Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:23, реферат
Целью данного реферата является исследование понятие закона его признаков и видов. Для достижение поставленной цели, необходимо решить, следующие задачи:
Дать понятие и выделить признаки нормативно-правового акта;
определить действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
рассмотреть нормативно-правовые акты, определяемые по значимости и юридической силе;
охарактеризовать нормативно-правовые акты, определяемые по органу, принимаемому закон и по объему и объекту регулирования.
Введение……………………………………………………………………….…..4
Глава 1. Общая характеристика нормативно-правового акта………………….7
1.1 Понятие и признаки нормативно-правового акта…………………………..7
1.2 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………………………………………………………………..……….13
Глава 2. Классификация нормативно-правового акта…………………….......16
2.1 Нормативно-правовые акты, определяемые по значимости и юридической силе…..……………………………………………………………..……….……16
2.2 Нормативно-правовые акты, определяемые по органу, принимаемому закон и по объему и объекту регулирования……………………..……...…….23
Заключение…………………………………………………...……..…………....26
Список источников……………………………………
Тема: Нормативно-правовые акты РФ.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика нормативно-правового акта………………….7
1.1 Понятие и признаки нормативно-
1.2 Действие нормативных актов
во времени, в пространстве
и по кругу лиц…………………………………………
Глава 2. Классификация нормативно-
2.1 Нормативно-правовые акты, определяемые
по значимости и юридической
силе…..……………………………………………………………
2.2 Нормативно-правовые акты, определяемые
по органу, принимаемому закон
и по объему и объекту
Заключение………………………………………………….
Список источников…………………………………
Введение
Нормативные правовые акты являются
наиболее изученной в отечественном
правоведении формой права. Исследовались
их природа, признаки и свойства. Важнейшее
условие эффективного существования
нормативных правовых актов - их иерархичность,
системность. Эти свойства изучались
и в советском, и в современном
российском правоведении. Разработана
теория указного права, выявлена закономерность,
согласно которой указы стремятся
регулировать отношения и решать
вопросы, не отнесенные к их компетенции,
подменять не только постановления,
но и законы. Отдельные виды законов
пока не становились предметом
Наличие противоречивых тенденций в трактовке волевого содержания нормативного правового акта. Определяет направление, которое идет в сторону сужения круга лиц, чьи интересы он выражает, второе - в сторону увеличения отражения всеобщего интереса. Если опустить количественные характеристики, то правовой акт выражает волю определенной социальной общности. В нем закрепляются цель и задачи, на решение которых он направлен. Демократизм общества, государства и права является деятельностной характеристикой, отражающей колебания в содержании нормативного правового акта: от воли одного лица до воли всех людей.
Немаловажным признаком
Тот факт, что нормативный правовой акт предназначен для государственной организации общественных отношений, требует взаимодействия информационных потоков в системе «государство - общество». Эту роль выполняет опубликование нормативных правовых актов для ознакомления адресатов предписаний с его содержанием. Поэтому устанавливаются повышенные требования к процедуре доведения их содержания до сведения других лиц. Ввиду отсутствия периодических печатных изданий и всеобщей безграмотности требование письменной формы не могло быть осуществлено ранее ХХ века. Оглашение на площади, вырубание на камнях - вот первоначальные способы доведения актов до сведения.
Необходимая иерархичность имеет
место в случае наличия ясных
законодательных оснований
Всеобщий характер также выступает существенным признаком нормативного правового акта. Последний непременно должен содержать общие предписания в виде норм права и рассчитан на многократное применение. Нормативность - важнейший признак нормативных правовых актов. Это свойство является основополагающим для права в целом, так как именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства.
Целью данного реферата является исследование понятие закона его признаков и видов. Для достижение поставленной цели, необходимо решить, следующие задачи:
Дать понятие и выделить признаки нормативно-правового акта;
определить действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
рассмотреть нормативно-правовые акты, определяемые по значимости и юридической силе;
охарактеризовать нормативно-
Цели и задачи определяют структуру данной работы.
