Нормативно-правовые акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы явилось стремление более подробно изучить нормативно- правовые акты, их влияние на общество. Материалы, использованные при написании работы разнообразны. Они включают в себя монографии, таких авторов как А.С. Пиголкин, Ю.А. Тихомиров; учебники для юридических вузов по Теории государства и права, а также Общую теории государства и права под редакцией профессора М.Н. Марченко.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1.НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА…………………....4
1.1. Понятие нормативно-правового акта……………………………………………....4
1.2. Признаки нормативно-правового акта……………………………………………..5
2. ЗАКОН - ОСНОВНОЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ……………..10
2.1. Понятие закона и его признаков…………………………………………………..10
2.2. Виды законов……………………………………………………………………….14
2.3. Структура закона…………………………………………………………………...17
3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ………………………………...20
3.1. Действие нормативно-правового акта во времени………………………………20
3.2. Действие нормативно-правового акта в пространстве…………………………..24
3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц……………………………..26
3.4.Другие источники права: Правовой обычай, прецедент, правовой договор………………………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая17.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 

Сроки рассмотрения проекта федерального  закона  составляют:

– Государственной Думой – не ограничены;

– Советом Федерации – 14 дней (в случае не рассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном  варианте  проекта  федерального  закона  в течение 1 4 дней  со времени его  поступления  законопроект считается одобренным Советом Федерации);

– Президентом Российской Федерации – 14 дней.

 

Срок  передачи  принятого  Государственной  Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту Российской Федерации составляет во всех случаях 5 дней. Совет Федерации обязан рассматривать и принятые Государственной Думой проекты федеральных  законно по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового , валютного,  кредитного, таможенного  регулирования;  денежной эмиссии; ратификации и  денонсации международных договоров; статуса и защиты  государственной  границы;  войны и  мира. В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального  закона  (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в  Совет Федерации либо вновь  принят  квалифицированным  большинством      (свыше 2/3 голосов) от общего числа  депутатов  Государственной Думы  (301 и более) –  преодоление вето  Совета  Федерации –  и  передан  на подпись Президенту Российской  Федерации , минуя Совет  Федерации.

 

"Президент  Российской Федерации  рассматривает в течение  14 дней  проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1) от общего числа членов  обеих  палат  парламента,  либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов)  от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает  законопроект, после чего он  становится   законом,  и обнародует его либо отклоняет (налагает вето). Вето  Президента Российской  Федерации  считается отклоненным,  если и Государственная Дума,  и  Совет  Федерации  вновь  примут  данный законопроект  квалифицированным большинством (2/3) от их  общего  числа - то  есть соответственно 301  голос  и более и 119  голосов  и  более,  после  чего Президент Российской  Федерации  обязан подписать и обнародовать данный  федеральным   закон в течение 7 дней".

Законы  субъектов федерации принимаются  законодательными  (представительными) органами  субъектов Российской  Федерации. Порядок  и  процедура  принятия данных  законов и иные вопросы определяются   регламентами  законодательных  (представительных) органов субъектов Российской  Федерации, а также конституциями республик  в  составе  Российской  Федерации и уставами  иных субъектов  Российской Федерации.

 

 

 2.3. Структура закона

 

Закон как нормативно- правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру,  которую  составляют  следующие  элементы  (которые  иногда  называются реквизитами):

– наименование органа, принявшего закон;

– название закона;

– номер и дата принятия;

– преамбула;

– нормативно-правовое содержание закона;

– последствия несоблюдения закона;

– отмена законом иных нормативно- правовых актов (правовых норм);

– опубликование закона и вступление его в силу;

– подписание закона.

 

Закон (как и любой нормативно- правовой акт) должен содержать наименование принявшего его органа. От уровня государственного органа, в компетенцию которого входит принятие соответствующего закона, зависит его юридическая сила.

Название закона должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят (то есть на предмет правового регулирования).  Необходимо стремиться к тому,  чтобы название закона (позволяющее  индивидуализировать его  из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно.

Действие  закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается  с момента  вступления  его в  силу.

