Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:35, курсовая работа
В настоящей работе “форма права” будет рассматриваться, как синоним “источника права”. Здесь не придаётся принципиального значения тем непринципиальным по своему характеру смысловым нюансом, оттенкам и незначительным различиям, которые имеют термины “форма” и “источник” права. В качестве источников права можно трактовать те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания или изменения и дополнения тех или иных нормативно – правовых актов, а также – правовой системы в целом.
I. Введение стр. 3
II. Нормативно – правовые акты, как
источники права, их отличия от стр. 5
других источников права
III. Виды нормативно – правовых
атов стр. 9
IV. Систематизация нормативно –
правовых актов стр. 17
V. Действие нормативно – правовых
актов во времени, в пространстве
и по кругу лиц стр. 20
VI. Заключение стр. 27
По своему содержанию подзаконные
акты, как правило, являются актами
различных органов
1.Общие подзаконные акты.
Это нормативно – правовые
акты общей компетенции
К общим подзаконным актам
относятся нормотворческие
Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны жизни, связанные с государственным управлением.
Постановление правительства.
Это подзаконные нормативные
акты, принимаемые в контексте
с указами президента и призванные
в необходимых случаях
2. Местные подзаконные
акты. Это нормативно – правовые
акты органов представительной
и исполнительной власти на
местах. Их издают местные органы
представительной власти и
3. Ведомостные нормативно
– правовые акты (приказы, инструкции).
В ряде стран определённые
структурные подразделения
4. Внутриорганизационные
подзаконные акты. Это такие нормативно
- правовые акты, которые издаются
различными организациями для
регламентации своих
И последнее. В нормативном
регулировании общественных отношений
главное и определяющее место
занимает закон. Подзаконные же акты
играют лишь вспомогательную и
Акты судебной власти.
Решением судебных органов
приобретают нормативный
Правотворческие функции
судов формируются самой
Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел.
Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.
Систематизация нормативно правовых актов.
Нормативно – правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.
Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признаёт нормативно – правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.
В настоящее время используется три основные формы систематизации нормативно - правовых актов :
I . Кодификация – это
деятельность правотворческих
Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками
Во – первых, кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий;
Во – вторых, в результате кодификации создаётся новый нормативно – правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших;
В – третьих, кодификационный акт является свободным актом, так как в нём сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений;
В – четвёртых, кодификационный
акт является основным среди актов,
которые действуют в
В – пятых, нормативно – правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитано на длительное регулирование общественных отношений.
Кодификация – это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.
Три основные виды кодификационных актов :
1.Основы законодательства
– это нормативно – правовой
акт, устанавливающий
2.Кодекс – наиболее
распространённый вид
3.Устав, положение –
это кодификационные акты
II. Инкорпорация представляет
собой объединения в сборнике
или собрание действующих
В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства :
1. При внешней обработке нормативно – правовые акты располагаются в определённом порядке : алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.
2. Содержание нормативно
– правовых актов, включаемых
в инкорпоративные сборники
Официальные инкорпорации –
это упорядочение правовых норм путём
издания компетентными органами
сборников действующих
Хронологическая инкорпорация
– это такая форма
Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно – правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.
Неофициальная инкорпорация
– это внешняя обработка
III. Консолидация – это
такая форма систематизации, при
происходит объеденение
Особенности консолидации состоит
в том, что она содержит в себе
некоторые черты кодификации
и инкорпорации. По форме систематизации
нормативно – правовых актов консолидация
в большей мере примыкает к
систематической инкорпорации. Она
используется там, где отсутствует
необходимость или возможность
кодификации. В этих случаях консолидация
выступает, как эффективное средство
для объединения однородного
нормативного материала, сокращение числа
актов и улучшения формы
Действие нормативно – правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Все нормативно – правовые акты действуют в определённых пределах, очередных во времени, в пространстве и по кругу “охватываемых” этими актами лиц. Установление этих пределов – границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.
Определяя границы действия нормативно актов во времени, Г.Ф.Шершеневич был прав, когда писал, что “закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует его применять, чрезвычайно важен в практическом отношении”1 .
Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается – с момента утраты им юридической силы.
В одних случаях вступление нормативно – правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверждения.
В других случаях вступление нормативно – правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования).
1.Шершеневич Г.Ф. общая теория права. С. 397.
самими или же указывается в других, специально Наконец в третьих случаях срок вступления в силу нормативно – правовых актов определяется либо изданных актах для введения их в действие.
Сроки вступления в силу различных
актов далеко не одинаковы. И это
вполне понятно, ибо сами акты, в
отношении которых
Для более сложных и
более важных нормативно – правовых
актов срок вступления в силу должен
быть гораздо большим, чем для
всех других нормативно – правовых
актов. Это обусловлено тем, что
ддля ознакомления и изучения, а
в ряде случаев и для принятия
предварительных
Важное значение имеют
не только сроки, но и способы “вступления
в силу” или “введение в
действие” нормативно - правовых актов.
В подовляющем большинстве
Информация о работе Нормативно–правовые акты, их виды и значения