Необходимость государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:46, реферат

Краткое описание

Необходимость государственного регулирования внешнеторговых отношений в современных условиях ни у кого не вызывает сомнений. Одновременно очевидным является необходимость рыночной саморегулируемой основы этих отношений, главной характеристикой которых должно быть конкурирующее взаимодействие хозяйствующих субъектов, принадлежащих к различным странам. Поэтому чрезвычайно актуальным, прежде всего для развивающихся стран, является вопрос о том, каким должен быть механизм государственного регулирования внешней торговли, который одновременно и создавал бы условия для развития национальной экономики, и способствовал развитию конкуренции на национальном рынке.

Вложенные файлы: 1 файл

Необходимость государственного регулирования внешнеторговых отношений в современных условиях ни у кого не вызывает сомнений.docx

— 31.96 Кб (Скачать файл)

Во-первых, включение раздела о конкуренции в новое соглашение Россия-ЕС, в котором найдут свое отражение цели и основные направления сотрудничества в сфере конкурентной политики и правоприменения. Кроме того, необходимо заключение отдельного соглашения, определяющего практические аспекты взаимодействия конкурентных ведомств России и ЕС.

Во-вторых, активное участие в деятельности Международной Конкурентной Сети, объединяющей большинство конкурентных ведомств мира, что позволяет принимать участие в обсуждении многосторонних правил регулирования конкуренции и путей решения актуальных проблем развития конкурентной политики. 

В-третьих, развитие сотрудничества с антимонопольными органами государств-участников СНГ в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике, в том числе проведение совместных расследований нарушений антимонопольного законодательства на трансграничных рынках. 

В-четвертых, создание системы регулирования конкурентных отношений в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. 

Основой регулирования конкуренции является «Программа развития конкуренции», разработанная по поручению Председателя Правительства Российской Федерации от 19 августа 2008 г. № ВП-П13-16пр и в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. 

Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. Поэтому Программа включает как меры антимонопольного регулирования и иные защитные меры, так и меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулы для занятия предпринимательской деятельностью.

Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.  

С помощью таможенных механизмов государство создает режим наибольшего благоприятствования в торговле для одних стран и дискриминирует другие (вплоть до введения эмбарго), с помощью армии и силовых структур оказывает давление на конкурирующие государства, девальвируя национальную валюту, ухудшает условия для импортеров и улучшает для экспортеров и т.д.

Рассмотрение экономических основ конкуренции, ее основных видов и роли в рыночной экономике невозможно без краткого определения правовых основ конкурентной среды. В 1991 году Россия взяла курс на построение конкурентной среды, на разрушение полной государственной монополии. Законодательная база создания конкурентной среды при этом практически отсутствовала. Сегодня существует достаточно много нормативно-правовых актов, определяющих правила поведения и функционирования на рынке, правила взаимоотношений предприятий и организаций между собой. Однако среди всего множества нормативно-правовых актов следует выделить два основополагающих документа, определяющих основы построения конкурентной среды в экономике России. Одним из первых основных нормативных актов, определивших основы построения конкуренции, основы ее защиты от монополий и многие другие аспекты стал 
Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1.

Вышеуказанный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом. Данный федеральный закон запрещает действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:

- изъятие товаров из  обращения, целью или результатом  которого является создание или  поддержание дефицита на рынке  либо повышение цен;

- навязывание контрагенту  условий договора, не выгодных  для него или не относящихся  к предмету договора (необоснованные  требования передачи финансовых  средств, иного имущества, имущественных  прав, рабочей силы контрагента  и др.);

- включение в договор  дискриминирующих условий, которые  ставят контрагента в неравное  положение по сравнению с другими  хозяйствующими субъектами;

- согласие заключить договор  лишь при условии внесения  в него положений, касающихся  товаров, в которых контрагент 
(потребитель) не заинтересован;

- создание препятствий  доступу на рынок (выходу с  рынка) другим хозяйствующим субъектам;

- нарушение установленного  нормативными актами порядка  ценообразования;

- установление монопольно  высоких (низких) цен и так далее.