 Вступление  нормативно- правого акта в силу связывается с датой его принятия или утверждения. Таковыми  являются,  на пример,  нормативные акты (указы, постановления,  приказы и т.д.), принимаемые  в тех или иных странах в чрезвычайных  или  других экстремальных ситуациях.  Таковыми  были  в  СССР  и союзных  республиках – субъектах федерации –  постановления  правительства.

А также вступление нормативно- правого акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования).

 В Италии, например, законы и  регламенты  каждой  из  палат парламента вступают в силу на 15-й день  после их опубликования, если  в них  не  предусмотрено  иное.   Что  же касается большинства других нормативных актов, то они вступают в силу на следующий день после из опубликования.

Например, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», принятый в июле 1994г., вступил в силу сразу же со дня его официального опубликования.

Срок вступления в силу нормативно-правовых актов либо определяется самими актами, либо же указывается  в других, специально изданных актах для введения их в действие.

Сроки вступления в силу различных нормативно- правовых актов зависят от многих факторов. Нередко они определяются важностью и сложностью актов.

Вполне  понятно, что для более сложных  и важных нормативно – правовых актов срок   вступления в  силу  должен  быть более  длительным, чем  для всех  других  нормативно- правовых актов. Это  обусловлено  тем,  что для  ознакомления  и изучения, а в ряде  случаев и для  принятия  предварительных,  подготовительных  мер, связанных  с реализацией  содержащихся  в  них  правовых  положений, требуется  гораздо больше  времени  и  усилий,  чем  это необходимо в отношении  менее  важных и сложных  нормативно-  правовых актов.

Немалое  значение имеют не только сроки, но и способы  вступления  в силу, или введения  в  действие, нормативно-  правовых актов. В подавляющем  большинстве  случаев в настоящее  время  нормативно- правовые акты  начинают  действовать  одновременно  на  всей  территории  (страны,  субъекта  федерации,  округа и  т.д.), на которую они  рассчитаны.  Но не исключается   возможность  в случае  необходимости  и  постепенного  введения  их  в  действие

 Номер  закона  и дата его принятия  также помогают  индивидуализировать  его и занять определенное  место в  иерархии  нормативно - правовых актов. При принятии федеральных законов Федеральным Собранием  (Государственной Думой,  Советом Федерации) соответствующей датой считается день окончательного принятия данного  акта Государственной Думой. Датой принятия  федерального  конституционного  закона считается день, когда  он одобрен   палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Нормативно-  правовое содержание  является  главным элементом  закона.  Содержание  закона  обычно  делится на статьи,  в  которых содержатся нормы  права. Статьи  должны  иметь  номер. В объемных  законах  могут выделяться разделы  и  главы.

После  принятия  закон  подлежит  опубликованию и вступает в законную силу  непосредственно после опубликования либо со дня, указанного в  законе. "Закон действует, когда он известен  людям и  реализуется  ими  осознанно. Вот почему важен конституционный принцип: "Законы подлежат официальному опубликованию.  Неопубликованные  законы  не применяются. Любые нормативно- правовые  акты,  затрагивающие  права, свободы и обязанности человека и  гражданина, не могут применяться, если  они  не опубликованы официально для всеобщего  сведения ( п.3 ст.15 Конституции Российской Федерации). Его реализации  посвящен  федеральный  Закон "О  порядке опубликования  и  вступления  в  силу федеральных конституционных законов,  федеральных   законов, актов  Палат  Федерального Собрания" (принят  Государственной Думой 25 мая  1994 г., одобрен  Советом  Федерации 1 июля 1994.,  подписан  Президентом 14 июня 1994 г)".

 

"Преамбула  обычно содержит мотивы принятия закона,  его цели и задачи.  Как правило,  в самом  законе содержится  санкция, применяемая  к нарушителям  его норм. Преамбула обычно  помещается в проектах наиболее важных законов. Нормативные предписания  в нее не включаются".

Обязательным  элементом закона  должно  быть указание об отмене действия иных  нормативно- правовых актов данным законом. Обычно данное указание содержится в конце принятого закона (указываются  реквизиты  отмененных  актов или их отдельные статьи).

