Необходимость государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:46, реферат

Краткое описание

Необходимость государственного регулирования внешнеторговых отношений в современных условиях ни у кого не вызывает сомнений. Одновременно очевидным является необходимость рыночной саморегулируемой основы этих отношений, главной характеристикой которых должно быть конкурирующее взаимодействие хозяйствующих субъектов, принадлежащих к различным странам. Поэтому чрезвычайно актуальным, прежде всего для развивающихся стран, является вопрос о том, каким должен быть механизм государственного регулирования внешней торговли, который одновременно и создавал бы условия для развития национальной экономики, и способствовал развитию конкуренции на национальном рынке.

Вложенные файлы: 1 файл

Необходимость государственного регулирования внешнеторговых отношений в современных условиях ни у кого не вызывает сомнений.docx

— 31.96 Кб (Скачать файл)

Необходимость государственного регулирования внешнеторговых отношений в современных условиях ни у кого не вызывает сомнений. Одновременно очевидным является необходимость рыночной саморегулируемой основы этих отношений, главной характеристикой которых должно быть конкурирующее взаимодействие хозяйствующих субъектов, принадлежащих к различным странам. Поэтому чрезвычайно актуальным, прежде всего для развивающихся стран, является вопрос о том, каким должен быть механизм государственного регулирования внешней торговли, который одновременно и создавал бы условия для развития национальной экономики, и способствовал развитию конкуренции на национальном рынке.

Государственный механизм регулирования конкуренции во внешней торговле представляет собой совокупность методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на конкурентный процесс при наличии в качестве соперников рыночных субъектов, имеющих различную государственную принадлежность.

Поскольку проблема определения эффективного механизма государственного регулирования конкуренции должна решаться с учетом исторического подхода, не представляется возможным обрисовать этот механизм применительно ко всем странам, всем этапам развития, всем историческим задачам. Однако это не означает, что не существует общеметодологических подходов к решению данного вопроса. Это вопросы о подходах к выделению целевой функции и общих принципов механизма государственного регулирования конкуренции во внешней торговле, основывающихся на определенной государственной экономической политике.

Определение целевой функции эффективного государственного механизма регулирования конкуренции во внешней торговле должно базироваться на содержании основной закономерности конкурентного процесса: наличие соперничающего взаимодействия рыночных субъектов, противоположность интересов которых исходит из различий их отношений к собственности на средства производства, является главным условием экономического роста, т.е. конкуренция представляет собой главное условие экономического роста. Поэтому эффективным будет являться тот государственный механизм регулирования конкуренции во внешней торговле, который будет нацелен на экономический рост страны. Одновременно он должен быть нацелен на развитие эффективной конкуренции. Вслед за Дж. М. Кларком, Дж. Маркхамом и К. Фергюсоном мы определяем ее следующим образом: при любых структурных характеристиках рынка и динамических силах на них воздействующих возможна эффективная конкуренция, если соблюдается условие, что нет каких-либо общественных (субъективных) сил, которые воздействуют на рынок с целью добиться больших выигрышей или потерь в отношении каких-либо рыночных агентов. Поэтому взаимодействие внешнеторговой, макроэкономической и структурной поли тики, исключающее воздействие на рынок (национальный или мировой) с целью добиться дополнительных выигрышей или потерь для каких-либо участников рынка (национальных или иностранных) и ориентирующееся на долгосрочный экономический рост национальной экономики может считаться основой эффективного механизма государственного регулирования конкуренции во внешней торговле. Сам же эффективный механизм государственного регулирования конкуренции во внешней торговле представляет собой совокупность методов и инструментов, с помощью которых государство осуществляет регулирование конкуренции в системе внешней торговли на основе целевой функции достижения долгосрочного экономического роста национальной экономики при существовании эффективной конкуренции на национальном рынке, как для национальных, так и для иностранных его участников.

Эффективный механизм государственного регулирования конкуренции во внешней торговле связан с внешней или внутренней ориентацией экономического развития, а соответственно и развития конкурентного процесса. В литературе нет однозначных решений этого вопроса для развивающихся экономик, более того, подходы к его решению менялись, что определялось как объективными факторами (изменения условий экономического развития, усиление глобализационных процессов), так и субъективными (например, политические возможности исследователей влиять на принятие решений в международных экономических организациях, как это было в случае с Р. Пребиша). Остановимся на нескольких вариантах государственного механизма регулирования конкуренции во внешней торговле для того, чтобы определить, являются ли они эффективными, т.е. способствуют ли они как росту конкуренции, так и стабильному долгосрочному росту национальной экономики. При этом мы исходим из того, что специфику каждого варианта определяет государственная внешнеторговая политика, лежащая в основе выбора форм и методов государственного воздействия на конкурентный процесс.

