Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 08:56, курсовая работа
Вопрос о форме правления как характеристике порядка образования высших органов государственной власти, организации взаимодействия между собой и населением является одним из основных в политико-правовой мысли. В государственном устройстве форма правления играет огромную роль, т.к. именно она отвечает за принятие ключевых решений в области управления страной, соблюдает или уничтожает, ускоряет или замедляет те или иные процессы общественно-государственной жизни, которые соответствуют или противоречат ее сущности. Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения в области монархии, как формы правления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНАРХИИ………………………………….5
Понятия и признаки монархии…………………………………………….5
Виды монархии как формы правления……………………………………9
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ МОНАРХИЯ…………………………………….13
2.1 Достоинства монархии как формы правления……………………………..13
2.2 Недостатки монархии как формы правления……………………………...19
2.3. Перспективы монархии…………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНАРХИИ………………………………….5
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ МОНАРХИЯ…………………………………….13
2.1 Достоинства монархии как формы правления……………………………..13
2.2 Недостатки монархии как формы правления……………………………...19
2.3. Перспективы монархии…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о форме правления как характеристике порядка образования высших органов государственной власти, организации взаимодействия между собой и населением является одним из основных в политико-правовой мысли. В государственном устройстве форма правления играет огромную роль, т.к. именно она отвечает за принятие ключевых решений в области управления страной, соблюдает или уничтожает, ускоряет или замедляет те или иные процессы общественно-государственной жизни, которые соответствуют или противоречат ее сущности. Монархия, как известно, - это форма правления, при которой главой государства является один человек - монарх, его должность и титул передаются по наследству. Монарх обладает властью пожизненно и бессрочно; он олицетворяет собой государство и выступает от имени всего народа; не несет никакой юридической ответственности за результаты своей деятельности. Его власть может быть как абсолютна, так и ограничена конституцией или парламентом. Но и в том, и в другом случаях монарх признается сакральным руководителем, духовным вождем, возведенным на престол Божьей милостью. Он возвышается над всеми классами, сословиями, партиями, олицетворяя весь народ. При этом власть монарха имеет, помимо всего прочего, нравственное ограничение - это ответственность монарха перед Богом и собственной совестью.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения в области монархии, как формы правления.
Предметом исследования курсовой работы являются научные разработки в области монархии.
Методология и методика исследования. Исследование основывается на концептуальных положениях философии, социологии, общей теории государства и права. Кроме того, при проведении исследования были использованы следующие частно-научные методы: формально-юридический, историко-правовой, системно-структурный, метод сравнительного правоведения и другие методы научного исследования.
Цель данной курсовой работы - исследовать монархию как форму правления.
В процессе достижения определенной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
При написании данной курсовой работы были использованы труды ученых-правоведов специализирующихся в данной области, таких как Власенко Н.А., Тушканов И.В., Осипян Б.А., Чиркин В.Е., Соколов В.М., Монтескье Ш. и др.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНАРХИИ
1.1. Понятия и признаки монархии
Монархизм представляет собой направление политико-правовой мысли, главной характеристикой которого является принцип принадлежности верховной власти одному лицу, монарху, получившему ее по наследству. Монархизму свойственны иррационалистические и антииндивидуалистические подходы, поскольку наследование престола не связано с какими-либо рациональными условиями (как, например, выборы президента или победа диктатора над своими противниками). При этом индивидуальные качества и способности официального главы государства также никакой роли не играют. Монархия, с точки зрения всякого монархиста, - власть естественная, которая имеет Божественное происхождение и строится, прежде всего, на религиозных ценностях: самопожертвование, патриотизм, нравственность, самобытная национальная культура1.
Другим постулатом этого учения является законопослушание, поскольку оно неразрывно связано с верой и верноподданностью, что подтверждал патриарх Алексий: «Первый закон, первые заповеди были даны по воле самого народа и должны были способствовать единению людей с Творцом. Так и во все века человечество не могло и не может жить без закона. Неуважение к закону и утрата нравственных ценностей весьма печально сказались в этом веке на духовном состоянии народа и, как следствие - уровне преступности, которая выливается во все новые формы».
