалоб на нарушения трудового законодательства. По прокурорской статистике, защиту прокуроров нашел каждый второй гражданин, заявивший о нарушении его прав работодателем. Было удовлетворено 53% таких жалоб. Прокуратура остается по-прежнему для граждан, чьи социально-трудовые интересы оказались ущемлены, органом, способным квалифицированно и в короткий срок восстановить их законные права, равно как и интересы государства.
В свою очередь, государство призвано обеспечить эффективное функционирование социально-трудовых отношений, оно должно быть организатором и координатором переговоров, арбитром при разрешении конфликтов. Государство можно рассматривать как независимый регулятор социально-трудовых отношений. Оно призвано устанавливать юридические нормы, направленные на защиту прав работников и нанимателей, формировать и развивать законодательную базу социального партнерства.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ
3.1 Действие коллективного договора
Часть четвертая
статьи 40 "Коллективный договор"
ТК РФ установила: "Коллективный договор
может заключаться в
Г.В. Хныкин, с одной стороны, справедливо отметил: "Вызывает также сомнение предоставление права заключать коллективные договоры... обособленным структурным подразделениям. Такие подразделения, финансируемые по смете, не могут выходить за ее рамки при установлении условий коллективного договора. Поэтому, чтобы предоставить работникам гарантии и льготы, связанные с дополнительным расходованием денежных средств, подразделениям придется обращаться за помощью о дополнительном финансировании к основной организации. В этом случае получается, что при установлении условий коллективного договора будет участвовать и само юридическое лицо. А это означает не что иное, как удвоение субъекта на стороне работодателя" [29].
Вместе с тем, с другой стороны, необходимо подчеркнуть: структурное или обособленное подразделения не являются юридическими лицами (статья 55 ГК РФ), а поэтому не могут быть в принципе стороной какого-либо договора, в том числе коллективного договора. У подразделений действительно отсутствует собственное обособленное имущество, которым они могли бы отвечать перед своими кредиторами. Характерно, что статья 11 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" такого права "подразделениям" не предоставляла. В связи с изложенными правовыми аргументами предлагаю, во-первых, часть четвертую статьи 40 ТК РФ признать утратившей силу. Во-вторых, считаю возможным отражать действительно имеющиеся особенности правового регулирования трудовых правоотношений работников, фактически работающих в структурных и обособленных подразделениях, в отдельных главах (приложениях) единого коллективного договора.
Часть четвертая статьи 43 ТК РФ установила: "Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации". В то же время, согласно части шестой статьи 43 ТК РФ, "при реорганизации организаций в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
Вместе с тем в случае реорганизации организаций как в формах слияния, присоединения, разделения и выделения, так и в форме преобразования происходит прекращение действия реорганизованных юридических лиц (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения - статья 57 ГК РФ). Отсюда в результате реорганизации в форме преобразования реорганизованное юридическое лицо также прекращает свою деятельность и создается другое юридическое лицо.
В связи с
изложенными правовыми
При реорганизации организации в формах слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования коллективный договор сохраняет свое действие в течение реорганизации".
С позиций ГК РФ дискуссионной представляется и часть пятая статьи 43 ТК РФ: "При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности". Согласно пункту 3 статьи 213 ГК РФ, имущество, внесенное учредителями (участниками, членами) в качестве вкладов (взносов) в коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, а также имущество, приобретенное этими юридическими лицами, является частной собственностью юридических лиц. Следовательно, "смена формы собственности" в этих организациях вряд ли возможна. Собственниками имущества, внесенного в государственное или муниципальное предприятие, а также казенное предприятие и учреждение является учредитель (статьи 294 - 296 ГК РФ). Смена "формы собственности организации" в данных юридических лицах теоретически возможна, но практически маловероятна. Тем более в государственных органах или муниципальных образованиях. В связи с изложенными правовыми аргументами предлагаю часть пятую статьи 43 ТК РФ признать утратившей силу.
Хотелось бы
также дополнительно
Как коллективный договор (часть первая статьи 40 ТК РФ), так и соглашение законодателем относится к разновидности правовых актов (часть первая статьи 45 ТК РФ). Действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, законодатель относит к сделкам (статья 153 ГК РФ). По межотраслевой аналогии закона предлагаю, во-первых, отказаться от отнесения соглашений и коллективных договоров к правовым актам; во-вторых, дополнительно исследовать возможность соотношения соглашений и сделок. Предлагаю внести соответствующие изменения и дополнения в ТК РФ.
