Мусульманское право: основные черты и источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении общих начал мусульманского права, основных его признаков и источников этого права.
Достигнуть данной цели представляется возможным только путем решения следующих задач:
1. Следует изучить развитие мусульманского права в целом.
2. Определить источники мусульманского права и его основные концепции.
3. Дать характеристику мусульманскому праву в целом.
4. Охарактеризовать права и свободы человека в пределах мусульманского права.

Содержание

Введение
1. Мусульманское право: его развитие и основные источники
1.1 Развитие мусульманского права, влияние религии
1.2 Основные источники мусульманского права
2. Общая характеристика мусульманского права
2.1 Основные признаки мусульманского права
2.2 Характерные черты мусульманского права XX-XXI вв
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Теория государства и права»

На тему «Мусульманское право: основные черты и источники»

 

 

 

Студента Сурина Никиты Сергеевича

 

 

Содержание

 

Введение

1. Мусульманское право: его развитие и основные источники

1.1 Развитие мусульманского  права, влияние религии

1.2 Основные источники  мусульманского права

2. Общая характеристика мусульманского права

2.1 Основные признаки мусульманского  права

2.2 Характерные черты мусульманского  права XX-XXI вв

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

 

 

Введение

 

Регулятивная роль религии в современном мире остается все еще неисчерпаемой, несмотря на уровень развития культуры и образования, а также на достижения научно-технического прогресса. Степень влияния религиозных норм на общественные отношения остается все еще довольно большой во всех государствах современного мира.

Однако, все существующие религии можно распределить на три группы:

- мировые религии;

- национальные и региональные  религии;

- родоплеменные религии  или культы.

Все эти группы в какой-то мере оказывают влияние на право. Иногда это влияние является не очень значительным и сказывается только на особенностях правосознания (христианство, буддизм и т.д.), а порой, право, возникнув в границах самой религии, продолжает свое существование и развитие в неразрывной связи с ней, тем самым образуя такое явление, как религиозное право. [1, С. 15]

К мировым религиям относят такие религии как:

- христианство;

- ислам;

- буддизм.

Главными особенностями данных религий является следующее:

1. Широкое распространение  по всему миру.

2. Большой исторический  период формирования.

3. Охват представителей  множества этносов.

4. Способность функционировать  в разных исторических и социальных  средах и привлекать к себе  различные слои населения.

Каждая из этих религий в значительной мере повлияла на развитие человечества в правовом смысле. Так, благодаря исламу, была сформирована одна из крупнейших религиозных правовых систем, функционирующая до сих пор – это мусульманское право. Как мировую религию, ислам невозможно рассматривать без его правовой основы – мусульманского права, по той причине, что мусульманское право является регулировщиком основных областей общественных отношений мусульманской общины.

Развитие ислама тесно связано с развитием арабской государственности, начиная с небольших государств начала VII в. до одной их самых крупных империй VIII-X вв. – Арабского халифата. Появилось огромное государство, а следовательно и многочисленная религиозная община. Это было объединение людей, скрепленное верой в единого Бога. Все они придерживались мнения, что законы жизни посылаются самим Аллахом. Эти законы давали разъяснения по части того, как следует строить свою жизнь правоверным и их общине, как относится к пророку, как делить добычу (имущественную и военную). Так незаметно воедино сложились обязательные правила правильного поведения, права и обязанности мусульман, другими словами, появилось мусульманское право.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении общих начал мусульманского права, основных его признаков и источников этого права.

Достигнуть данной цели представляется возможным только путем решения следующих задач:

1. Следует изучить развитие  мусульманского права в целом.

2. Определить источники  мусульманского права и его  основные концепции.

3. Дать характеристику  мусульманскому праву в целом.

4. Охарактеризовать права  и свободы человека в пределах  мусульманского права.

Решение перечисленных задач даст возможность, в общем, иметь представление о мусульманском праве и его особенностях.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в рамках мусульманского права и его взаимодействие с другими правовыми системами в мире.

Предмет данной работы – нормативные источники, которые регламентируют мусульманские правоотношения и их развитие.

Методом изучения данной темы является историко-теоретический анализ различной литературы, научных статей, посвященных этой теме, а также анализ источников мусульманского права.

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что отношения между двумя мирами – мусульманским и немусульманским за последнее время очень сильно обострились. Конечно, в первую очередь, основная роль конфликта отводится политике, но также нельзя снимать со счетов и правовой аспект. Ведь для того, что сократить возможности возникновения вооруженных конфликтов, следует знать правовые обычаи, основы, религиозные тонкости, на которых собственно и основывается миропонимание мусульманского народа.