Законы, равно  как и другие нормативно- правовые акты, прекращают  свое  действие  с момента  утраты  ими  юридической  силы.

 

Согласно сложившейся практике, это происходит в результате следующих  обстоятельств.

    1. в результате истечения срока действия закона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается  в самом акте. Такого  рода акты с указанием сроков  действия издаются, например, при введении чрезвычайного  положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных  государственных органов, действующих в переходный  период.
    2. в  результате прямой отмены действующего нормативно- правового акта другим  актом, изданным  компетентным государственным органом. В законодательстве  некоторых стран в связи с этим  дается  даже специальное разъяснение,  каким образом и в силу  каких причин  совершается отмена  законодательства актов. Так,  в Декрете  «Общие  положения о законе»  Италии, действующем еще с 1942г., особо поясняется, что «законы  отменяются  последующими  законами, прямо  указывающими на такую  отмену, либо  вследствие  несоответствия  старых норм новым, либо  вследствие  того, что новый закон  по-иному регулирует отношения, составляющие  предмет  прежнего закона».
    3. в результате  замены  действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим  в данной области  новые правила поведения. Юридическая  сила прежнего акта  утрачивается  в момент   введения  в действие нового акта. Например, в связи с принятием  новой  Конституции Российской Федерации, вступившей  в силу  «со дня официального ее опубликования по результатам  всенародного  голосования», а именно 23 декабря 1993г.,  одновременно  прекратилось  «действие Конституции  (Основного Закона)  Российской Федерации – России, принятой 12 апреля 1978г., с последующими  изменениями  и дополнениями»  (Раздел второй Конституции 1993года).

 

Последним элементом  структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного  лица  (для  федеральных   законов – Президента Российской  Федерации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

  •  

     

  • 3.1. Действие нормативно-правового акта во времени

  •  

    Действие  нормативно- правового  акта  во  времени  предполагает  установление процедуры,  которая определяет  вступление  в силу  нормативно- правового  акта, а  также  утраты  его юридического  значения.  Момент  начала  действия  нормативных  актов определяется  двумя  правилами:

    – если в нормативном  акте  указано время  начала действия  нормативного  акта,  то с этого  указанного  времени  он  и  вступает  в  силу;

    – если  в нормативном акте  начало действия не определено, то вступают в силу общие  правила  для  данного  вида  нормативных  актов, установленные законом или иным актом.

    Как  правило, сначала  издается  специальный  закон,  устанавливающий  временные  характеристики акта. Определять  последовательность  действий  по  приданию  закону  юридической  силы, вступлению  в  силу  также  может  и  Конституция.

    Многие  законы  предваряются  специальным  актом  о введении  в  действие  закона, в том  числе  действия  во  времени.  Этим  актом  может  устанавливаться  конкретная дата  введения  закона  в  действие.

    "Используются и такие формулировки  – закон действует с момента  опубликования, с момента принятия  или подписания. Весьма распространена и формула поэтапного введения в действие закона, когда какая-то его часть вводится в действие с момента наступления специального условия (появления иного закона, наступления каких-то социальных обстоятельств и т.д.)".

    Если  специальный  порядок  вступления  в силу  закона  не  оговаривается,  тогда действует общий порядок. "Согласно ст.6 Федерального закона "О порядке опубликования и  вступления в силу  федеральных  конституционных  законов,  федеральных  законов, актов  палат  Федерального  Собрания",  федеральные  конституционные  законы,  федеральные  законы,  акты  палат  Федерального  Собрания  вступают  в  силу  одновременно  на  всей  территории  Российской  Федерации  по  истечении  10  дней  после  их официального  опубликования".

    В основном  они  публикуются  в  "Парламентской газете",  "Российской газете" или  в  Собрании  законодательства  Российской  Федерации.  Однако  никто  ни  один  орган  не может  принять  решения  о  вступлении  закона  в с илу  до  его  опубликования, поскольку согласно ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации "Законы подлежат официальному  опубликованию. Неопубликованные  законы  не применяются".  Это конституционное  положение  относится  не только  к федеральным  законам,  но  и  к  законам  республик  и  других  субъектов  Российской Федерации.

    Информация о работе Нормативно-правовые акты