Мусульманское право: основные черты и источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении общих начал мусульманского права, основных его признаков и источников этого права.
Достигнуть данной цели представляется возможным только путем решения следующих задач:
1. Следует изучить развитие мусульманского права в целом.
2. Определить источники мусульманского права и его основные концепции.
3. Дать характеристику мусульманскому праву в целом.
4. Охарактеризовать права и свободы человека в пределах мусульманского права.

Содержание

Введение
1. Мусульманское право: его развитие и основные источники
1.1 Развитие мусульманского права, влияние религии
1.2 Основные источники мусульманского права
2. Общая характеристика мусульманского права
2.1 Основные признаки мусульманского права
2.2 Характерные черты мусульманского права XX-XXI вв
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.46 Кб (Скачать файл)

Особенное правовое положение установилось для так называемых, священных земель. Их попросту изъяли из оборота, и они не могли отчуждаться. К подобного рода землям относились хиджаз и вакф.

Хиджаз считались землями, которые были посвящены Богу (часть Аравийского полуострова с Меккой, где, согласно легенде, жил сам пророк Мухаммед). На территории хиджаз категорически были запрещены охота и всякого рода повреждения растений. А «неверные» или не мусульмане, не имели права находиться в одном месте на территории хиджаза более трех суток.

Земли вакф – это земли, которые были предназначены для какого-либо богоугодного дела, либо земли, на которых располагались приюты, кладбища, гробницы. А также к этой категории земель относились земли, доход от которых предназначался для содержания мечетей и духовных школ.

Но все-таки значительная часть земель, которые обрабатывались, принадлежала государству. К этим землям, в первую очередь, относились земли, которые были завоеваны в ходе «священной войны». Государственными землями имел право распоряжаться только халиф, как преемник Мухаммеда и представитель Аллаха. Часть земель передавалась крестьянам для того, чтобы те ее обрабатывали. И за это крестьяне платили государству достаточно тяжелые подати. Также государственными землями имели право пользоваться правящие династии тех лиц, кто придерживался мусульманского вероисповедания. Такие земли носили название мильк. Доходы от таких земель доставались своим владельцам в полном размере. Частично, государственные земли, на которых жили крестьяне, отдавались знати в знак вознаграждения за верную службу. Подобные земли назывались икты. Владельцы таких иктов собирали с крестьян подать в свою пользу.

После того, когда вельможа умирал, его земли переходили в распоряжение халифа. И только от воли халифа зависело, перейдет ли земля наследникам вельможи или нет. [7, С. 98]

Наименьшим значением обладали общинные земли, которые находились в пользовании и владении крестьянских общин.

После того, когда наступил расцвет феодальных отношений, главенствующее право государственной собственности на землю потеряло свое реальное значение. Такие земли как мильк, икты и общинные земли перешли в частную собственность. В этот период начинает набирать обороты купля-продажа земель. И хотя, юридическое и религиозное признание за государством главенства собственности на землю пыталось сдерживать и всячески ограничивать, но все-таки не остановило расцвет частной земельной собственности.

Со временем в мусульманском праве довольно развились договоры купли-продажи, найма, дарения, ссуды, заклада, поручения и т.п. Особенностью купли-продажи было совершение определенных формальных действий, в частности таких как, произнесение четко определенных речевых формул. Устойчивое закрепление в мусульманской религии простых морально-этических норм родоплеменных отношений выразилось в мусульманском праве в виде запретов на ростовщичество и спекуляцию. Так, в одной из глав Корана можно встретить такое изречение: «Бог дал возможность получить прибыль от торговли, всякую лихву запретил…». Хотя, конечно, следует заметить, что как и в других странах, этими запретами в жизни зачастую пренебрегали.

Уголовное право у мусульман не было выделено в отдельную отрасль. Причина тому тот факт, что в священной книге Коран была закреплена очень низкая степень развития прав арабов. На ранних этапах развития Арабского халифата уголовное право было неотделимо от гражданского, и соответственно, наказания преступников считалось обычным делом.

