Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:55, курсовая работа
правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом.
ВВЕДЕНИЕ……………….……………………………………………………….3
1. Понятие, содержание и методы правового регулирования……...…………..5
2. Структура механизма правового регулирования…………………...………11
3. Эффективность правового регулирования………………………...……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...………………….………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………....…………………..32
Мы не согласны с подобной постановкой вопроса и считаем, что юридические факты представляют собой самостоятельный узловой элемент МПР, поскольку данные средства играют особую роль и выполняют собственные задачи в процессе правового регулирования, их функционирование образует отдельную стадию этого процесса.
Третья стадия правового регулирования – стадия возникновения прав и обязанностей – связана с таким элементом МПР, как правоотношение. Правоотношения – это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих юридических прав и обязанностей.
Особенности функциональной роли правоотношений в МПР предопределены, прежде всего, специфической природой данных феноменов. Во-первых, всякое правовое отношение – это реально существующая связь между конкретными, чётко определёнными субъектами. Правоотношение также всегда имеет фактическое материальное содержание (экономическое, политическое, культурно-нравственное и др.) в зависимости от тех интересов, на основе которых субъекты взаимодействуют друг с другом.
Во-вторых, правоотношение есть такая социальная связь, которая особым образом урегулирована правом, в результате чего приобретает особое юридическое содержание, образуемое взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями лиц, гарантированными государством.8
Следовательно, правовое отношение – это, с одной стороны, феномен, относящийся к сфере сущего, к области реальной общественной жизни, а с другой стороны, живая, материальная форма существования юридически должного, правового. Правовое отношение – фактическая общественная связь, на которую спроецирована определённая юридическая модель. Юридическое содержание правоотношения вытекает из той или иной нормы права при наступлении соответствующих юридических фактов, трансформирующих общую программу поведения в реальную жизненную ситуацию.
Основная цель правоотношения как особого юридического средства МПР заключается в конкретизации условий работы юридических норм, в индивидуализации субъектов, на которых нормы распространяют своё действие.
Правоотношение также есть то средство, с помощью которого вся система нормативного юридического инструментария концентрированно оформляется в два блока мер поведения, являющихся своеобразными формами живого существования правовых инструментов. Такими блоками выступают субъективные права и юридические обязанности участников правовых отношений.
Права и обязанности представляют собой особые комплексные правовые средства, охватывающие на стадии оформления правоотношений множество первичных юридических инструментов. Так, нормативные правовые обязывания, запреты, санкции приобретают форму конкретной практической обязанности; дозволения, поощрения, льготы, предусмотренные правовыми нормами, становятся субъективными правами определённых лиц. Юридическая обязанность и субъективное право представляют собой два важнейших юридических средства, с помощью которых соответствующие правовые средства-модели воплощаются в жизнь.
Наконец, правоотношение выполняет в МПР такую важную функцию, как справедливое распределение юридического инструментария между участниками социальных связей. Правоотношение есть то средство, при помощи которого субъекты права наделяются правовыми инструментами, необходимыми для удовлетворения их интересов.
Распределение правовых инструментов производится так, чтобы праву одного субъекта соответствовала обязанность другого. Одна из сторон правоотношения всегда является управомоченной на использование соответствующих правовых средств для достижения необходимого результата, а другая – обязанной не препятствовать этому процессу либо активно содействовать управомоченному субъекту. Права и обязанности субъектов корреспондируют друг другу, выступают в единстве, и таким образом достигается целесообразность процесса правового регулирования, гарантируется практическое достижение запланированных законодателем и субъектами права результатов.
Таким образом, формирование правовых отношений – важный закономерный этап правового регулирования, необходимый элемент процесса достижения юридических целей. Если норма – основа правового регулирования и юридический факт – проводник правовой энергии, то правоотношение – то средство, благодаря которому юридические модели получают возможность практической реализации. Вне конкретного правового отношения реальное функционирование правовых средств и достижение юридических целей немыслимы. Данные феномены имеют всеобщее значение, являются обязательным юридическим средством в МПР, т.к. если этот механизм приводится в действие, то он не может миновать стадию правоотношения.
Четвёртая стадия правового регулирования связана с практической реализацией субъективных прав и юридических обязанностей и выражается в оперировании субъектами права разнообразным юридическим инструментарием. Значимость этой стадии обусловлена тем, что действие МПР завершается: общие юридические модели, закреплённые в нормах права и конкретизированные в правоотношениях, переходят в то фактическое поведение субъектов, к которому стремился законодатель, трансформируются в конкретные результаты и интересы участников правоотношений удовлетворяются в той или иной степени.
Так, например, собственник вещи в правоотношении, вытекающем из договора купли-продажи, достигает своей цели лишь тогда, когда реально (своими действиями) исполняет обязанность по передаче вещи покупателю и одновременно реально использует своё право на получение вознаграждения.
Данная стадия правового регулирования объективно выражается в таком элементе МПР, как акты реализации прав и обязанностей (в нашей терминологии – юридические средства правореализационной практики). По своей природе данные средства есть разнообразные юридические явления регулятивного характера, система которых обладает как признаком единства, так и некоторой внутренней дифференциацией.