Идея теократической монархии и единовластия проистекает из веры в единого Бога, управляющего Вселенной, упорядочивающего душу каждого человека и отношения между людьми в обществе. Монарх при этом становится посредником Бога и в качестве символа объединяет весь народ. «Один Бог, один король, одна вера, одно вероисповедание -- вот что подходит для монархического государства», -- так выразил суть Реформации Англии церковный деятель елизаветинской эпохи епископ Сэндис. «…Один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым, -- говорил св. Фома Аквинский. -- Природа в каждом случае действует наилучшим образом, а общее управление в природе осуществляется одним. В самом деле среди множества частей тела существует одна, которая движет всем, а именно сердце, и среди частей души по преимуществу главенствует одна сила, а именно разум… Во всей Вселенной единый Бог, Творец и всего правитель… Правление царя -- наилучшее. …Для дурных правление царя обычно бывает не менее тяжелым, чем правление тирана, ибо “мудрый царь вывеет нечестивых…”»2.
По мнению некоторых мыслителей (Зенона, Цицерона, Юма, Актона), лучшей формой государственного правления является «царская власть, но самое царскую власть превзойдет такая, которая будет образована путем правомерного скрещения или разумного сочетания трех наилучших видов государственного правления. Ибо желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа». Полагая, что наилучшая форма государства это та, при которой правовое общение всех членов общества осуществляется для реализации общих целей и дел, Д. Юм писал: «Наследственная власть монарха, аристократия без вассалов и народ, голосующий посредством своих представителей, составляют лучшую монархию, аристократию и демократию. …Во всех отношениях предпочтительнее умеренное правление, которое дает наибольшую безопасность как государству, так и подданному… Равновесие власти является секретом в политике, известным только современному веку». По мнению Д. Актона, «государственный строй должен соединять ограниченную и выборную монархию с аристократией по принципу учености и такую демократию, которая обеспечивала бы доступ к власти для всех классов посредством народных выборов. …Мы не можем чувствовать себя в безопасности, пока зависим от воли другого человека».
Монархия в переводе с греческого языка означает единовластие, единодержавие. Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:
1) наличие единоличного правителя;
2) династическое наследование власти;
3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;
4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;
5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей3.
Монарх - это первичное следствие монархии, обладатель монархии и ее
следствий, их реализатор. Поскольку монархическая форма правления охватывает все государство, то понятие «монарх» также создается единым для всего государства, олицетворяется в одном лице (примеры существования совместного царствования доказывают это правило). Здесь необходимо различать понятия «монарх» и «монарший титул». Последний становится частью вторичного следствия монархии. Монарх может обладать несколькими титулами, в том числе такими, которые наука традиционно относит к нему. Однако отнесение титулов к монарху не может свидетельствовать о существовании в государстве монархии, точно также и традиционно республиканские названия глав государств не говорят о наличии республики. Если монарх всегда является обладателем титулов как частей вторичного следствия, то обладатель титулов не всегда становится монархом.
Вторичные следствия монархии условно можно объединить в несколько групп:
1) монарх является символом государства, его олицетворением, воплощением и обладателем. Поскольку государство можно определить как совокупность всех его признаков, то монарх также является и символом всех этих признаков. При этом правовой статус монарха представляется единым независимо от вида монархии (иначе под сомнение ставится само определение монархии как единовластия), различия проявляются в способе осуществления тех функций монарха, которые вытекают из вторичных следствий;
2) наследственность короны (престола). Здесь определяются положения о переходе короны и ее следствий от одного обладателя к другому. Уничтожение монархии влечет за собой уничтожение ее следствий и наоборот (включая части следствий). Однако происходит это не автоматически. Такого рода уничтожение затрудняет исполнение монархом своего долга тем сильнее, чем больше условий жизнеспособности монархии не соблюдается. Таким образом, условия жизнеспособности занимают определяющее место, а потому для их поддержания необходимы определенные меры. Это может помимо прочего выражаться в соответствующем воспитании членов монаршей семьи (например, в Швеции все принцы и принцессы должны быть воспитаны в евангелической вере) либо исповедовании соответствующей религии (там, где это существует, в обязанность монарха логически входит поддержка соответствующей религии либо отречение от престола в случае перехода в другую веру)4.
