Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 19:18, курсовая работа
Цель: характеристика мусульманской правовой системы.
Задачи: охарактеризовать исламскую правовую систему, а также её взаимодействие с другими правовыми системами и влияние на страны мира.
Предметом курсовой является мусульманская правовая система.
Введение………………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. Национальные правовые системы. Взаимодействие международной и национальной правовых систем…………..5
ГЛАВА 2. Ислам. Возникновение мусульманской правовой системы…………………………………………………………………………...7
ГЛАВА 3. Источники мусульманского права Коран…….……...11
ГЛАВА 4. Всеобщая исламская декларация прав человека………………………………………………………………..………..16
ГЛАВА 5. Ислам в современном мире. Группы современных мусульманских правовых систем………………………..………….19
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованных источников…….………………………...28
Вообще, право, которое основывается на религии, может не применяться судами, но в мусульманских странах судебная система основывается на праве данной религии. Все вынесенные решения должны соответствовать Корану и Сунне.
Кроме того, чтобы предостеречь человека от зла и заблуждений, и чтобы одновременно испытать его, Аллах возложил на него определённый минимум обязанностей: пять столпов ислама.
Мусульманское право относится к национальному праву наряду с индусским, иудейским и другими правами и образует национальную правовую систему.
Как уже говорилось ранее, национальная правовая система является одним из уровней правовой системы. Также её называют религиозной правовой системой или религиозной правовой семьёй. Религиозная правовая система – это правовая система, в которой основным источником права является некий священный памятник, несущий особое значение для людей определённой религии.
Закон мусульманского права,
мусульманской правовой системы: «Дозволено
все, если иное не предусмотрено Кораном
или Сунной».
ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ
МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Право мусульман имеет четыре основных и самых главных источника. Во-первых, Коран – священная книга в исламе; во-вторых, Сунна или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, иджма – это единое соглашение мусульманского общества; и в-четвертых, кияс – суждение по аналогии.
Исламское право на этапе основания брало свое начало из Откровения в виде Корана и Сунны. Термин Сунна означает высказывания или действия Пророка Мухаммада (Мухаммеда), а также высказывания и действия других людей в его присутствии, не вызывавшие неодобрения с его стороны.[11, с.65] Сунна считается вторым видом Откровения после Корана.
Мухаммед был послан с целью для разъяснения людям Корана, при помощи какого-либо заявления или совершенного действия, или и первого и второго.
Существует теория источников мусульманского права (фикха), которая основана на расхождении суждений в толковании шариата (божественного закона). Основателями теологических и юридических школ были направлены настойчивые усилия, чтобы объяснить и понять фикх, (они определяли его как свод правил и предписаний), в рамках принципов ислама. Но перейдём к краткой характеристике основных источников права мусульман.
Коран, как уже говорилось ранее, это священная книга мусульман. Она является основой мусульманского права. Коран состоит из высказываний Аллаха последнему пророку Магомету и является первым источником права. Но, содержащиеся в нем положения юридического характера недостаточны для того, чтобы полностью регламентировать отношения, возникающие между мусульманами.
Юридические положения Корана находим в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»).[4, с.311]
Мусульманскими учеными выделяются такие строфы, как определяющие личный статус (их насчитывается 70), строфы уголовно-правового характера (их 30), строфы, которые касаются гражданского права (в количестве 70), строфы, относящиеся к международному праву (25), строфы, регламентирующие процедуру в суде (их 13), строфы конституционного характера (10), а также строфы, которые касаются экономики и финансов (их также насчитывают 10).
В Коране о личной безопасности говорится так: «Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву» (Перенос ночью, 17: 33). В данной строфе показывается важность личной безопасности и то, что нарушить её можно лишь по закону и никак иначе.
Кроме того, в Коране разрешена свобода совести: «Нет принуждения в религии» (Корова, 2: 256), «Не поносите тех, кого они призывают помимо Аллаха, а то они станут поносить Аллаха из вражды, без всякого знания» (Скот, 6: 108), «И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы…» (Паук 29: 46)
Также в Коране хорошо обозначен принцип личной ответственности: «Что каждая душа приобретает, то остается за ней, и не понесет носящая ношу другой» (Скот, 6: 164). Никто другой не несет личной ответственности за другого человека, только каждый сам за себя. [8, с. 180-183]
Правовые вопросы в Коране. Исламское законодательство – совокупность разнообразных правил, предписанных человечеству. По участвующим сторонам в тех или иных отношениях можно выделить четыре основных группы:
К первой, относятся религиозные ритуалы, которые подкреплены искренними намерениями. Одни из них – это чисто религиозные такие, как молитва или соблюдения поста, а другие – это социально-экономические формы поклонения, например, как Закят (обязательное пожертвование), третьи являются социально-физическими формами поклонения, например Хадж (Паломничество в Мекку). Все эти четыре положения являются основами ислама.
Ко второй, относятся законы, которые регулируют отношения между людьми и их можно разделить на четыре подраздела:
Третья группа характеризуется почитанием животных. Ислам уделяет животному миру большое внимание и подчёркивает ответственность человека за благополучие других созданий.