Вариант 1 предполагает государственную поддержку промышленного развития национальной экономики (вариант индустриализации) при ограниченном уровне международной конкуренции (протекционизм). Эта политика имела теоретическое обоснование в виде работ Р. Пребиша и Х. Сингера, которые появились в 1950 г.. Она была доминирующей в странах Латинской Америки в 50—60-х гг.

Анализ данного механизма государственного регулирования позволяет сделать вывод, что он ведет в сторону от торговли и специализации к импортозамещающей индустриализации. Многие развивающиеся страны не имели сравнительных преимуществ в тех производствах, на которые они ориентировали свою индустриализацию, и, несмотря на это, они стремились идти по пути импортозамещения, чтобы удовлетворить свою национальную гордость, самоутвердиться. К сожалению, подобные решения и действия только разрушают их возможности в достижении конкурентоспособности, приводят к большим неоправданным затратам и не работают на решение задачи стабильного долговременного экономического роста. К тому же этот вариант предполагает снижение иностранной конкуренции, что противоречит условиям эффективной конкуренции.

Вариант 2 исходит из задач стратегической торговой политики, основные направления которой обоснованы новой торговой теорией. Она предполагает, что страна может продвигать свою экономику к достижению международной конкурентоспособности путем стремления к положению «доминирующей фирмы» в мировом рыночном окружении (это вариант внешней ориентации экономического развития страны). Обычно это требует, по крайней мере на первых этапах, государственного регулирования с целью улучшения конкурентоспособности национальных фирм. Этот механизм не может быть отнесен к способствующему развитию конкуренции, поскольку он предполагает создание преимуществ национальным производителям в краткосрочном периоде и превращение мирового рынка в рынок олигополии.

Вариант 3 государственного механизма регулирования конкуренции во внешней торговле исходит из внешнеориентированной торговой политики, теоретической основой которой является теория эндогенного роста. Он предполагает развитие экспорта и осуществление на этой основе экономического роста, т.е. экспортоориентированный сектор национальной экономики рассматривается как движущая сила всего национального экономического развития. Эта политика, а соответственно и механизм государственного регулирования, подталкивает экономику в сторону большей международной специализации, когда экономическая активность в наибольшей степени сконцентрирована в направлении экспортного сектора. Она включает стратегию диверсификации экспорта, поскольку недиверсифицированный экспортоориентированный рост может стать причиной «разоряющего роста», что причинит вред национальной экономике особенно, если страна имеет большую долю на мировом рынке (например, Колумбия в экспорте кофе, Южная Африка в экспорте алмазов, Чили в экспорте меди и т.п.).

Механизм государственного регулирования в условиях внешнеориентированной торговой политики как теоретическая модель в наибольшей степени подходит под выделенные нами параметры эффективного механизма государственного регулирования конкуренции во внешней торговле с одной стороны, он нацелен на превращение экспортоориентированного сектора в главный фактор роста национальной экономики, а с другой стороны, он предполагает не только географическое увеличение поля конкурентной борьбы, но и увеличение числа конкурирующих субъектов, усиление диверсификации товаров и улучшение их качества, т.е. способствует глобализации конкуренции.

Характерными чертами эффективного механизма государственного регулирования конкуренции являются:

– способность к развитию; в движении этого механизма прослеживается тенденция к либерализации, пространственному и субъектному увеличению области конкуренции;

– развитие этого механизма сопровождается снижением антиэкспортного влияния, что освобождает экспорт и способствует его превращению в ведущий фактор роста национальной экономики; уменьшение антиэкспортного влияния в основе своей имеет сокращение импортных тарифов и премии, ассоциируемой с существованием количественных ограничений (PR), одновременно происходит диверсификация экспорта и создание благоприятных условий для его развития, что создает стимулирующую основу экспортоориентированного роста;

– стремление государства к использованию внешнеориентированной торговой политики, которая максимально соответствует условиям развития недискриминирующей конкуренции, характерной для условий глобализации экономики.

Анализ развития российской внешнеторговой политики в свою очередь свидетельствует, что ни по одному из выделенных признаков эффективного механизма государственного регулирования конкуренции во внешней торговле она не соответствует современным требованиям либерализации и внешнеориентированного роста. Более того, в этой политике отсутствует общая стратегическая линия развития внешнеэкономической деятельности, что делает очевидным ее направленность на решение краткосрочных задач. А это не соответствует особенностям эпохи глобализации.