Монархия бывает абсолютная и конституционная (ограниченная). Последняя, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентарную.
Абсолютная монархия характеризуется полным всевластием главы государства. Монарх является источником власти, и только он определяет ее пределы в нормативных правовых актах, которые, как правило, принимаются от его имени. В абсолютных монархиях иногда имеется конституция, которая в действительности является фиктивной.
Монарх обладает практически неограниченными полномочиями и в законодательной, и в исполнительной, и в судебной сферах. Выборные органы в абсолютных монархиях отсутствуют. Иногда существует их подобие - в виде коллегиальных совещательных органов при монархе (например, Диван в Саудовской Аравии или Консультативное собрание в Катаре). Если при обсуждении какого-либо вопроса складывается единогласное мнение этого совещательного органа, считается, что монарх должен подчиниться ему и принять соответствующее решение. Это дает основание для многих ученых называть такие страны не абсолютными монархиями, а полуабсолютными5.
Все исполнительно-распорядительные органы напрямую контролируются монархом и несут политическую ответственность исключительно перед ним. Независимой судебной системы также нет.
Таким образом, о каком-либо разделении властей при абсолютной монархии говорить не приходится. Сейчас абсолютными монархиями считаются Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бруней, Бахрейн и др.
Дуалистическая монархия, как видно из ее наименования, характеризуется разделением власти монарха и парламента. Это исторически первая разновидность конституционной (ограниченной) монархии. Здесь уже присутствует разделение властей6.
В дуалистических монархиях власть монарха явно преобладает. Он имеет право распускать парламент, отклонять принятые им законы (как правило, вето монарха носит абсолютный характер, однако в некоторых странах допускается возможность его преодоления 2/3 голосов членов парламента, например в Кувейте); является главнокомандующим вооруженными силами; вправе издавать чрезвычайные декреты и вводить в стране чрезвычайное положение. Нормативно-правовые акты монарха хоть и не являются законами, но в то же время не носят подзаконный характер. Считается, что у монарха своя сфера правотворчества в соответствии с королевской прерогативой.
Власть главы государства ограничена лишь в законодательной сфере, где ведущую роль играет парламент. Он принимает законы, в том числе закон о бюджете. Контрольными функциями, которые присущи парламентам большинства государств, законодательный орган при дуалистической монархии, как правило, не обладает, хотя встречаются и исключения.
Исполнительная власть полностью находится в руках монарха и формируемого им правительства. Правительство несет ответственность перед главой государства, хотя часто закрепляется положение о том, что правительство ответственно еще и перед парламентом. Правда, такие положения почти всегда являются фиктивными, так как, вступая в конфликт с правительством, члены парламента тем самым вступают в конфликт с монархом, что часто ведет к роспуску парламента7.
При дуалистической монархии разделение властей присутствует, хотя и с определенными недостатками, в несколько ограниченном виде. В основном все недостатки, присущие данной форме правления, заключаются в недостаточно развитой системе сдержек и противовесов; полномочия монарха слишком обширны. Тем не менее, несмотря на это, именно дуалистическая монархия больше всего соответствует политико-правовым идеям Шарля-Луи Монтескье. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Иордании, Марокко, Кувейте.
Парламентарная монархия является самой распространенной из монархических форм правления. Такая форма правления наиболее распространена на европейском континенте. Монарх является главой государства, признается источником власти, однако он, как правило, не обладает действительными полномочиями по управлению государством. Его власть является формальной, носит сугубо представительский, церемониальный характер. Монарх подписывает законы (или соглашается с ними в устной форме), право вето по отношению к закону он не имеет (Япония) или может иметь, но, как показывает практика, не пользуется им. Иногда у монарха есть право издания указов в соответствии с королевской прерогативой, но он это делает по указанию правительства или одного из его членов. Никаких властных полномочий по отношению к правительству монарх не имеет; он не может изменить его состав. Монарх назначает правительство своим указом, однако это сугубо формальная процедура8.