Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 08:56, курсовая работа
Вопрос о форме правления как характеристике порядка образования высших органов государственной власти, организации взаимодействия между собой и населением является одним из основных в политико-правовой мысли. В государственном устройстве форма правления играет огромную роль, т.к. именно она отвечает за принятие ключевых решений в области управления страной, соблюдает или уничтожает, ускоряет или замедляет те или иные процессы общественно-государственной жизни, которые соответствуют или противоречат ее сущности. Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения в области монархии, как формы правления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНАРХИИ………………………………….5
Понятия и признаки монархии…………………………………………….5
Виды монархии как формы правления……………………………………9
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ МОНАРХИЯ…………………………………….13
2.1 Достоинства монархии как формы правления……………………………..13
2.2 Недостатки монархии как формы правления……………………………...19
2.3. Перспективы монархии…………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
При парламентарной монархии принцип разделения властей претворен в действительность, хотя и с некоторыми искажениями. Ведь при парламентарной форме правления, в том числе и в республиках, исполнительная власть полностью ответственна перед властью законодательной. Правительство в парламентарных монархиях формируется парламентским путем, и для того, чтобы находиться у власти, оно должно пользоваться доверием парламента. Более того, члены коллегиального исполнительного органа зачастую одновременно являются членами парламента, что противоречит учению Ш. Монтескье, который писал, что исполнительная власть погибнет в том случае, если законодательная власть станет принимать участие в отправлении исполнительной власти.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ МОНАРХИЯ
2.1 Достоинства монархии как формы правления
Размышляя над совершенными формами государства, Платон писал: «Польза и должна служить вернейшим мерилом правильного управления государством, с помощью которого мудрый и добродетельный муж будет руководить делами подвластных ему людей. Подобно тому как кормчий, который не избирается на выборах, а признается командой корабля, постоянно блюдет пользу судна и моряков, подчиняясь не писанным установлениям, но искусству, которое для него закон, и так сохраняет жизнь товарищам по плаванию, точно таким же образом заботами умелых правителей соблюдается правильный государственный строй, потому что сила искусства становится выше. …Должен править сильный (сведущий и разумный), а слабый ему подчиняться; некоторым людям по самой их природе подобает быть философами и правителями государства, а всем прочим надо заниматься не этим, а следовать за теми, кто руководит. …Больше будет правителей или всего только один, они не нарушат важнейших законов, пока будут пускать в ход воспитание и образование». При этом Платон считал, что «…жизнь при демократии оказывается наихудшей, а наилучшей -- при монархии, а судейская власть -- хранительница законов и служанка царской мощи»9.
Как бы соглашаясь с преимуществами монархического правления, Б.Н. Чичерин отмечал: «Часто один человек ближе к истине, нежели целый народ». Следует подчеркнуть, что монархия, будучи все же человеческой формой правления, приобретает стабильность при наличии просвещенной и образованной элиты (аристократии или дворянства), которая представляет собой необходимое условие (condicio sine qua nоn) и измерение умеренной монархической формы правления, ибо без этой духовно-интеллектуальной опоры монархия может при различных критических положениях общества постепенно деградировать до состояния самодержавно-единоличной деспотии либо до состояния общенародной вседозволенности -- анархии. Об этом свидетельствует достаточно продолжительный и горький опыт России конца XIX -- начала XX века, когда дворянство было искусственно уничтожено, монархия -- свергнута, а на место монарха под демократическими лозунгами пришли В.И. Ленин и И.В. Сталин.
Одним из главных достоинств монархии является способность сохранять неформальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе - империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически - декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании), продолжают исполнять эту миссию - символа и инструмента единства. В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев в отношениях между людьми. Одним из важных достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр (даже самый порядочный) будет видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии и, скорее всего, личная гибель монарха.
Представляется, что монархическая форма правления имеет ряд преимуществ перед другими известными формами государственного правления. Дело в том, что монархическая форма власти устанавливается не народом, хотя народ иногда может самовольно отказаться от монархии или свергнуть монарха. Таинственность власти монарха прежде всего состоит в том, что монарх символизирует собой единого Бога, будучи Его первым заместителем (депутатом) на этой грешной земле, единство веры и народа, преемственность государственной власти и гарант ее стабильности. Помазанный, посвященный и введенный во власть Богом монарх, в отличие от выбранного президента или политической партии, выигравшей на очередных парламентских выборах, старается «о добром не только перед Господом, но и перед людьми». Он призван служить Богу по Его заповедям и потому политически независим от борющихся за власть людей и бурлящих интересов. Пожизненно правящий своим народом правоверный монарх должен быть надполитичным и обязан вести своих подданных или граждан к Божьему порядку, душевному спокойствию и спасению10.
Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе псевдодемократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный.
Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.