Четвертая группа характеризует отношение человека к другим вещам.
Коран содержит в себе законодательную основу. Как уже говорилось ранее, Коран предназначен для реформирования условий жизни людей, но при этом ислам не перечеркивает все доисламские обычаи и традиции. Просто он отменяет именно те обычаи, которые наносят ущерб обществу. Например, исламским законодательством запрещено взимание процентов, так как это считается извлечением выгоды за счет менее удачливых членов общества. Или примером может служить то, что в исламе запрещены внебрачные половые контакты, так как это ведёт к эксплуатации женщины и разрушению семейных уз.
Ислам пришел не для разрушения человеческой цивилизации, моральных устоев и обычаев, а для того, чтобы построить новую цивилизацию с новыми нравственными нормами.[7, с.40]
Вторым источником права мусульман является Сунна. Она рассказывает о жизни и поведении пророка, на которого должны равняться верующие. Сунна – это сборник традиций, так называемых адатов, который касается действий и высказываний Магомета (пророка), которые воспроизведены его последователями.
Следующим источником мусульманского права можно выделить Иджму. Она используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Иджма – это как коллективное, так и индивидуальное мнение сподвижников пророка, при котором все мнения по какому-либо вопросу были едины. Но, если мнения расходились, то мнение каждого из сподвижников обозначалось термином ар-Ра’и (личное мнение). Нормы права независимо от их происхождения должны быть записаны в Иджму, чтобы их можно было применять, иначе они не могут использоваться и не будут действительными.
Четвертым источником мусульманского права является Кияс (Кийяс) – рассуждение по аналогии. Одним из примеров кийяса является запрет марихуаны, что вытекало из Хадиса Пророка: «Всякое опьяняющее вещество есть Хамр, а всякий вид Хамра есть Харам». Поскольку марихуана имеет опьяняющее воздействие, она может быть отнесена к категории Хамр и, таким образом, является Харам (запрещенной).[14, с.117] Благодаря использованию Кияса появилась возможность рационального толкования. Но таким образом нельзя создать фундаментальные, основные нормы и поэтому мусульманские легисты создают новые нормы.
Кроме этих четырех главных источников многие ученые говорят о важности и других источников. Например, Истихсан (предпочтения в правовом отношении) – исключение из общего правила в общих интересах.
Для мусульманского права характерны такие черты, как казуистичность и отсутствие систематизации, архаический характер ряда институтов. Все это объясняется тем, что данное право сформировалось и стабилизировалось в глубоком средневековье. Мусульманское право оригинально по своей природе в сравнении с другими правовыми системами.
Мусульманское право, основанное на Коране, следует рассматривать, как независимую от всех других систем правовую систему, так как они не имеют такого же источника. Особенностью этой правовой системы можно считать то, что она не заимствовала иностранные идеи и положения, а некоторые сходства в решениях по тому или иному вопросу – это совпадения.
Основным источником права мусульман является Коран. Именно он является фундаментом для развития мусульманских стран, отношений между мусульманами, разрешению конфликтов, правовых вопросов.
ГЛАВА 4. Всеобщая декларация прав человека
По мнению мусульман ислам дал человечеству идеальный кодекс прав человека. Цель этих прав – придать честь и достоинство человечеству и уничтожить эксплуатацию, угнетение и несправедливость. Права человека в Исламе - неотъемлемая часть полного Исламского порядка, и это обязательство лежит на всех Мусульманских правительствах и общественных организациях для их осуществления в письме и в духе в пределах структуры того порядка.
Всеобщая исламская декларация прав человека была принята 19 сентября 1981 года в Париже по предложению Исламского Совета Европы. Основной её целью является сохранение чести и достоинства человека, устранение всевозможного гнета, несправедливости эксплуатации.
В ведении данного документа Салем Аззам (генеральный секретарь) написал: «В исламе концепция прав человека зиждется на убежденности в том, что Всевышний, и единственно Он, является Автором закона и источником прав человека» В связи с этой концепцией считается, что обычный человек не может лишить другого человека его прав, сократить их. [Приложение А]
В Преамбуле говориться о том, что человек всегда стремиться к миру, где нет места гнету, насилию, где человек может свободно реализовываться и развиваться, не боясь насилия, не испытывая страха. Кроме того в ней указывается, что права человека в силу своей божественности их источника не могут быть упразднены или ограничены ни правительствами, ни какими бы то ни было институтами власти. Мусульмане по данной декларации считают, что они обязаны установить порядок: провозглашается свобода, равенство, запрещение рабства и закрепощения, где каждый выполняет свои обязанности и отвечает за свои действия, где человек может рассчитывать на защиту своих прав и другое.
Ислам предначертан на защиту человека, на сохранение его прав и свобод, но при этом также и то, что человек несёт ответственность за свои действия.
В Исламской декларации прав человека, также как и в самом мусульманском праве, находятся такие положения как: