Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 04:37, реферат
Древний философ Платон исходил из того, что форма правления идеального государства является «законодательная власть немногих (аристократии)». Кроме того, им выделялись законная (царская) власть и незаконная (олигархия) монархия. Формы государства анализируются в основном в Западных аспектах:
каким образом организована верховная власть;
какой характер связи органов государственного управления;
какими методами государство взаимодействует с населением и иными институтами гражданского общества.
Введение 3
Форма правления. 5
Глава 1. Монархия как форма правления. 7
Абсолютная монархия 7
Ограниченная монархия 8
Заключение 15
Список литературы 16
Оглавление
Главным вопросом политической и юридической науки является вопрос государства, его природы и роли в общественной жизни. Чтобы понять само государства, его структуру и сущность, нужно ознакомиться с общепринятыми существующими формами.
Подход к этой проблеме был разнообразный на разных этапах развития общества. Форма государства, как и его сущность, постоянно изменяются под влиянием экономических, политических и других факторов, подтверждением чего является существование различных взглядов.
В Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали множество мнений о том, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существовали и чем отличались друг от друга.
Древний философ Платон исходил из того, что форма правления идеального государства является «законодательная власть немногих (аристократии)». Кроме того, им выделялись законная (царская) власть и незаконная (олигархия) монархия.
Формы государства анализируются в основном в Западных аспектах:
В соответствии с этим
можно сказать, что форма государства - это его устройство,
которое выражается в способах организации
высших органов государственной власти
(форма правления),
в административно-
Указанное понимание форм государства сложилось не сразу. Обсуждался вопрос, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства. Ясно одно, что категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать и в соотношении с политическим режимом.
Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Это выражается в том, что:
1) конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).
2) политический режим
показывает действительное
Можно отметить, что в современном мире существует большое разнообразие форм. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов.
Среди факторов, влияющих
на форму государства можно
Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства и соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты.
Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства. [1]
Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Характер формы правления в конечном счете зависит от типа общества. В обществе, не связанном экономическими узами обмена и вынужденном объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Для общества, основанного на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами - собственниками, характерна республиканская форма правления.
Форма правления обусловливается также:
Политический режим влияет на форму правления более опосредствованно, определяет те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве. [2]
Это объясняет, почему невозможен прямой перенос политической формы, исторически возникшей в одной стране, в другие страны, хотя вполне возможно использование мирового и частного опыта отдельных народов с его последующей адаптацией к конкретно - историческим условиям того или иного государства.
Теория государства, фиксируя
в его истории реально
Наиболее распространенная из них - это деление форм государства по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному - монархия, если многим - аристократия, если всем - демократия или республика. Существование такой классификации отмечено еще Геродотом в его повествовании о споре между Отаном, Мегабизом и Дарием о том, какую форму правления следует установить в Персии после убийства Лже-Смердиса. [3]
Также имеет достаточно давнюю историю и критика этого деления, восходя к Платону и Аристотелю. Платон различал формы правления в зависимости от преобладания в государстве трех добродетелей: мудрости, мужества и умеренности, Аристотель - в зависимости от соотношения правильных или искаженных видов правления, объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными - те, в которых преобладает личный интерес. [6]
Существовали и другие классификации. Монтескье, например, обращал внимание на различные принципы - силы, которые, по его мнению, движут государственную жизнь. Он полагал, что добродетель воплощается в демократии (республике), умеренность - в аристократии, честь - в монархии, страх - в деспотии. [7]
Форма правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом, характеризует степень участия населения в формировании государственной власти.
Форма правления дает возможность понять:
По этим признакам правления государства делят на монархические и республиканские.
Монархическая форма правления - (греч. monarchia - единовластие)– весьма древняя форма. Она возникла еще при рабовладельческом строе и продолжала развиваться со временем, сохраняя свои традиционные черты. [10]
Монархия как форма правления
отличается следующими признаками:
1) существование единоличного носителя
верховной власти, - монарха
(фараона, короля, царя, императора, великого
князя, шаха, эмира и т.п.), который, как
правило, пользуется этой властью пожизненно;
2) наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;
3) тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);
4) отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.
Эти признаки в своей
идеальной совокупности встречаются
достаточно редко. В Византии, например,
где из 109 царствовавших императоров
74 были убиты, во всех 74 случаях престол
переходил к цареубийце не по наследству,
а по праву захвата. И при коронации императора
Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил
даже новый догмат: таинство помазания
на царство смывает все грехи, в том числе
и грех цареубийства. Римские легионеры
назначали и смещали императоров. Как
свидетельствуют историки, арагонские
феодалы возводили на престол королей
по формуле: «Мы, которые стоим столько
же, сколько и Вы, и которые можем больше,
чем можете Вы, мы назначаем Вас нашим
королем и сеньором при том условии, что
Вы будете соблюдать наши привилегии.
А если нет, - нет». Реальная история оказывается
весьма далекой от идеальных моделей теоретиков.
[9]
В свою очередь монархии делятся на:
Абсолютная монархия
- такая форма правления, при которой
верховная государственная
По формуле Петровского Воинского устава — “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.[2]
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное вмешательство
в частную жизнь в эпоху
абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает
юридическое закрепление, хотя по-прежнему
имеет принудительную направленность.
В истории такими странами были Россия
XVII - IX и Франция до революции 1789 года.
С развитием буржуазных отношений абсолютистская
монархия в некоторых странах эволюционирует
в монархию конституционную, приспосабливаясь
к интересам нового господствующего класса
- буржуазии. [4]
В настоящее время абсолютная монархия сохранилась в таких государствах как, Саудовская Аравия, Монако.
Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена представительным органом, т.е. в Англии это Парламент, во Франции – Национальное собрание. Возникает своеобразная двойственность государственной власти, которая выражается в том, что, хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх.
Существуют разновидности ограниченной монархии:
Эта такая форма монархии, при которой власть правителя ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему государству (Испания, 1981 г.).