 

 

1. Мусульманское право: его развитие и основные источники

 

1.1 Развитие мусульманского  права, влияние религии

 

Понятие Шариат в мусульманской религии связывается с данным термином для того, чтобы отобразить так называемый начертанный Аллахом путь, при соблюдении которого каждый правоверный достигает мирского благополучия, самосовершенствуется и имеет возможность попасть в рай.

Шариат никогда не ограничивался культовыми вопросами и теизмами, которые определяют внутренний мир каждого мусульманина и его религиозную совесть. По большей части Шариат делает упор на рассмотрение проблем в обычной жизни, на поведение мусульман по отношению друг к другу, их отношений с властью и иноверцами.

Развитие Шариата происходило в согласии с определенными ступенями развития общества, жизнью которого Шариат и призван управлять. Формулирование основных концепций и принципов Шариата, а также методы выведения его из божественных источников – все это продукт интеллектуальных, социальных и политических процессов. Невозможно провести доскональный анализ этих процессов, но краткий их обзор позволит понять, как создавался Шариат.

Изначально развитие Шариата происходило строго как конфессиональное право, слитое воедино с догматикой Ислама. Религиозно-нравственные азы, которые были введены в Шариат, отражаются в своеобразном правопонимании и оценке законного и противозаконного поведения. Признание божественного предопределения стало отправной точкой в вопросах свободы воли мусульман и ее пределах. В это время на развитие Шариата оказывали влияние демографические и территориальные особенности мусульманского общества, а также его социальный и политический контекст. Величайшее значение имели периоды распространения мусульманства и обращение в Ислам большого количества этнических и культурных групп. Это давало определенную характеристику политической и социальной природе мусульманского государства, и в совокупности влияло на формирование Шариата. [3, С. 145]

В ранние периоды Шариат характеризовался нормами, которые входили еще в общинный строй. Они содержали в себе элементы коллективизма, милосердия и заботы о калеках и обездоленных. Также в это время образовались представления о том, что человек бессилен перед Богом, а следовательно, покоряется перед его волей. Коран учил проявлению терпения и смирения. Также в Шариате была закреплена обязанность мусульман беспрекословно подчиняться халифу и государственной власти.

По причине мистико-религиозной оболочки, который обладал Шариат, происходила задержка формирования рациональных начал и логически обоснованной внутренней системы, а также оказывалось влияние на составляющие правовых конструкций Шариата и его понятий. К VIII-IX вв. Шариат переступает границы патриархально-общинного восприятия мира, и происходит его столкновение с феодальными общественными отношениями. Благодаря активности богословов-правоведов Шариат стал все больше двигаться по направлению от божественного правопонимания к рационалистическому. Не отрицая наиважнейших основ Шариата, ученые-юристы разработали серию абсолютно новых правовых норм, которые имели четко юридическую природу.

Главным желанием Шариата является оценка разных жизненно необходимых обстоятельств с точки зрения религии. Ведь не зря же нормы Шариаты применимы только в отношении мусульман и в отношениях между ними.

Мусульманское право представляет собой систему правовых норм, которые выражены в религиозной форме и основаны на мусульманской религии – Исламе.

Ислам опирается на веру в то, что существующее право было создано Аллахом, который в свою очередь донес его до человека через своего пророка – Мухаммеда. Мусульманское право охватывает практически все области социальной жизни, в том числе и те, которые не подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дается человеку раз и навсегда, но его божественные открытия нуждаются в том, чтобы их правильно толковали и давали им разъяснения. Ислам является самой молодой из трех мировых религий, но, несмотря на это, имеет огромное распространение. В исламе присутствует теология, устанавливающая основные концепции и уточнения того, во что должен верить мусульманский народ, что он должен делать и чего не должен.

На ранних этапах развития Ислама в рамках исламского правоведения, или как его еще называют – фикха, богословие и правоведение были единым целым. Со временем на основе исламского правоведения возникло суннитское богословие (калам), которое постепенно добилось независимости именно как богословие, свободное от правоведения. Однако калам многими своими корнями связан с правоведением. Ведь задачей толкования Корана и увязывание его с реальными потребностями всегда связывалась с разрешением спорных проблем религиозно-правового характера. Даже законоведы при разрешении разных спорных вопросов опирались на знания специалистов по каламу. Для этого в Исламе были разработаны методы, которые в разной степени признавались и использовались разными школами Исламского права:

1. Рай – частное токование  какого-либо из специалистов калама. Роль данного метода была довольно  ограничена.