Намного позднее из-за появления огромного арабского государства, из-за обострения внутренних разногласий и сложностей в общественных отношениях, уголовное право стало совершенствоваться. Но даже еще на том этапе развития сохранилась кровная месть. Так, например, у жены и детей зачинщика мятежа конфисковывалось все имущество, а их самих продавали в рабство. В случае убийства, если убийца не был найден, ответственность ложилась на всех без исключения жителей деревни, квартала города, дома, где был обнаружен труп. Если же имело место быть преступление, запрещенное религией и законом, то соответственно оно влекло за собой религиозное наказание.

Зачастую из-за тесного хитросплетения мусульманского права с религией, преступление рассматривалось не только как посягательство на устоявшийся порядок дел, но и как преступление против веры.

Преступления делились на три группы:

- против Бога и общества;

- против частных лиц;

- промежуточные преступления.

К первым относятся преступления, которые представляют собой особую опасность, такие как преступления против религии, против правителей, разбой, имущественные преступления, а также употребление спиртных напитков и прелюбодеяние. За преступления, входившие в эту группу, назначались жестокие наказания. Так, например, за восстание, мятеж, отступление от веры назначалась смертная казнь, за хищение – отсекали руку, а за употребление спиртных напитков назначалось наказание в виде ударов плетью. Если же какое-либо из этих преступлений совершалось одним человеком вновь и вновь, то результатом как следует, была смертная казнь.

Ко второй группе преступлений относились такие преступления как телесные повреждения и убийство. В этом случае, наказание часто зависело от усмотрения потерпевшего, либо его родственников. Осуществление наказания скорее опиралось на совесть кади (мусульманского судьи-чиновника, который назначался правителем и вершил правосудие на основе шариата), а также на совесть правоверных, а не на аппарат принуждения. Так, например, при совершении умышленного убийства, убийца выдавался родным убитого, и если те соглашались, то убийца мог откупиться от них.

Ну а к третьей группе преступлений по большей части юристы относили прелюбодеяние, и всякого рода похожие преступления.

Все вышеизложенное является основными чертами мусульманского права. Крепкая связь с исламом стала своеобразным толчком для его распространения во многих завоеванных арабами странах, а также позволила действовать на протяжении многих веков. И в современном мире мусульманское право регулирует отношения многих народов мира.

 

2.2 Характерные  черты мусульманского права XX-XXI вв.

 

В настоящее время шариат представляет собой самый, наверное, яркий пример объединения религии и права. В нем достаточно четко проступили и другие особенности традиционного права, например:

- сохранение архаизмов  родового строя, внешнее доминирование  веры и традиций над рациональностью;

- двойственность норм, непринятие  широких обобщений и определений, нечеткость его установлений  и, конечно же, неординарность норм и структур, которые закреплены в шариате еще со времен становления Ислама;

- закрытость системы, то  есть недопустимость заимствования  прав из каких-либо других правовых  систем. [8, С. 65]

Но все-таки, многие юристы мусульмане придерживаются мнения, что все новое вправе соединяться с элементами традиционного, старого. По этой причине, даже похожие с западноевропейскими, тексты кодексов, применяются на практике арабскими юристами в совокупности с традиционными принципами мусульманского права.

И даже больше того, учитывая связь с так называемым возрождением Ислама, зачастую проявляются случаи, когда-то изжившихся правовых институтов, таких, например, как калечащие наказания.

В мире, где с каждым днем эволюционирует торговый оборот, усложняются общественные отношения, шариат претерпевает изменения, тем самым адаптируясь к смене условий.

Значительную роль в изменениях мусульманского права играет регулирующая роль правителя. И хотя, формально он не наделен правом, преобразовывать или вовсе отменять архаичные нормы, на административном уровне он вправе устанавливать современные правовые нормы, и это не будет считаться противоречием мусульманскому праву. Стоит отметить то, что подобным образом происходило становление развитого римского права.

На современном историческом этапе мировое объединение, обобщенность экономических интересов – все это в той или иной степени, оказывает влияние на правовую среду мусульманских образований. Мусульманские государства в большой степени признают принципы международного права. Наравне с устоявшимся шариатом в этих странах часто стало применяться национальное право, которое основывается на нормативно-правовых актах, исходящих от государства. Происходит частичное заимствование от романо-германских и англо-саксонских правовых систем.