Регулирование, направленное в сторону либерализации и эффективной конкуренции, прежде всего, исходит из того, что рыночным провалом является сложившаяся сырьевая специализация России при наличии огромного научно-технического потенциала. Россия имеет достаточно развитую индустриальную базу, отдельные составляющие которой в состоянии, при некоторых коррекциях (необходимость которых как раз и определяется несовершенствами рынка) поставлять наукоемкую продукцию высокой степени обработки.

Конкурентное преимущество – это преимущество, которое основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности. Внешнее конкурентное преимущество, следовательно, увеличивает «рыночную силу» фирмы в том смысле, что она может заставить рынок принять цену продаж выше, чем у приоритетного конкурента, не обеспечивающего соответствующего отличительного качества.   

Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, - это стратегия дифференциации, которая опирается на маркетинговое ноу-хау фирмы, ее превосходство в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей, недовольных существующими товарами.

Источники конкурентных преимуществ России:

1) субсидии и государственные  инвестиции - с их помощью осуществляется  прямая поддержка отдельных отраслей, которые представляются как источники  будущего прорыва в экономическом  развитии - это прежде всего авиационная и космическая промышленность; эта группа инструментов, несмотря на свою направленность на создание дополнительных конкурентных преимуществ российскому производителю по сути своей все же антиконкурентна, поскольку нацелена на создание отраслевых привилегий;

2) импортные квоты, экспортные  субсидии как инструменты структурной  политики, предполагающие реализацию  стратегической экспортной и  импортной политики на олигополистических  внешних и внутренних рынках; в этом случае российские фирмы, получив первоначальную помощь  государства и выйдя таким образом на мировой рынок, могут реализовать свою позицию олигополиста, что особенно значимо при существовании эффекта масштаба; в настоящий момент можно говорить лишь об отдельных элементах подобной структурной политики - в отношении экспорта вооружений (через создание специализированных государственных компаний, осуществляющих координацию экспорта данного вида продукции), экспорта драгоценных металлов и алмазов, экспорта нефти и нефтепродуктов;

3) информация - предоставляя  ее или способствуя ее продвижению, государство ликвидирует рыночную  асимметрию и тем самым способствует  продвижению товаров на мировом  рынке (так, государство стремиться  снизить рекламные барьеры входа на зарубежный рынок, возникшие в связи с поздним вхождением российских фирм на него, а также в результате недостатка собственных средств и отсутствие опыта организации зарубежной рекламы, а также высоких трансакционных издержек, связанных с поисками зарубежных партнеров) - самым распространенным способом распространения информации является проведение и участие выставок и ярмарок за рубежом, которое широко практикуется как на федеральном, так и еще более активно - на региональном уровне ( например, выставки-презентации г.Воронежа и Воронежской области в Индии, Пакистане, Иране, европейских странах); за последние годы осуществлен настоящий прорыв в создании современных информационных компьютерных сетей, которыми могут пользоваться как российские, так и зарубежные партнеры при решении многих вопросов осуществления внешнеторговых взаимодействий;

4) страхование, система гарантий - это финансовые инструменты  ликвидации несовершенств рынка - также используются в современных  условиях, но их влияние и размеры чрезвычайно малы; государство предоставляет лишь в отдельных довольно редких случаях государственные гарантии и осуществляет государственное страхование внешнеторговых контрактов - лишь при осуществлении наиболее крупных проектов.

В связи с этим развитие международного сотрудничества Российской Федерации в области конкурентной политики является важным фактором, обеспечивающим защиту конкуренции на внутреннем рынке Российской Федерации и способствующим доступу российских экспортеров и инвесторов на внешние рынки. 

В системе российских внешнеэкономических связей особую роль играет сотрудничество с Европейским Союзом, являющимся основным торговым партнером России. Главной целью сотрудничества с ЕС является создание равных условий конкуренции на общем экономическом пространстве Россия - ЕС, устранение неоправданных барьеров для свободного перемещения товаров и услуг, предотвращение ограничений конкуренции, как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов. 

В рамках сотрудничества со странами СНГ основной задачей является формирование эффективной системы взаимодействия конкурентных ведомств государств – участников СНГ, обеспечивающей проведение согласованной конкурентной политики и пресечение антиконкурентной практики на пространстве СНГ.  В качестве мер, направленных на стимулирование развития международного сотрудничества в области конкуренции, необходима реализация следующих приоритетных направлений. 

Информация о работе Необходимость государственного регулирования