2. Иджма – общее мнение многих, если не сказать, что всех специалистов по каламу того времени. Данный метод признавался всеми.

3. Кияс – заключение  по аналогии.

4. Истислах – признание  того, что можно вносить изменения  в хадисы Сунны, если их содержание  противоречит тому, что считается  благом.

В VIII-IX вв. основываясь на Коране и Сунну, и используя вышеперечисленные методы решения спорных богословских проблем, законоведы, которые обособились от богословия, в границах суннитского Ислама, создали четыре самых известных и сохранивших до сих пор свое влияние школы Исламского права.

Основаны они были известными законоведами – имамами, в честь которых и были названы школы:

- ханифизм;

- маликизм;

- шафиизм;

- ханбализм. [2, С. 67]

Все эти четыре школы входят в состав сводной системы мусульманского права – Шариат, что в переводе на русский означает «путь следования», и собственно составляет то, что называется мусульманским правом.

В свою очередь, мусульманское право делает акцент на том, как должен себя вести мусульманский народ, не делая различий между отношениями к себе подобными и по отношению к Богу. Другими словами, Шариат основывается на теории обязанностей, которые возложены на человека, а вовсе не на правах, которые он может иметь. Результатом невыполнения такого рода обязанностей является грех того, кто их нарушает. Именно по этой причине, мусульманское право не много внимания уделяет санкциям, которые были установлены самими нормами. Регулирование отношений в нем происходит только между мусульманами. Роль служителя религии в Исламе отводится государству. По своей сути, Ислам, как и иудаизм, является религией закона.

У мусульманского права существует четыре источника (См. Приложение А), это:

1. Священная книга Коран, которая состоит из высказываний  Аллаха, обращенных к последнему  из его пророков - Мухаммеду.

2. Сунна – сборник традиционных  правил, которые касаются действий  и высказываний Мухаммеда, воспроизведенных  рядом посредников.

3. Иджма – четко определенные  положения Корана, изложенные крупнейшими  учеными-мусульманистами.

4. Кияс – рассуждения  по аналогии о явлениях жизни  мусульман, не охватывающиеся предыдущими  источниками мусульманского права.

Основными характеристическими чертами мусульманского права являются:

- архаичность ряда институтов;

- казуистичность;

- отсутствие систематизации.

Все это относится к праву церкви, праву общины верующих. Обычаи в мусульманское право не входят и никогда не рассматривались как его источник.

В настоящем же происходит использование соглашений, имеющие возможность существенно менять нормы мусульманского права, но не считающихся обязательными. В Исламском правопонимании право считается волей Аллаха, а не творением человека или государства. Людям по силам лишь находить правовые решения в рамках Шариата.

Главным содержанием мусульманского права являются правила, которые вытекают из Ислама. Это правила поведения правоверных и наказания религиозного толка за невыполнение этих предписаний.

Изначально Ислам определялся не только религиозными ритуалами, но также и социальными институтами, формами собственности, особенностями права, философии, политического устройства, этики, морали, но все, же на первом месте всегда стояла духовная сторона.

Исламская система социально-нормативного регулирования содержит в себе нормы, которые тесно связаны между собой, а также дополняют друг друга. Но соединение разноплановых правил поведения скорее даже предполагает их различие, нежели исключает его. В юридической практике зачастую нормы в большой степени отличались от других, религиозных регуляторов. Широкий взгляд на мусульманское право не исключает тот факт, что его существование можно рассматривать как юридический феномен. Ко всему прочему, проанализировав отношения правовых норм с другими нормами, в частности религиозными, можно смело заявить о самостоятельно существующем элементе Исламской системы социально-нормативного регулирования – мусульманском праве в узком, юридическом смысле.

Хотя эта самостоятельность довольно относительна. Мусульманское право представляет собой независимую правовую системы, спецификация которой заключена в сложнейшем сочетании религиозных и юридических начал. Благодаря анализу их отношений можно определить и понять основные черты мусульманского права, которые отличают его от остальных правовых систем. Хитросплетение рациональных и иррациональных моментов позволяет определить концептуальную основу мусульманского права, а также ценности и общую направленность Исламского правосознания, стиль мышления и правопонимание мусульманских юристов.

Информация о работе Мусульманское право: основные черты и источники