Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:23, реферат
Целью данного реферата является исследование понятие закона его признаков и видов. Для достижение поставленной цели, необходимо решить, следующие задачи:
Дать понятие и выделить признаки нормативно-правового акта;
определить действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
рассмотреть нормативно-правовые акты, определяемые по значимости и юридической силе;
охарактеризовать нормативно-правовые акты, определяемые по органу, принимаемому закон и по объему и объекту регулирования.
Введение……………………………………………………………………….…..4
Глава 1. Общая характеристика нормативно-правового акта………………….7
1.1 Понятие и признаки нормативно-правового акта…………………………..7
1.2 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………………………………………………………………..……….13
Глава 2. Классификация нормативно-правового акта…………………….......16
2.1 Нормативно-правовые акты, определяемые по значимости и юридической силе…..……………………………………………………………..……….……16
2.2 Нормативно-правовые акты, определяемые по органу, принимаемому закон и по объему и объекту регулирования……………………..……...…….23
Заключение…………………………………………………...……..…………....26
Список источников……………………………………
Нормативные правовые акты, представляют
собой результат
В каждой стране существует свой собственный
и особый порядок принятия, изменения
и дополнения нормативно-правового
акта. Однако все принимаемые нормативно-
Итак, нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Нормативные акты издаются органами,
обладающими нормотворческой
Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других главах учебника).
Выделяются следующие основные
специфические черты
1.2 Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу Иванов С.А. Формальное закрепление юридической силы нормативных актов // Государство и право, 2007, № 12, с. 94..
Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:
1) если в самом законе об этом сказано;
2) если закон смягчает или
вовсе устраняет
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
по истечении срока действия акта, на который он был принят;
в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Действие нормативного акта в пространстве
определяется территорией, на которую
распространяются властные полномочия
органа, его издавшего. Под территорией
Российской Федерации понимается ее
сухопутное и водное пространство внутри
государственных границ, воздушное
пространство над ними, недра. К ней
относится также территория российских
дипломатических
Действие нормативных актов в пространстве зависит от:
уровня государственного органа, принявшего данный акт;
юридической силы акта.
Нормативные акты распространяют свое действие:
на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
на территорию, указанную в самом нормативном акте;
на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).
Итак, на территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).
Здесь важно иметь в виду и
принцип гражданства, согласно которому
граждане России, где бы они ни находились,
обязаны соблюдать российские законы.
Если гражданин России совершил преступление
на территории другого государства,
он несет уголовную
Действие нормативных актов
РФ ограничено (в основном в вопросах
юридической ответственности) в
отношении сотрудников
Глава 2. Классификация нормативно-
2.1 Нормативно-правовые акты, определяемые по значимости и юридической силе
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
1) Конституция (закон законов) -
основополагающий
2) федеральные конституционные
законы - принимаются по вопросам,
предусмотренным и органически
связанным с Конституцией РФ (например,
федеральные конституционные
3) федеральные законы - это акты
текущего законодательства, посвященные
различным сторонам социально-
4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.) Шалютин Б.С. Закон и закон (юр.) // Законность, 2007, № 4, с. 79..
Виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ - высшие
по юридической силе
2) постановления Правительства
РФ - акты исполнительного органа
государства, наделенного
3) приказы, инструкции, положения
министерств, ведомств, государственных
комитетов регулируют, как правило,
общественные отношения,
4) решения и постановления
5) решения, распоряжения, постановления
местных органов
6) нормативные акты
7) локальные нормативные акты -
это нормативные предписания,
принятые на уровне
Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №51, ст. 5712 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 10, ст. 1147. развивает конституционные нормы и устанавливает соблюдение принципа верховенства Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов Российской Федерации. Статья 4 этого Закона обязывает организовать исполнение правовых актов вышестоящего уровня и осуществлять контроль их исполнения, принимать меры по устранению нарушений законодательства РФ. Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается им самим. Бачило И.Л. О методологии и юридической технике // Государства и право, 2006, № 6, с. 21.
Конституция России 1993 г. является юридической
базой проводимых в стране различных
реформ (налоговой, административной,
пенсионной, военной и др.), в ходе
которых происходит эволюция и самой
Конституции. Этот двуединый процесс
прямых и обратных связей в сфере
конституционной материи
В Конституции РФ (ч. 1 ст. 15) установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Мартышин О.В. Конституция Российской Федерации 1993 г. как памятник эпохи // Государство и право, 2004, № 4, с. 13. В данном случае соотношение Конституции со всеми остальными актами установлено в общем виде. Оно не позволяет нам определить юридическую силу каждого конкретного вида нормативного правового акта, издающегося в Российской Федерации. Оно определяет только юридическую силу Конституции РФ и закрепляет ее верховенство по отношению ко всем остальным видам нормативных правовых актов, другим источникам права Российской Федерации и правовым актам ненормативного характера. Теория права и государства. Учебник/Под ред. Лазарева В.В. М., 2007, с. 221.
Данное соотношение не устанавливает, что основанием издания каждого вида нормативных правовых актов или конкретного акта является Конституция. Оно устанавливает только то, что все нормативные правовые акты и другие источники права не должны иметь содержательных расхождений с Конституцией. Аналитическая информация о порядке подготовки и реализации законов/Под ред. Иванова С.А. М., 2000, с. 20.
Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая конституция в силу широты охвата ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также многих других причин является не только сугубо юридическим, но и политическим и идеологическим по своему характеру документом. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве Байтин М. И. О юридической природе решений Конституционного Суда РФ, 2006, № 1, с. 29..
Порядок принятия, внесения изменений
и дополнений в конституцию
Федеральные конституционные законы -- это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. Таковы Федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Консти-туционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 5 февраля 2007 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447; 2007, № 7, ст. 829. ; «О референдуме Российской Федерации» Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ. «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 3921; 2007, № 1 (часть I), ст. 2; «О Правительстве Российской Федерации». Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №51, ст. 5712; 2007, № 10, ст. 1147.