Во-первых, существенный признак средств правореализации состоит в том, что они призваны обеспечить практическое использование юридических средств нормативного характера, реальное осуществление субъектами правоотношений своих прав и обязанностей и гарантировать завершение процесса правового регулирования. В этом проявляется своеобразие регулятивной функции правореализационных средств.
Во-вторых, выступая элементом юридической практики, формами деятельности субъектов права, средства правореализации существуют и на нормативном, модельном уровне, т.к. прямо или косвенно предусмотрены нормами права.
В-третьих, они всегда выступают в неразрывном единстве с нормативным юридическим инструментарием, образуя особую подсистему МПР – механизм реализации права. Их роль в процессе правового регулирования выражается в том, что при наступлении соответствующих юридических фактов и формировании конкретного правоотношения, средства-деяния переходят из своего модельного состояния в сферу практической деятельности, где с их помощью субъекты права оперируют всеми правовыми инструментами для достижения своих целей. На практике этот механизм выглядит так: обязанность исполняется, право используется, запрет соблюдается, санкция применяется и т.п.
Юридические средства правореализационной практики выступают, таким образом, в качестве форм существования и функционирования юридических средств-инструментов в сфере правореализационной деятельности, на заключительном этапе правового регулирования. Их назначение в МПР в первую очередь заключается в обслуживании юридического инструментария, в образовании процессуальных форм его практической реализации.
В-четвёртых, средства правореализационного характера неоднородны по своей природе и могут иметь как письменно выраженную, документальную форму (средства-документы), так и выступать в форме юридически значимых результативных действий субъектов правоотношений (средства-деяния).
Формально выраженные акты реализации прав и обязанностей, такие как договоры, иски, претензии, разнообразные следственные и судебные акты и другие документы, являются важными правовыми инструментами достижения необходимых результатов.
Однако реализация прав и обязанностей далеко не всегда имеет документально выраженную форму. В ряде случаев она связана непосредственно с процессом, с определённым поведением, с действием либо юридически значимым бездействием участников правоотношений.
Юридические средства-деяния в наиболее общем виде можно выразить в трёх основных формах реализации права: соблюдении, исполнении и использовании. В случаях, когда субъекты права не могут сами реализовать свои права и обязанности и достичь необходимых целей, в действие МПР включается такой элемент, как применение права, связанный с особой формой государственной деятельности.
Реализация права в той или иной форме зависит от того, какими правовыми средствами в данном случае оперирует субъект. Так, использование – форма реализации дозволений, соблюдение – запретов, исполнение – обязываний. Санкции реализуются путём применения права.
Особую роль в механизме правореализации играют такие юридические средства, как индивидуальные правоприменительные акты, которые представляют собой официальные решения компетентных органов по конкретным юридическим делам. Они содержат государственно-властные веления, выраженные в определённой форме и направленные на индивидуальное регулирование общественных отношений.
Акты правоприменения обычно выражены в форме документа: акты Президента, федеральных и региональных исполнительных органов власти, акты органов прокуратуры, милиции, суда, разного рода надзорных и контрольных органов и др. Иногда они могут выражаться в форме процесса, действия: устные распоряжения руководителя, жесты работника милиции, регулирующего дорожное движение, и др. Они могут быть оперативно-исполнительными либо правоохранительными по своему характеру.
Роль данных актов в правовом регулировании состоит в том, что они, действуя на основе юридических норм, порождают индивидуальные права и обязанности и выступают, поэтому как юридические факты.
Рассмотренные элементы МПР являются его наиболее важными и крупными звеньями. Между тем каждый такой узловой элемент, в свою очередь, сам представляет собой систему, объединяющую едиными задачами разнообразные юридические средства.
Инструментальный взгляд на МПР позволяет обнаружить в его структуре как целостные регулятивные звенья, блоки юридических средств, так и более глубокий срез – срез первичного, базового правового инструментария. Последний наиболее полно представлен на уровне правовых норм.
Особенно следует подчеркнуть значение в правовом регулировании таких ключевых первичных юридических средств-инструментов, как дозволения, запреты, обязывания, меры наказания и поощрения.
Значение перечисленных правовых инструментов в МПР состоит в том, что они, во-первых, непосредственно связаны со специально-юридическими функциями права, представляют собой концентрированное воплощение основных способов воздействия права на социальные связи и, во-вторых, имеют первичный, базовый характер по отношению к другим правовым средствам, лежат в основе их системы, т.к. в определённых сочетаниях образуют все остальные средства-инструменты и средства-деяния, оформляются и выражаются в них.9
Первичные юридические средства составляют, таким образом, своеобразный регулятивный минимум. Они есть те базовые частицы, из которых «соткана» вся регулятивная ткань права. В этой совокупности средств раскрываются исходные начала, своеобразные «пружины» правового регулирования.
3. Эффективность правового регулирования
Целью осуществления правового регулирования является правопорядок.
Правопорядок – это такая система общественных отношений, которая устанавливается в обществе в результате точного и неуклонного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.10
Правопорядок еще принято рассматривать как процесс соблюдения, исполнения и применение законов и подзаконных актов, как итог воплощения законности в реальные общественные отношения.
Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе.
Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.
Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.11
В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.
В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.
Эффективность правового регулирования (достижение поставленных целей) обеспечивается рядом условий (гарантий).
Под такими гарантиями понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе.
Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.
К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. 12