В первой главе будет дана общая
характеристика нормативно-правового
акта. Вторая глава будет просвещена
классификации нормативно-
Нормативно-правовую базу исследования составляет основной закон Российской Федерации, - Конституция Российской Федерации принята, всенародным голосованием 12 декабря 1993 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Российская газета, 1993, 25 декабря., Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №51, ст. 5712; 2007, № 10, ст. 1147. и другие.
При написании данного реферата автор руководствовался научными трудами таких авторов, как Марченко М.Н., Лазарева В.В, Сырых В. М., Хропанюка В. Н., и других.
Глава 1. Общая характеристика нормативно-правового акта
1.1 Понятие и признаки нормативно-
Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений Осипян Б.А. Трансформация права в закон: духовные, научные и практические аспекты, 2006, № 10, с. 43..
Следовательно, формы права - это
способ выражения вовне
Прежде чем анализировать
Если под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), то под формой права - лишь специфические «резервуары», в которых содержатся нормы права. Если категория «правовая форма» используется, прежде всего для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием - многообразными общественными отношениями, то форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера Общая теория права. Учебник/Под ред. Алексеева С.С. М., 1999, с. 219..
Нормативно-правовой акт, как и
право в целом, не является застывшим
в своем развитии институтом, он
постоянно изменяется и развивается
вместе с изменением и развитием
общества. В силу этого меняются
в известной степени и взгляды
на него, его признаки и черты. Вырабатываются
и предлагаются порой весьма противоречивые
определения закона и создаются
неоднозначные о нем
В Российской Федерации существует
довольно сложная система нормативно-
Нормативно-правовой акт - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.
Первичность нормативно-правового акта, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия -- вот особенности этой разновидности нормативных актов. Отсюда вытекают и требования к ним:
-- законы должны регулировать
действительно коренные
-- они должны быть совершенными по содержанию и по форме;
-- их соблюдение должно быть непререкаемым. Теория права и государства. Учебник/Под ред. Лазарева В.В. М., 2007, с. 145.
Нормативно-правовые акты принимаются
как федеральными органами, так и
органами субъектов федерации в
процессе законотворческой деятельности
либо в результате непосредственного
правотворчества всего народа (референдума).
Процедура принятия нормативно-правового
акта предусмотрена в Конституции
РФ, включая определение круга
субъектов законодательной
Высшая юридическая сила нормативно-правового акта состоит в том, что:
все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;
они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;
законы никто не вправе отменить, кроме органа их издавшего Иванов С.А. Формальное закрепление юридической силы нормативных актов // Государство и право, 2007, № 12, с. 92..
Нормативно-правовой акт, может издаваться
в отсутствие какого-либо акта, «на
пустом месте». И, хотя указания на необходимость
принятия конкретного закона и принципиальное
регулирование общих вопросов может
содержаться в некоторых
Предметы регулирования
Нормативно-правовые акты регулируют наиболее важные общественные отношения. Посредством законов и прежде всего основного из них -- конституции -- закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, структура, функции государственной власти и управления и т.д. Нормативно-правовыми актами определяются формы и виды собственности, основы налоговой политики, предпринимательской деятельности, приватизации, образования и другие важные направления жизнедеятельности общества и государства. По мере стабилизации и развития общества роль закона в нашей жизни будет постепенно возрастать. В государстве, стремящемся быть правовым, наряду с общегосударственными, наиболее значимыми проблемами законом и только законом должны регулироваться все вопросы, затрагивающие права, свободы и обязанности Скурко Е.В. Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации. Актуальные проблемы (По материалам «круглого стола» ИГП РАН), 2007, № 4, с. 111..
Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие различия, все они опосредуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др. Теория государства и права. Учебник/Под ред. Марченко М.Н. М., 2007, с. 517.
Судебная практика оказывает разнообразное
влияние на формирование и развитие
права - от убеждения до обязательности.
Между этими гранями