Нетипичные формы правления в современных государствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:38, реферат

Краткое описание

Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. В последнее время отчетливо высветились многие актуальные проблемы теории и практики современного конституционного права, в частности вопрос о форме правления в его различных вариантах.

Содержание

1. Форма правления.
1.1. Понятие.
1.2. Характеристика форм правления.
1.2.1. Монархия.
1.2.2. Республика.
2. Нетипичные формы правления.
2.1. “Республиканская монархия”.
2.2. Суперпрезидентские республики Латинской Америки.
2.3. “Монархическая республика”.
2.4. Полупрезидентская полупарламентская республика.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 58.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Форма правления.

1.1. Понятие.

1.2. Характеристика форм правления.

1.2.1. Монархия.

1.2.2. Республика.

2. Нетипичные формы правления.

2.1. “Республиканская монархия”.

2.2. Суперпрезидентские республики Латинской Америки.

2.3. “Монархическая республика”.

2.4. Полупрезидентская полупарламентская республика.

 

Введение

Проблема формы государства  приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. В последнее время отчетливо высветились многие актуальные проблемы теории и практики современного конституционного права, в частности вопрос о форме правления в его различных вариантах. Это связано прежде всего с тем, что в современных условиях прежние градации, сложившиеся в ХIХ в., изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и "гибридные" формы правления. Создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития. В большинстве случаев это явление носит позитивный характер: оно способствует повышению уровня управляемости государством (в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества). Но иногда, особенно если в республике воспринимаются некоторые монархические черты, такой процесс приобретает крайне негативный характер. Последнее связано, в частности, с появлением в ХIХ в. суперпрезидентских, а в ХХ в президентско-монократических республик с пожизненными и даже наследственными президентами (как, например, в КНДР). В результате возникают не просто смешанные, а извращенные государственные формы.

 

1. Форма правления

1.1. Понятие

Под формой правления, мы понимаем систему  формирования  и  взаимоотношений  главы  государства, высших   органов   законодательной  и  исполнительной власти. Форма правления исторически  складывается  в  процессе борьбы и  взаимодействия  социальных  и политических сил соответствующего общества.

Форма правления  имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового  регулирования  организации   и функционирования государства.   Это  не  просто  теоретическая абстрактная категория науки,  как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ,  с помощью которого мы только и можем разобраться в  смысле  той  или  иной  системы  органов  государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

При аграрном  строе  значение  формы  правления сводилось лишь к определению того,  каким образом  замещается  должность главы государства  - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма  и  перехода  к  индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов,  появлением и укреплением народного представительства,  формы правления стали обогащаться:  наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране,  а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством,  как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом,  как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления  конкретного  государства  нас  прежде всего интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.

1.2. Характеристика форм правления.

Порядком замещения должности  главы государства определяются две основные формы правления - монархия и республика.  Разновидности же  их определяются соотношением  полномочий законодательной и исполнительной власти,  распределенных  между  главой  государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия была характерна для аграрного строя, хотя и в  то время в отдельных странах существовали республики.  Переход  к индустриальному строю нередко сопровождался ликвидацией монархии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом,  и установлением республиканской формы правления.  Однако в ряде высокоразвитых стран монархия  сохранилась  до  настоящего  времени. Более того, не всегда мы можем с легкостью определить, с каким государством - монархическим или республиканским - имеем дело. Например, в Малайзии и  в  Объединенных Арабских Эмиратах существует форма правления, которую обычно называют  выборной  монархией, о чем более подробно пойдет речь далее.  В данной связи  стоит  лишний  раз  вспомнить  о том,  что любая классификация в той или иной мере условна.

1.2.1. Монархия

В переводе с греческого данный  термин  означает единовластие. Однако  в  современном  понимании  монархия - не просто власть одного, но власть наследуемая. Эта власть нередко обожествляется.  В Японии Император до 1945 г. считался сыном богини Солнца - Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя  и  своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия,  изредка приглашения,  т.е.  вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.

Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется  монарх. Бельгийская конституция 1831 г., например, вообще такой характеристики не содержит.  Главное - в полномочиях монарха. В зависимости от того,  каковы они, мы различаем монархические формы правления.

