Многообразие теорий возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Право формировалось одновременно и параллельно с государством. Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо.Каждый новый шаг в развитие государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы и наоборот. Поэтому в моей работе возникновение государства будет рассматриваться неразрывно с возникновением права. Также в этой работе будут рассмотрены основные теории происхождения государства, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.
Объектом нашего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе возникновения государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.2
I.Общая характеристика власти догосударственного периода………стр.4
II Возникновение государства………………………………………….стр.6
1. 1 Общие закономерности возникновения государства……………стр.6
1. 2 Основные причины возникновения государства………………..стр.11
III. Многообразие теорий возникновения государства……………...стр.13
Заключение……………………………………………………………стр.28
Список литературы…………………………………………………..стр.29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по тгп Андреева.docx

— 56.74 Кб (Скачать файл)

2. Взимание налогов и  сборов. Поскольку государственный  аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за  счет остальной части общества. Нужные для этого средства  собираются с населения виде  налогов и сборов.

3. Разделение населения  на территории. В отличии от  первобытного общества, в котором  все его члены делились в  зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с более оптимальными условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.[6]

  Необходимо выделить  и признаки государства, отличающие  его от других организаций,  существующих в обществе.

Государство – единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная) не охватывает всё население. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой – право на покровительство и защиту государства.

Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных  отношениях, так и внутренним –  независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению  к любым другим организациям.

Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п. и  материальные придатки (армию, тюрьмы и т.п.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе при необходимости и принудительными средствами. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты – законы, указы, постановления и т.п.

Опираясь на указанные  признаки государства, следует рассматривать  и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, любой  исторической эпохи.

Таким образом, государство  возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного  развития первобытного общества. Это  развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование  экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного  продукта, укрупнение организационных  структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном  регулировании, отражающие объективные  процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структуры  и специализации управления, а  те, в свою очередь, способствуют дальнейшему  росту производства. Нормативное  же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени  способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодно для общества.[7].

  Параллельно с указанными  процессами идет классообразование,  которое принимает различные  формы в зависимости от возникающего  способа производства, от получающих  господство форм собственности  на землю – государственной  или частной.

  Государство может  возникнуть только тогда, когда  общество достигло определенного  уровня экономического развития, который позволяет содержать  государственный аппарат. Поэтому  не случайно, что первоначально  государства возникают в Африке  и Азии, в зонах поливного земледелия, еще в эпоху бронзы, а в Южной  Европе – позднее, в эпоху  железа…

  Пути возникновения  государства (западный и восточный)  в решающей степени зависят  от того, произошло ли разложение  сельской общины или она сохранилась,  что, в свою очередь, определялось  теми конкретными условиями, в  которых находилось общественное  производство. Так, необходимость  ирригационных работ обусловливала  сохранение общин и общественных  форм собственности на землю.  Это приводило  к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточные государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное(рабовладельческое или феодальное государство).

  Государственный аппарат  сформировался из аппарата управления  первобытного общества. Поэтому  власть оказалась в руках родоплеменной  знати, из которой образовывались  либо обособленная социальная  группа, клан, чиновничье - бюрократическая  структура, осуществлявшая эксплуатацию  остального общества, либо верхушка  господствующего класса, также эксплуатировавшая  вместе с этим классом остальную часть общества. [8]

   1.2. Основные причины возникновения государства.

- необходимость совершенствования  управления обществом, связанная  его усложнением. Это усложнение, в свою очередь было связано  с развитием производства, появлением  новых отраслей, разделением труда,  изменением условий распределения  общественного продукта, обособлением  социальных структур, их укрупнением,  ростом численности населения,  проживающего на определенной  территории, и т.п. старый аппарат  управления не мог обеспечить  успешное руководство этими процессами;

  - необходимость организации  крупных общественных работ, объединение  в этих целях больших масс  людей. Это особенно проявлялось  в тех регионах, где основой  производства было поливное земледелие, которое требовало строительство  каналов, водоподъемников, поддержания  их в рабочем состоянии и  т.п.;

  - необходимость подавления  сопротивления эксплуатируемых.

Происходившее при разложении первобытного общества процессы привели  к разделению общества, к появлению  богатых и бедных, к возникновению  эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем – к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации;

  - необходимость поддержания  в обществе порядка, обеспечивающего  функционирование общественного  производства, социальную устойчивость  общества, его стабильность, в том  числе и по отношению  внешнему  воздействию соседних государств  или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, включая  принудительные, для того, чтобы  все члены общества соблюдали  нормы зарождающегося  права,  даже те, которые воспринимаются  ими как не отвечающие их  интересам, несправедливые;

  - необходимость ведения  войн, как оборонительных, так и  захватнических, накопление общественных  богатств привело к тому, что  стало выгодным жить за счет  грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью,  порабощая их. В плане подготовки  и ведения войн государство  обладает большими возможностями,  чем первобытное общество. Поэтому  появление какого-либо государства  приводит к тому, что его соседи  порабощаются или, в свою очередь,  организуются как государства.

  В большинстве случаев  указанные выше причины действовали  совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных и иных) главными, решающими  могли становиться различные  из указанных причин. Так, для  большинства восточных государств  наибольшее значение имела необходимость  совершенствования управления и  организации крупных общественных  работ. Для возникновения Афинского  и Римского государств значительную  роль сыграли процессы классообразования  и необходимость подавления эксплуатируемых классов[9].

  Право формировалось  одновременно и параллельно с  государством ( а определенном смысле  и раньше государства). Их возникновение  взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы и наоборот [10].