Более того, данным Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

- повышение, снижение или  поддержание цен на аукционах  и торгах;

- раздел рынка по территориальному  принципу, по объему продаж или  закупок, по ассортименту реализуемых  товаров либо по кругу продавцов  или покупателей (заказчиков);

- ограничение доступа  на рынок или устранение с  него других хозяйствующих субъектов  в качестве продавцов определенных  товаров или их покупателей (заказчиков);

- отказ от заключения  договоров с определенными продавцами  или покупателями (заказчиками).

Этим же федеральным законом было введено само понятие недобросовестной конкуренции, в которую было включено:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту либо  нанести ущерб его деловой  репутации;

- введение потребителей  в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества  товара;

- некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых  или реализуемых им товаров  с товарами других хозяйствующих  субъектов;

- продажа товара с незаконным  использованием результатов интеллектуальной  деятельности и приравненных  к ним средств индивидуализации  юридического лица, индивидуализации  продукции, выполнения работ, услуг;

- получение, использование, разглашение научно- технической, производственной  или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без  согласия ее владельца.

Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает достаточно много различных правил поведения на конкурентном рынке. 
По большому счету именно этот закон определяет основы построения конкурентной среды в России.

Однако несмотря на переход России к рыночной экономике, построение конкурентной среды полностью уйти от монополий практически невозможно. Вплоть до сегодняшнего дня в России существенную роль играют естественные монополии (РАО «ЕЭС России», 
РАО «Газпром» и так далее). Дробление этих монополистов является нецелесообразным в настоящее время, хотя это вопрос достаточно жарко обсуждается на федеральном уровне. Естественные монополии в 
России функционируют сегодня в соответствии с федеральным законом 
«О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ. 
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, определяет роль государственного регулирования в процессе управления ими и так далее.

Безусловно, это далеко не все нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу построения конкурентной среды в 
России. Однако все нормативно-правовые акты, определяющие основы построения и развития конкуренции в России основываются именно на двух вышеупомянутых федеральных законах.

В последнее время при выборе модели государственного регулирования чаще склоняются к тому, что определяющим моментом здесь должна быть не величина государственного участия в экономических преобразованиях (ясно, что оно должно быть масштабным и активным), а содержание этого участия.

И заключаться оно должно в следующем:

• разработке законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции и структурной перестройки;

• жестком контроле за исполнением законодательства;

• формировании и перераспределении финансовых потоков;

• распределении на конкурентной основе обеспеченного ресурсами госзаказа;

• адресных социальных гарантиях отдельным категориям населения;

• инвестиционной активности (как гаранта) на уровне, необходимом для привлечения частных и иностранных капиталовложений.

Выполнение этих функций позволит государству управлять развитием экономической реформы, не прибегая к известным «госплановским методам». При этом совершенно очевидно, что сегодня степень реализации перечисленных функций государства далека от того, чтобы стало возможным достижение тех целей, для которых эти функции предназначены. Поэтому современным российским предприятиям при выработке собственных стратегий конкуренции приходится учитывать несовершенство законодательной базы предпринимательства, нелогичные и противоречивые действия государственных органов и с большой степенью осторожности рассчитывать на государственную помощь и поддержку.

Как показал проведенный анализ, проблема эффективного механизма государственного регулирования конкуренции может быть решена в теоретическом плане как определение основных целей и направлений развития государственной внешнеторговой политики. При этом под эффективным понимается такой механизм, который исключает воздействие на рынок (национальный или мировой) с целью добиться дополнительных выигрышей или потерь для каких-либо участников рынка (национальных или иностранных) и ориентируется на долгосрочный рост национальной экономики. Такой механизм должен характеризоваться устойчивой тенденцией к либерализации и иметь внешнюю ориентацию экономического развития.

 


Информация о работе Необходимость государственного регулирования