Абсолютная монархия типична  для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредотачивается  вся полнота государственной  власти. Он сам издает законы, может  непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого  правительство,  вершит  высший суд. Никаких ограничений его власти нет,  по крайней мере юридических, хотя политические,  морально-этические,  религиозные  и иные могут  присутствовать  и  обычно  в  той  или  иной  мере присутствуют. Подданные   изначально   юридически   бесправные, поскольку монарх  не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.

В современных  условиях  абсолютная  монархия  -  раритет (чрезвычайная редкость).  В качестве примера  можно  упомянуть Саудовскую Аравию, Оман.

Для абсолютной монархии характерен  авторитарный  политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.

Дуалистическая монархия - первоначальная форма ограниченной, или конституционной,  монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение властей,  во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право цензовое.  Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство.  Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Однако разделение  властей  при  данной  форме  правления обычно урезанное.  Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето,  то есть без его утверждения закон в силу не вступит.  Кроме того,  монарх обычно может издавать чрезвычайные указы,  имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974  г.  очередные  парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м.

Правительство, если таковое  есть,  за  свою  деятельность несет ответственность лишь перед монархом,  но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на  правительство, только используя   свое  правило  устанавливать  бюджет  государства. Рычаг этот,  хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году,  а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него -  с  монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Как и для абсолютной  монархии,  для  монархии  дуалистической типичен авторитарный политический режим.  Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный  дуализм власти.  Дуалистическая  монархия  есть  выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой  общества  и  остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Парламентарная монархия существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного  строя к  индустриальному  сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и  приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и др.).

Здесь мы  наблюдаем развитое разделение властей при признании принципа  верховенства  парламента  над   исполнительной властью, демократический или по крайней мере либеральный политический режим.

Монарх при данной форме  правления "царствует,  но не правит". Правом вето в отношении законов,  принятых  парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по  указанию  правительства.

Главный отличительный  признак  парламентарной монархии - политическая ответственность правительства  перед  парламентом (нижней палатой) за свою деятельность.  Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно  уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом.

При условии,  что в парламенте ни одна политическая  партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство, действует государственный режим, именуемый парламентарным, или парламентаризм.  Такая  ситуация  традиционно   имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии.  Чем шире партийная коалиция,  сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами  по  коалиции  относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства,  как оно утрачивает  необходимое  большинство  в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где  существует двухпартийная система (Великобритания, Канада,  Австралия и др.) или  многопартийная система с  одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные,  парламентарная  модель отношений  между парламентом и правительством практически превращается в свою  противоположность.  Юридически  парламент осуществляет контроль над правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой  государственный  режим  получил название системы кабинета, или министериализма. Следовательно, при  одной и той же форме правления - парламентарной монархии - возможны  два  государственных  режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.

Из развивающихся  стран  к  числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию,  Таиланд,  Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха,  здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.

1.2.2. Республика

Республика (от лат.  res publica -  общественное дело) - это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

Республиканская форма  правления  во Франции окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации  монархии.  Швейцария  и  миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же  современных  европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века,  связанных  прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний  против  монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления.  Равным образом и в Африке и  в  Азии распад колониальной  системы  в  середине XX века привели,  за единичными исключениями, к образованию республик.

При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая  форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

Дуалистическая (президентская) республика несколько напоминает  дуалистическую  монархию,  тем более что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией), однако имеет существенные отличия от нее.

Прежде всего,  здесь  наиболее  последовательно  проведен принцип разделения  властей,  а  взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа т.н.  сдержек и противовесов. Рассмотрим, в чем это проявляется. Законодательная,  и  исполнительная  власть  в   президентской  республике  получают  свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства.  Правительства как коллегиального  органа  обычно нет,  министры  каждый  в  отдельности  подчинены  президенту. Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов,  а из  их компетентности и моральных качеств.  Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

Главный признак  данной  формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за  проводимую политику.  Парламент  не  может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона.  Для своей деятельности  они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем,  что  президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать,  ибо  ни  одна  из  ветвей  власти не может конституционным путем устранить другую  (смещение  парламентом должностных лиц  исполнительной  и  судебной власти путем т.н. импичмента может иметь место лишь,  если со стороны  этих  лиц допущены серьезные правонарушения).

Информация о работе Нетипичные формы правления в современных государствах