Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:36, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие несовершенной конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, её специфические особенности. Охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, так же рассмотреть виды несовершенной конкуренции: рынки чистой монополии, олигополии, рынок монополистической конкуренции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие конкуренции;
Провести анализ поведения фирм в условиях рынка несовершенной конкуренции;
Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.
Если выигрыш одного равен проигрышу другого, то это игра с нулевой суммой. Игра с ненулевой суммой – когда каждый может выиграть от решения одного из них.
Пример некооперативной игры с ненулевой суммой - «дилемма заключенного».
Игра «дилемма заключенного» рассматривает процесс принятия решения арестованными преступниками, которые содержатся в отдельных тюремных камерах и не могут поддерживать связь друг с другом. Перед каждым стоит дилемма – сознаться или молчать. Они знают, что если никто из них не сознается и не проинформирует следствие об участии других в преступлении, то он будет освобожден или получит в худшем случае умеренное наказание. Однако если один из участников сознается, а другой нет, то сознавшийся будет освобожден, а его напарник будет сурово наказан. Если оба сознаются, то будут осуждены, но каждый получит меньший срок, чем в том случае, когда сознается один.
Для рационального агента, заинтересованного в собственной судьбе, существует побудительный мотив к тому, чтобы сознаться. В противном случае он рискует, что этой возможностью воспользуется его бывший сообщник и благодаря признанию выиграет, а он потеряет преимущество. Следовательно, вероятнее всего, признаются оба заключенных и сядут в тюрьму на три года. Этот вариант решения для каждого будет хуже, чем мог бы быть, если бы они могли договориться не сознаваться.
Фирмы, действующие на олигополистическом рынке, часто оказываются в положении заключенных из этого примера. Они должны решить, следует ли им агрессивно конкурировать или сотрудничать и конкурировать более пассивно, сосуществуя со своим конкурентом и довольствуясь имеющейся долей, а может быть даже тайно сговариваясь с ним. Если фирмы пассивно конкурируют, устанавливая высокие цены и ограничивая объемы производства, они получат более высокие прибыли, чем при агрессивной. Но фирмы стоят перед «дилеммой заключенного», когда ни одна из них не может ни доверять другой, ни ожидать, что ее конкурент назначит более высокую цену. В результате, рациональное поведение каждой из них приводит к очевидно нерациональному результату для обеих.
8.1 Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.
Полной монопольной властью обладает такая рыночная модель, как чистая монополия. Однако чистого монополиста, который имел бы возможность заполучить все доходы потребителя, независимо от уровня производства, не существует, потому как в конце концов все товары конкурируют между собой и единственным способом стать чистым монополистом было бы производство им всех благ в обществе.
Таким образом, наиболее высокой монопольной властью будут обладать фирмы, производящие в условиях, наиболее приближенных к условиям чистой монополии, - фирмы-монополисты. Монополистом является тот, кто контролирует предложение товара, не имеющего точной замены; перекрёстная эластичность спроса между его товаром и всеми другими товарами очень слаба. В этих условиях монополист принимает решение, касающееся как цены, так и количества, учитывая реакцию спроса.
Однако думать, что монополиста в установлении цены ничто не сдерживает, неправильно. Возможности монополиста, как и любой другой фирмы, получить прибыль ограничены. Они ограничены, во-первых, издержками производства. Во-вторых, важным ограничителем для монополиста является спрос на его продукт. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон: количество продукции, которое может быть продано на рынке, увеличивается по мере того, как цена падает. Поскольку и цена, и количество продукции изменяются в соответствии с кривой спроса, монополист ведёт себя совершенно не так, как ведёт себя фирма-ценополучатель при совершенной конкуренции. Монополист сам выбирает такую комбинацию «цена – количество», которая приносит максимальную прибыль .
8.2 Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Вспомним, что монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производитель одежды с наклейкой фирменного дизайна) — с менее эластичной кривой спроса.
Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет по крайней мере столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор — число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.
Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей.
Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке, и доля фирмы в рыночном предложении. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.
Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых «основных игроков» (т. е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.
Иногда говорят (и в этом есть доля правды), что самый большой страх американского бизнесмена — страх перед конкуренцией. Мы можем уверенно предполагать, что, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм — условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов.
Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Как они могут конкурировать друг с другом? Они могут, например, конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.
Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.
Таким образом, фирмы могут взаимодействовать различными способами. Здесь мы просто хотим подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.
Данные для расчетно-графической работы:
Qd=15-3P
Qs=-5+2P
P |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Qd |
9 |
6 |
3 |
0 |
-3 |
Qs |
-1 |
1 |
3 |
5 |
7 |
Решение:
Qd=15-3P
Qs=-5+2P
15-3P=-5+2P
5P=20
P=4
Qd=15-3*4
Qd=3
Qs=-5+2*4
Qs=3
P Qs
K
Qd
0 Q
Ответ: К(3;4).
Мы рассмотрели такую обширную тему как «Фирма в условиях несовершенной конкуренции. Олигополия. ». Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии.
Три основных дефекта рынка дают экономическое оправдание
государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация. Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации рыночной экономики.
С помощью государственного регулирования экономики и различных
антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующего влиянию монополий или уравновешивающего его.
В своей курсовой работе я постаралась раскрыть понятия спроса, предложения, равновесие спроса и предложения, равновесной цены, излишков и дефицита, а также показала какое влияние тех или иных факторов оказывает на спрос и предложение при рыночной экономике.
В результате взаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке. Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д.