3.2 Регистрация коллективных договоров
Как усматривается из смысла ст. 50 Трудового кодекса РФ, коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).
Введенный порядок уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения является не простой формальной акцией, поскольку соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и при наличии таких условий информирует об этом представителей сторон, подписавших, в частности, коллективный договор, а также соответствующую государственную инспекцию труда.
Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 68 утверждено Положение о Регистре соглашений и коллективных договоров, который представляет собой банк данных о соглашениях и коллективных договорах, регулирующих социально-трудовые отношения на всех уровнях системы социального партнерства, прошедших уведомительную регистрацию [25].
К сожалению, практика показывает, что есть немало недобросовестных работодателей, которые нарушают как коллективные, так и трудовые договоры, в том числе и главным образом в части невыплаты (и без того низкой у многих работников) заработной платы. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения граждан, в частности, в органы прокуратуры.
Мэром города Новосибирска 13 декабря 2007 года было подписано постановление «Об утверждении порядка регистрации коллективных договоров, соглашений и осуществления контроля за их исполнением» [26].
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Новосибирской области "О социальном партнерстве в Новосибирской области" и устанавливает процедуру уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений в городе Новосибирске и осуществление контроля за их выполнением.
Регистрации подлежат все соглашения, заключаемые на территории города Новосибирска, а также коллективные договоры, заключаемые в организациях и у индивидуальных предпринимателей независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и численности работников.
В городе Новосибирске уведомительная регистрация коллективных договоров осуществляется в отделах экономического развития и трудовых отношений администраций районов города Новосибирска.
Коллективный договор в трех экземплярах с подлинными подписями и печатями в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя (работодателей) в отдел по труду администрации по месту нахождения организации для уведомительной регистрации. Каждый экземпляр должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью. На одном экземпляре работодатель указывает свой полный юридический адрес и телефон.
Отдел по труду администрации
регистрирует поступивший коллективный
договор в журнале регистрации
Факт регистрации фиксируется проставлением штампа регистрации коллективного договора установленной формы в соответствии с эскизом.
При оформлении коллективного договора отметку о регистрации делает начальник отдела по труду администрации. Отметка ставится на титульном листе или с обратной его стороны и заверяется подписью.
В случае выявления в тексте коллективного договора или соглашения условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отдел по труду администрации (комитет по труду мэрии) делает на титульном листе отметку "с замечаниями" и прилагает их ко всем трем экземплярам.
Наличие замечаний не является основанием для отказа в регистрации.
О выявленных условиях, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством, отдел по труду администрации сообщает в Государственную инспекцию труда в Новосибирской области.
Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат выполнению.
После регистрации два экземпляра коллективного договора с замечаниями и рекомендациями передаются сторонам и хранятся у представителя работников и представителя работодателя. Один экземпляр коллективного договора остается в администрации района города Новосибирска и хранится в течение всего срока действия, экземпляр соглашения - в комитете по труду мэрии.
О продлении действия коллективного договора или соглашения сверх установленного срока (не более трех лет) стороны обязаны проинформировать отдел по труду администрации в течение семи дней со дня принятия такого решения. Продление действия коллективного договора и соглашения сверх установленного срока, изменения и дополнения, вносимые в коллективный договор или соглашение в период его действия, регистрируются в том же порядке, что и коллективный договор или соглашение, но при этом регистрационный номер не присваивается. В имеющийся зарегистрированный коллективный договор или соглашение вносится отметка о дополнении или изменении с указанием даты, с которой они действуют. Дополнения и изменения являются неотъемлемым приложением к основному тексту коллективного договора или соглашения и хранятся вместе с ним.
3.3 Недействительность коллективного договора
Институт коллективного договора в трудовом праве отличается от существующих в гражданском праве институтов договора и сделки. Нет необходимости раскрывать все отличия. Остановимся лишь на рассмотрении одного, касающегося использования в юридическом обороте категории ничтожности (недействительности) договора.
Трудовое законодательство не содержит понятия ничтожности (недействительности) коллективного договора в целом или его отдельных положений. Кроме того, в нем отсутствуют нормы о порядке признания коллективного договора (в целом либо его части) в качестве ничтожного (недействительного).
Информация о работе Механизмы заключения, изменения и дополнения коллективного договора