Монархия как форма управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 04:37, реферат

Краткое описание

Древний философ Платон исходил из того, что форма правления идеального государства является «законодательная власть немногих (аристократии)». Кроме того, им выделялись законная (царская) власть и незаконная (олигархия) монархия. Формы государства анализируются в основном в Западных аспектах:
каким образом организована верховная власть;
какой характер связи органов государственного управления;
какими методами государство взаимодействует с населением и иными институтами гражданского общества.

Содержание

Введение 3
Форма правления. 5
Глава 1. Монархия как форма правления. 7
Абсолютная монархия 7
Ограниченная монархия 8
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Formy_gosudarstvennogo_pravlenia.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Эта форма монархии называется также конституционной, потому что власть монарха также может быть ограничена конституцией. Примером является конституция Японской империи 1889 г., по которой власть императора ограничивалась Имперским парламентом. Он рассматривал, одобрял и принимал законопроекты, которые предлагал император. Таким образом, в конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции. Привитель в конституционной монархии играет, главным образом, представительную роль, является своего рода символом, представителем нации, народа, государства.

Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными  признаками:

    • парламент избирается народом;
    • правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
    • лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства (премьер министр в Великобритании фактически правит страной);
    • в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
    • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
    • правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;
    • лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви – Великобритания). [5]

 

В настоящие время  парламентарными монархиями являются практически все монархи Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Дания, Норвегия, Япония и другие.

§2.2 Дуалистическая монархия

Это промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. Если в парламентарной монархии монарх лишен законодательной и исполнительной власти, то в дуалистической только законодательной.

Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего “третьего сословия”). Несмотря на это полномочия монарха очень сильны:

    • право вето (только отлагательного) по отношению к законам парламента;
    • назначение членов парламента (либо одной из его палат)
    • право роспуска парламента;
    • право назначение даты новых выборов.

Дуалистическая монархия существовала в Германии (1871—1918 гг.), Турции, Кувейте, Иордании, Ливии, Непале и других странах. До 1990г. Непал и Кувейт являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий (народное восстание в Непале в 1990 г., война Кувейта с Ираком в 1991 г.) начались демократические реформы, и на сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных к дуалистическим монархиям.

 

 

§2.3 Нетрадиционная монархия

Существуют такие виды монархии, которые не попадают ни под одну категорию. Например, выборная монархия в Малайзии, где король избирается на пять лет из числа наследников султана из девяти штатов. Существует патриархальная монархия в Свазиленде, где король, по существу, является вождем племени. Также нужно отметить квази-монархию в Британском Содружестве—Австралия, Канада, Новая Зеландия—там главой государства является британская королева, представленная генерал-губернатором, но фактически все функции осуществляет правительство. Стоит заметить теократию – такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства, примером служит Ватикан, где Римский Папа – глава церкви и государства. [4]

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической  формы правления.

 

Заключение

    Исторически сложилось так, что  сначала  появились  государства,  форму которых,  прежде  всего,  определяла  форма  правления;  более  того,  таких категорий, как форма  государственного  устройства  или  политический  режим попросту не существовало. Необходимость   в ведении классификации по форме государственного устройства появилась только в XVII -  XVIII вв., а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С.  Алексеева,  еще позже.

Теория государства, фиксируя реально возникавшие формы правления, выработала различные их классификации.

Форма правления характеризует  структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом, характеризует степень участия населения в формировании государственной власти.

Но  не стоит забывать, что формы государства тесно взаимосвязаны и оказывают непосредственное влияние друг на друга.

Форма государства, как и его сущность, постоянно изменяются под влиянием экономических, политических и других факторов.

Возможно, в будущем  появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает актуальность и необходимость рассмотрения данной темы.

 

Список литературы

    1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993
    2. Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с.123
    3. Геродот. История в девяти книгах. Л.,1982. – стр. 11
    4. Крашенинников Н.А., Житков О.А. “История государства и права зарубежных стран”, М: Норма - Инфра, 1998,  с.205
    5. Матузова М.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ, 2005 с.768.
    6. Платон. Государство. с.с. , М., 1968 - 1971., т.3.
    7. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
    8. Словарь терминов по теории государства и права, М: Юрист, 1999 - с. 534
    9. Солоневич И. Народная монархия. М., 1991. – с. 77
    10. Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник, М: Юрист, 1999, с.147

 


Информация о работе Монархия как форма управления