По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:
По сравнению с республиканской диктатурой выделяют также следующие преимущества:
Как показывает жизнь, современные
монархи, как правило, имеют хорошее духовное
воспитание. Они образованны, более компетентны
и информированы в вопросах государственного
управления, в котором имеют многолетний
положительный опыт, как личный, так и
полученный от своих наследодателей, более
независимы от постоянно меняющегося
соотношения политических сил в народе
и потому им нет необходимости участвовать
в политических играх и махинациях11. Более того, они имеют и большие
возможности в деле политического примирения
оппозиционных сил, сословий и административно-
Монархическая форма власти более соответствует патриархальной форме семьи, ее характеру и структуре, в которой власть заботливого отца носит священный и надзаконный характер, ибо земной отец временно воплощает вечного Отца Небесного. Проводя параллели между монархической формой правления и патриархальной семьей, св. Августин писал: «Наши праведные отцы, хотя и имели рабов... с одинаковой любовью заботились обо всех членах своего дома». Престиж монарха поддерживается религиозным воспитанием, школьным образованием, средствами массовой информации, образом «искусного пастыря», национального лидера, предводителя народа, правящего с любовью, верой и надеждой посредством мудрых и добрых советов и хороших примеров. При монархии четко вырисовывается образ-личность самого главы государства как собирательный образ управляемого им народа, равно как и основные ценности и цели долговременной государственной политики12.
В условиях религиозно-традиционного общества духовные качества монарха более важны для легитимности и стабильности власти, нежели его отдельные политико-правовые способности. Причина этого в том, что неделимая и наследственная власть пожизненного монарха, как помазанника Божьего, делает его личность священной и неприкасаемой. «Французы, -- писал Ш. Монтескье, -- меняют нравы сообразно с возрастом их короля. Монарх мог бы даже, если бы захотел, привить народу серьезность. Государь придает свой характер двору, двор -- столице, столица -- провинции. Душа властелина -- форма, по которой отливаются все другие». Иначе говоря, каков правитель -- таковы и управляемые. Если, например, временно избранный президент духовно незрел и неопытен, то вся управляемая им страна может как бы автоматически на срок его правления низводиться до его уровня. Отлично понимая такую высокую ответственность перед народом, русский царь Александр III начал свое служение с работы над самим собой и победил в себе все пороки, которые мешали ему реализовать свою историческую миссию -- на личном примере дать людям почувствовать утраченную истину и идеал и иметь лучшую надежду на их жизненное воплощение. Личные качества нынешнего испанского короля Хуана-Карлоса, его хорошее духовное и нравственное воспитание, высокая образованность и компетентность, умение вести диалог с различными политическими силами и надполитическое положение также способствуют повышению на мировом уровне образа монархического управления народом13.
Именно поэтому при утверждении или выборах нового монарха необходима особая тщательность и осторожность, в частности при определении меры его веры и преданности Богу и своему народу, важны его коренное происхождение, воспитание, образование, возраст и положительный жизненный опыт. «Поставь над собой царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собой царя; не можешь поставить над собой царем иноземца, который не брат тебе», -- рекомендуется в Священном Писании3. Кстати говоря, данная норма в той или иной мере нашла свое закрепление в конституциях многих стран, в которых национальное и религиозное происхождение кандидатов во властные структуры государства, как и их возраст и оседлость, имеют приоритетное правовое значение. Кандидат в главы государства должен быть достаточно мудрым и опытным, постоянно питающимся из чистых источников духовного мира и истины. «Богу угодно, -- писал по этому поводу Г. Гроций, -- чтобы цари стали христианами и чтобы, ставши христианами, они ими остались… Ибо начальник есть слуга Божий, тебе на добро. …Власть царская исходит от Бога… царю надо повиноваться и воздавать ему честь, -- при этом не иначе, как по совести… противящиеся царю, противятся самому Богу». «Не могут ими быть атеисты, -- как бы продолжал эту мысль Т. Гоббс, -- ибо они не верят в Бога… что Он управляет земными делами… не признают… никаких Его повелений и не страшатся Его гнева»14.
2.2 Недостатки монархии как формы правления
Несмотря на все преимущества монархической формы правления, ввиду греховности и слабости природы человека всегда существует опасность злоупотребления монархом своей властью либо превращения монархии (в том числе и конституционной) в атеистический и демократический цезаризм, волюнтаризм, культ властной личности. Тем не менее такая же, если не сказать гораздо большая опасность существует и при безбожной президентской власти, равно как и при безбожном парламентаризме или формальном демократизме. Плохой монарх, по сути, есть наказание для безбожной массы народа, но для верующих является необходимым испытанием и уроком. «Я творю губителя для истребления», -- говорит Господь пророку Исайе, а через него и своим неверным и маловерным чадам, которые привыкли без совести и страха совершать злые дела.
Более того, всякая власть имеет свои пределы и поэтому ею невозможно бесконечно злоупотреблять. Во всяком случае, злоупотребления наследственной властью не могут быть настолько разрушительны, насколько они возможны при злоупотреблениях властью, приобретенной обманом, подкупом или насилием. «Ошибочно думать, -- писал Ш. Монтескье, -- будто на свете существует человеческая власть, деспотическая во всех отношениях; такой власти никогда не было и не будет; самая большая власть всегда ограничена в каком-то отношении. Пусть султан наложит новую подать на Константинополь; крик, который тотчас же подымется со всех сторон, покажет ему пределы, которых он раньше не знал. Персидский царь может легко заставить сына убить отца, а отца -- сына, но не может принудить своих правоверных подданных пить вино. У каждой нации существует общий дух, на котором основана сама власть; когда она хочет осознать этот дух, она наталкивается на самое себя и неизбежно останавливается»15.
В противовес достоинствам недостатками монархии называют:
Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это развивает в нём эгоцентризм, презрение к людям, отношение к ним как к ничтожеству.
Если в демократической республике власть сменяется путём выборов, то в монархии - после смерти монарха. Поэтому нередко наследники престола убивают монарха и/или других претендентов на престол для получения власти.
Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей.
Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства.