Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы явилось стремление более подробно изучить нормативно- правовые акты, их влияние на общество. Материалы, использованные при написании работы разнообразны. Они включают в себя монографии, таких авторов как А.С. Пиголкин, Ю.А. Тихомиров; учебники для юридических вузов по Теории государства и права, а также Общую теории государства и права под редакцией профессора М.Н. Марченко.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1.НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА…………………....4
1.1. Понятие нормативно-правового акта……………………………………………....4
1.2. Признаки нормативно-правового акта……………………………………………..5
2. ЗАКОН - ОСНОВНОЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ……………..10
2.1. Понятие закона и его признаков…………………………………………………..10
2.2. Виды законов……………………………………………………………………….14
2.3. Структура закона…………………………………………………………………...17
3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ………………………………...20
3.1. Действие нормативно-правового акта во времени………………………………20
3.2. Действие нормативно-правового акта в пространстве…………………………..24
3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц……………………………..26
3.4.Другие источники права: Правовой обычай, прецедент, правовой договор………………………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….31
На ранних стадиях развития общества обычаи были основными источниками права. Однако по мере развития общества и государства правовой обычай, а вместе с ним и обычное право постепенно вытеснялись законами и другими формами права, становились второстепенными его источниками. С возникновением крупных государственных образований и централизацией власти процесс вытеснения и замены правовых обычаев законами и другими нормативно- правовыми актами не только не замедлился, а наоборот, ускорился.
В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран. Однако их не следует недооценивать. Особенно когда речь идет, например, об обычаях, действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и др.)
Прецедент
Важнейшее место среди форм (источников) права ряда стран занимает прецедент. Под прецедентом понимается решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом).
Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права.
Прецедент как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве прецедента выступали, например, устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих магистратов, их принявших, и в течение срока (как правило, один год) пребывания их у власти.
Однако постепенно многие, наиболее удачные с точки зрения интересов господствующего класса рабовладельцев положения эдиктов одних магистратов повторялись в эдиктах вновь избранных магистратов и приобретали таким образом устойчивый характер. В частности, решения и правила, сформулированные преторами в разное время, постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.
Прецедент как источник права широко использовался также в средние века и во все последующие столетия. В настоящее время это один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран.
В дореволюционной России отношение к прецеденту было неоднозначным. Одни теоретики права и практики признавали его в качестве формы права, хотя и с оговоркой о том, что это некая дополнительная, вспомогательная по отношению к закону форма. Другие же авторы полностью отрицали его как самостоятельный источник права.
В послереволюционный период отечественная юридическая наука продолжала традиции непризнания прецедента в качестве самостоятельной формы (источника) права. Аналогичное отношение к прецеденту наблюдалось и в большинстве стран Восточной Европы, называющих себя социалистическими.
В тех правовых системах, где прецедент традиционно признается, он пользуется, по заверению западных авторов, неизменным уважением, а в случае нарушения содержащихся в нем предписаний обеспечивается государственным принуждением. «Судья, который пренебрег своей обязанностью относиться с уважением к прецедентному праву, - пишет в связи с этим английский юрист Р.Кросс,- будет подвергнут самому недвусмысленному воздействию…»
Правовой договор
Определенную роль в правовых системах разных стран играет правовой договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами и других, тем что содержит в себе правила общего характера, норм поведения, обязательные для всех. В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями. На основе правовых договоров нередко строятся взаимоотношения между государствами и государственными образованиями- субъектами федерации. Всегда – между государствами, образующими конфедерацию.
В качестве примера можно сослаться на Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922г., Договор об образовании Закавказской федерации, заключенный в марте 1922г., и на другие аналогичные акты. На основе Федеративного договора от 31 марта 1992г. строятся взаимоотношения между субъектами Российской Федерации в настоящее время.
Действующая Конституция Российской Федерации устанавливает, что с помощью договоров могут регулироваться, кроме того, взаимоотношения внутри субъектов Федерации. Так, согласно ст.66 ч.4, федеральным законом и договором могут регулироваться взаимоотношения входящих в состав края или области автономных округов. Такие договоры заключаются между органами государственной власти автономного округа, с одной стороны, и соответственно органами государственной власти края или области – с другой.
Допуская широкую возможность регулирования отношений, возникающих между различными субъектами Федерации и внутри самих субъектов, договором, российский законодатель в то же время официально закрепляет положение, согласно которому в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора, а также «других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации – действуют положения Конституции Российской Федерации»
Ярко выраженным примером правового договора может служить коллективный договор, регулирующий на предприятиях в учреждениях между работодателем (администрацией) и работниками трудовые, социально- экономические и иные взаимоотношения.
Делая выводы можно сказать, что главную роль в системе источников российского права играют именно нормативно- правовые акты.
Этим система российского права отличается от правовых систем общего, религиозного или обычного права. Ведущее значение нормативно- правовых актов в системе источников права досталось в наследство современной России от всех предшествующих эпох развития ее правовой системы, начиная с XII – XIV вв. Оно прошло через всю историю Российской империи и Советского государства. Вместе с тем система нормативно- правовых актов Российской Федерации существенно отличается от соответствующих систем источников русского права прошлых эпох.
Всякое общество требует упорядочения своей жизнедеятельности и развития. Иначе оно рискует быть раздробленным и хаотично развивающимся. Среди средств организации и упорядочения видимое место занимает право. Отличаясь от других видов социальных норм, оно выступает в качестве публично-официального, общеобязательного регулятора общественных отношений. Право опирается на государство, которое непосредственно создает правовые нормы и различными способами гарантирует их соблюдение и реализацию.
Список использованной литературы
Алексеев, С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 1999. – 172 с.
Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 1998. – 624 с.
Закон: создание и толкование / под ред.А.С. Пиголкина. – М.: Спартак, 1999г. – 283 с.
Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько: учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 512 с.
Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. Т.2 / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. – изд.2-е. перераб. и доп. – М.: Зерцало-М, 2002. – 528 с.
Тихомиров, Ю.А. Правовые акты / Ю.А. Тихомиров, И.В. Комелевская: учебно-практическое пособие. – М.: Юридический колледж МГУ, 1998. – 162 с.
Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, 2001. – 432 с.
8. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для вузов , 2003г.-111с..