  Господствующая в  обществе форма собственности  на основные средства производства  самым существенным образом влияет  на характер и содержание появляющихся  государств и правовых систем. Так, частная собственность делает  необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов  и воли собственников. Отсюда  республиканские формы правления  и развитая рабовладельческая  демократия,  а также широкое  законодательное регулирование  общественных отношений в Афинах  и Риме. фактически государственная  форма собственности на землю  при общинном землепользовании  в Китае, Индии и других азиатских  государствах влекла возникновение  деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли  нравственно-религиозные догмы и  правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общественной элиты в Спарте, привела к существованию там аристократической республики [11].

 Глава 3. Многообразие  теорий происхождения государства  и права и его основные причины.

Основные теории происхождения  государства – теологическая  патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная  – ставя во главу угла какой  либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

  В научной литературе  вполне оправданно обращается  внимание на то, что при рассмотрении  проблем происхождения государства  и права не следует смешивать  два весьма сходных между собой,  но в то же время не идентичных  вопроса, а именно – вопрос  о закономерностях образования  государства и права с вопросом о причинах их возникновения[12].

  Закономерность, отражая  внутренние, глубинные связи государства  и права с окружающей их  материальной, социальной и иной  средой, обусловливающей процесс  их зарождения, становления и  дальнейшего развития, свидетельствует  об объективной данности исторической  предопределенности рассматриваемого  процесса в любом зарождающем  и развивающемся обществе. В то  же время причинность (причины)  возникновения государства и  права  указывает на те конкретные  материальные, социальные и иные  объективные факторы-условия, которые  непосредственно порождают или  же обусловливают в прямой  или косвенно форме данный процесс[13].

   На основе анализа  условий, вызывающих необходимость  возникновения государства и  права и фактически порождающих  их, разрабатываются различные учения  о происхождении государства  и права, а также создаются  соответствующие теории.

  Исследуя вопрос об  учениях, касающихся государства  и права, известный немецкий  теоретик государства и права  Георг Еллинек писал на рубеже  XIX – X вв. о том, что «теоретическая наука» разработала общее и особенное учение о государстве. Первое стремится выяснить основы всего учения о государстве, подвергая научному исследованию явление государства вообще и основные его определения. Свои выводы оно извлекает из  исторических и социальных форм правления государства.

  Что же касается  «особенного учения о государстве», то оно «занимается либо сравнением  отдельных учреждений государств  вообще или определенной группы  государств или – еще уже  – определенной группы государств  на протяжении известной эпохи,  имея при этом целью конструировать  и объяснить типы этих учреждений, или же особенное учение о  государстве есть просто познание  учреждений конкретного государства  в их историческом развитии  или в их современной форме» .

  Подводя итог своим  суждениям, автор заключает, что  «особенности учения о государстве  есть, таким образом, либо учение  об отдельных учреждениях государства вообще, либо учение об учреждениях отдельного государства. В первом значении его можно назвать специальным, во втором – индивидуальном учении о государстве»[14].

  Следует заметить, что  в своем научном труде Г.Еллинек  говорит, во первых, не о государстве  и праве, вместе взятых, а только  о государстве. Право при этом, судя по логике рассуждений  автора, несомненно, подразумевается.  А во-вторых, речь идет не об  учениях о происхождении государства  и права, а об учениях о  государстве вообще. Учение о происхождении права рассматривается при этом как неотъемлемая часть всего учения о государстве.

  В последующие годы, включая марксистский период  в России и других странах,  многие отечественные и зарубежные  авторы все учения о государстве  и праве, включая учение об  их происхождении, структурно  подразделяли на такие составные  части, как: а) учение о государстве  и праве, как таковых. Применительно  к процессу происхождения государства  и права рассматриваются причины  и условия их первоначального  возникновения на Земле независимо  от того, где и как они впервые  зародились; б) учение о государстве  и праве отдельных типов, включая  рабовладельческое, феодальное и  другие типа государства и  права. При цивилизованном подходе  к классификации государств и  правовых систем это учение  о государстве и праве, принадлежащим  к тем или иным отдельно  взятым цивилизациям; в) учение  о государстве и праве, возникающих  на базе того или иного отдельно  взятого общества, в той или  иной стране.

  В подобном дифференцированном  подходе к учению о государстве  и праве вообще и к процессу  их первоначального зарождения  в частности, несомненно, есть  свой методический ( в учебном  плане) и методологический( в научном  плане) резон. Он позволяет,  не теряя из виду общие для  всех изначально возникающих  государств и правовых систем, выделить причины и условия  их появления, в то же время  глубоко и всесторонне исследовать  и менее общие, а точнее –  типовые (общие для каждого  типа государства и права) и конкретные («индивидуальные») причины, обусловливающие появление на мировой арене того или иного отдельно взятого государственно-правового феномена.

2. Наряду с учениями, представляющими  собой систему воззрений ученых-юристов  о государстве и праве или  же их совокупности, разработанными  ими теоретическими положениями  о государстве и праве как  таковых вообще, в отечественной  и зарубежной юридической литературе  существует множество теорий, касающихся  различных сторон данных явлений,  включая процесс их возникновения  в развитии. И это вполне естественно  и понятно. Ибо каждая из  них отражает, или различные взгляды  и суждения различных групп,  слоев, наций и других социальных  общностей на данный процесс,  или взгляды и суждения одной  и той же социальной общности  на различные аспекты данного  процесса возникновения и развития  государства и права. В основе  этих взглядов и суждений всегда  находились и находятся различные  экономические, финансовые, политические и иные интересы[15].

Информация о работе Многообразие теорий возникновения государства