Но все-таки не стоит пока говорить о том, что наступает безоговорочное отмирание принципов древней правовой концепции мусульманского народа. Под влиянием политических и социальных факторов преобразование время от времени сменяется противоположными тенденциями. Фундаментализм вновь и вновь возвращает важность древних норм шариата. Происходит возрождение шариатских судов. [10, С. 85]

Мусульманское право, словно живой организм. Время от времени он подвергается влиянию с внешней стороны и внутренних импульсов. По всей видимости, Запад должен осознавать степень важности этих процессов и учитывать этот факт.

 

 

Заключение

 

Подводя итоги работы, следует отметить тот факт, что мусульманское право не может существовать без Ислама, также как и Ислам без мусульманского права. Воспитание и вера мусульманского народа на религиозном уровне играет значительную роль в их правосознании. Именно благодаря своим глубоким религиозным корням, мусульмане принимают шариат в таком виде, в котором он представлен им и следуют ему неотступно.

И хотя мусульманское право имеет множество религиозных источников, все-таки время накладывает свой отпечаток. Проводя анализ правовых систем мусульман современности, можно смело заявить о том, что в настоящее время происходит формирование так называемого «современного» мусульманского права, отличного от устоявшегося. Как результат преобразования предписаний «современного» мусульманского права, оно начинает приобретать знакомый для законодательства вид.

За многовековую эволюцию, мусульманское право выработало большое количество правовых норм. Однако не все они, закрепленные в Коране или Сунне, относятся к мусульманскому праву. В полном значение этого слова, правами могут стать только те, которые реально действуют и имеют реальную поддержку со стороны государства. [9, С. 24]

Довольно многое удается узнать и понять, проследив всю цепочку эволюционного развития мусульманского права, рассмотрев все его источники и познакомившись с его отраслями.

Мусульманское право – одна из главных современных правовых систем, у которой существует своя собственная правовая культура, идеология и наука.

На сегодняшний день большая часть мусульманских стран используют мусульманское право лишь частично. В основном его используют в вопросах личного статуса граждан таких как, брак, правоспособность, наследование и завещание.

В России интерес к Исламу вызывается тем, что философия и социально-политическая концепция мусульманских народов России обладает богатыми традициями.

В общем, это довольно эластичная правовая система, которая способна преобразовываться при самых разных видах общественного устройства. Так, например, некоторые субъекты Российской Федерации, в которых мусульмане составляют большую часть населения, пытаются ввести нормы мусульманского права.

Мусульманское право принадлежит к семье религиозно-традиционного права, которое свойственно странам Азии и Африки

Мусульманское право представляет собой некую систему норм, выраженную в религиозной форме, и основанной на Исламе. Область, которую охватывает мусульманское право, выходит далеко за пределы правового регулирования.

Мусульманское право оказало довольно значительное влияние на историю развития государств, а также их прав большинства стран Востока. Сфера его деятельности в настоящее время простирается довольно на большое расстояние, и характеризуется оно в первую очередь крепкими, тесными и достаточно прочными связями мусульманского права и ислама.

Мусульманское право – живое, универсальное учение, характеризующееся гибкостью и требующее всестороннего рассмотрения любой возникающей проблемы. Глубокие познания в области правоведения позволяют улемам грамотно расставлять приоритеты, последовательно решать сложные задачи, отстаивать принципы веры там, где это необходимо, и облегчать религиозную практику там, где это допустимо.

 

 

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Иджма

согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. Один из источников мусульманского права

2

Имам

в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы

3

Ислам

монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение»

4

Кияс

суждение по аналогии, один из источников мусульманского права. Кияс позволяет решить вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и Сунне

5

Коран

священная книга мусульман. Коран представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Бога пророком Мухаммедом

6

Мазхаб

школа шариатского права в исламе. Согласно некоторым взглядам, насчитывается 6 мазхабов

7

Сунна

пример жизни исламского пророка Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина. Сунна является вторым после Корана источником исламского права

8

Фетва

в исламе решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием, факихом или алимом, основываемое на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики

9

Фикх

мусульманская доктрина о правилах поведения (юриспруденция); комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле)

10

Шариат

совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление

Информация о работе Мусульманское право: основные черты и источники