Монопольная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие несовершенной конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, её специфические особенности. Охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, так же рассмотреть виды несовершенной конкуренции: рынки чистой монополии, олигополии, рынок монополистической конкуренции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие конкуренции;
Провести анализ поведения фирм в условиях рынка несовершенной конкуренции;
Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - копия.docx

— 105.90 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Я выбрала тему для курсовой работы «Фирма в условиях несовершенной конкуренции. Олигополия. » Данная тема выбрана на основании того, что экономисту необходимо знать и понимать поведение фирмы на рынке, так как эти знания помогут ему в дальнейшей работе на предприятии.

Я считаю, что фирма является главным звеном рыночной экономики, т.к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики.

Цель данной работы – рассмотреть понятие несовершенной конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, её специфические особенности. Охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, так же рассмотреть виды несовершенной конкуренции: рынки чистой монополии, олигополии, рынок монополистической конкуренции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определить понятие конкуренции;
  • Провести анализ поведения фирм в условиях рынка несовершенной конкуренции;
  • Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.

 

 

 

 

 

1.Конкурентность рынка.

1.1 Конкуренция

Конкуренция является движущей силой экономики и главным ценообразующим фактором. Во многом от конкуренции зависит производство товаров влияние фирм на рынке товаров и услуг. Конкуренция на внутренних рынках стран с рыночной экономикой поддерживается благодаря относительно свободному притоку иностранных товаров. Так что наряду с внутренними конкурентами приходится иметь дело и с внешними. Конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышая его эффективность. Во всех развитых странах стала распространенной практика конкурентной борьбы между предприятиями, входящими в одну корпорацию. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства (производства), становится главным элементом этого механизма. Множество «внутренних миров», какими являются производственные системы независимых автономных товаропроизводителей, повседневно выталкивают во «внешнюю сферу», на рынок свою продукцию. Товары одних производителей сталкиваются на рынке с товарами других, вступая с ними в конкуренцию за деньги покупателя. В свою очередь покупатели тоже могут вступать в конкурентную борьбу между собой и  борясь за приобретение ценного товара или товаров находящихся в ограниченном количестве. Такая конкурентная борьба наблюдается на биржах, аукционах, при покупки акций той или иной фирмы.

В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого свободы конкуренции различают: 1) совершенную конкуренцию; 2) несовершенную конкуренцию (рис. 1). Впервые эти формы были исследованы в 30-е годы Э. Чемберлином в работе «Монополистическая конкуренция» и Дж. В. Робинсон в работе «Экономика несовершенной конкуренции».

 

Формы конкуренции


 

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция


 

Рис.1

 

1.2 Правило равенства предельных доходов (MR) и предельных издержек (MC.).

Предельный доход – это доход, полученный при реализации каждой последующей единицы продукции. 

Фирма будет максимизировать прибыль, производя такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

При Q1 (P>MC) фирма недополучит доход.

При Q2  (MC>P) доходы фирмы будут сокращаться, так как от дохода, полученного при Q, следует вычесть убытки, полученные при увеличении объема, поскольку МС > Р (рис.2)

 

Рис.2

1.3 Три отличительные черты этого правила.

 

1. Правило предполагает, что фирма предпочтет производить, нежели закрыться при MR=MC, но MR>AVC (средних переменных издержек).

2. Правило MR=MC действует на всех рынках и для любых фирм (чисто конкурентных или монополистических).

3. Правило MC=MR можно сформулировать в несколько ином виде, если применять его к чистой конкуренции, так как в условиях чистой конкуренции MR=P, то MC=Р, то есть чтобы максимизировать прибыль надо производить такой объем производства, при котором Р=МС (определение оптимального объема выпуска продукции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Теория несовершенной конкуренции.

 

2.1 Несовершенная конкуренция и её особенности.

 

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной.

Несовершенная конкуренция – это конкуренция, ограничиваемая вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы «вне конкуренции»; иными словами, имеет место неравенство условий конкуренции.

2.2 Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

1. значительная доля рынка у отдельных производителей;

2. наличие барьеров проникновения в отрасль;

3. неоднородность продуктов;

4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

2.3 Её характерными чертами являются:

1.На  совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену, вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.

2.Однако, на несовершенно конкурентных  рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию. Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Характерные  черты трех укрупненных типов несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике.

3.На  рынках всех этих трех типов, как и на совершенно конкурентных рынках, имеется множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

 

2.4 Общие черты моделей рынков несовершенной конкуренции.

Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.

На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям. При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя. Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях.

Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

    • количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
    • характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);
    • наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
    • степень доступности экономической информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация рыночной структуры. Таблица 1.

 

чистая конкуренция

монополисти-ческая конкуренция

олигополия

монополия

число фирм

очень много

много

несколько

одна

характер продукции

стандартная

дифференци-рованная

стандартная или дифференци-рованная

уникальная: нет близких заменителей

условия вступления

очень легкие, препятствия отсутствуют

сравнительно легкие

наличие существенных препятствий

блокировано

доступность экономической информации

полная доступность

некоторые ограничения

существенные ограничения

недоступна

контроль над ценой

отсутствует

некоторый, но в довольно узких рамках

ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре

значительный

примеры

сельское хозяйство

розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д.

производство стали, автомобилей, многих бытовых электропри-боров

местные предприятия общественного пользования


 

 

 

В одних отраслях, число представленных на рынке фирм велико, в других имеется лишь несколько крупных фирм. Так, в черной металлургии России 31% продукции в 1997г. приходился на долю трех, а 56,6% — на долю восьми крупнейших предприятий отрасли. В то же время в пищевой промышленности эти цифры составили соответственно 5,4% и 9%, т. е. большая часть продукции выпускалась средними и мелкими предприятиями. Очень велико число представленных на рынке производителей в сельском хозяйстве.

Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).

Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее: законодательных, технологических, финансовых и других. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они легко преодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного экономического барьера. Для того же чтобы организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль.

Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.

Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования.    Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры, поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Монополия

3.1 Монополия продавец, который полностью контролирует объём предложения и цену товара, не имеющего близких субститутов. Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.

Информация о работе Монопольная власть