Нормативный правовой акт – понятие и характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

Содержание

Введение
Глава 1. Нормативно-правовые акты: понятие и виды
1.1. Общие сведения
1. 2. Иерархия нормативных правовых актов
Глава 2. Толкование нормативных правовых актов
2.1 Официальное толкование норм Конституции
2.2 Основные и производные виды нормативных правовых актов
2.3 Регистрация нормативных правовых актов в Министерстве юстиции Республики Казахстан
Глава 3. Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
3.1 Действие нормативно-правового акта во времени
3.3 Действие нормативно-правового акта в пространстве
3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП тема НПА1.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

3) нормативные постановления  Парламента Республики Казахстан  и его палат;

4) нормативные постановления  Правительства Республики Казахстан;

5) нормативные постановления  Конституционного Совета, Верховного  Суда Республики Казахстан и  Центральной избирательной комиссии  Республики Казахстан;

6) нормативные приказы  министров Республики Казахстан  и иных руководителей центральных  государственных органов;

7) нормативные постановления  государственных комитетов, нормативные  постановления иных центральных  государственных органов;

8) нормативные правовые  решения маслихатов, нормативные  правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения  акимов.

3. К производному виду  нормативных правовых актов относятся:

1) регламент - нормативный  правовой акт, регулирующий внутренний  порядок деятельности какого-либо  государственного органа и его  структурных подразделений;

2) положение - нормативный  правовой акт, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения;

3) правила - нормативный  правовой акт, определяющий порядок  организации и осуществления  какого-либо вида деятельности;

4) инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений.

4. Нормативные правовые  акты производных видов принимаются  или утверждаются посредством  нормативных правовых актов основных  видов и составляют с ними  единое целое. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида.

5. Территориальные органы  центральных исполнительных органов  и государственных органов, непосредственно  подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты.

6. Принимаемые государственными  органами и должностными лицами правовые акты индивидуального применения не являются 
нормативными правовыми актами. [6, с. 68]

Структура нормативного правового акта.

1. Основным структурным  элементом нормативного правового  акта является статья или пункт,  содержащие в себе нормы права.  В виде статей с наименованием  "статья" нормы права включаются  в законодательные акты. Иные  нормативные правовые акты состоят из пунктов, без их наименования словом "пункт".

2. Близкие по содержанию  статьи (пункты) значительных по  объему нормативных правовых  актов могут объединяться в  главы. Несколько глав, близких  по содержанию, могут объединяться  в разделы, а разделы, в свою очередь, могут объединяться в части нормативного правового акта.

3. В больших по объему  главах могут выделяться параграфы  нормативного правового акта  и части параграфа, а в больших  разделах могут аналогично выделяться  подразделы.

4. Статьи нормативного  правового акта могут подразделяться  на пункты, содержащие отдельные  нормы права, а пункты - на подпункты.  Внутри статей, пунктов и подпунктов  могут быть части - логически  законченные отдельные нормы  права, выделяемые абзацами.

Абзацем считается часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с заглавной буквы. Абзацы заканчиваются точкой с запятой (кроме первого и последнего абзацев части).

В кодексах могут быть использованы другие обозначения внутренней структуры.

5. Каждая статья (пункт), а также главы, разделы и  части нормативного правового  акта нумеруются арабскими цифрами.  Нумерация статей (пунктов) является сквозной для всего нормативного правового акта. Самостоятельной и сквозной является также нумерация разделов и частей нормативного правового акта.

6. Нумерация пунктов  и подпунктов статьи самостоятельна  для каждой статьи, а в нормативных  правовых актах, в которых основным структурным элементом является не статья, а пункт, самостоятельна нумерация подпунктов каждого пункта. Самостоятельной, а не сквозной, является также нумерация параграфов в каждой главе и нумерация подразделов в каждом разделе нормативного правового акта.

7. Номера подпунктов в пунктах  статьи обозначаются арабскими  цифрами со скобкой.

8. В случаях, когда необходимо  разъяснить цели и мотивы принятия  нормативного правового акта, основные  задачи, которые перед ним стоят,  изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула).

9. При необходимости уточнения  терминов и определений, используемых  в нормативном правовом акте, в нем помещается статья, разъясняющая  их смысл.

10. В целях удобства пользования  каждая глава нормативного правового акта, его раздел, часть, а также параграфы глав и подразделы разделов должны иметь заголовки. Заголовки должны иметь и статьи законодательных актов. [7, с. 95]

Небольшие, не имеющие глав, законодательные  акты могут не иметь заголовков статей.

11. Необходимым структурным элементом кодексов, а в случаях, когда это признает необходимым уполномоченный орган, и других крупных нормативных правовых актов является оглавление.

12. В структуру  нормативного правового акта  могут включаться приложения. 
                    

 

 

 

Глава 2. Толкование нормативных правовых актов

 

2.1 Официальное толкование норм Конституции

Официальное толкование подзаконных актов дают органы или  должностные лица, их принявшие (издавшие). Смысл подзаконных нормативных  актов при их толковании должен раскрываться в полном соответствии с законодательными актами.

Соответственно, неясным остается вопрос- кто может толковать законодательные  акты?

В Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 октября 1997 г. N 17/2 разъяснено, что Конституция Республики Казахстан не предусматривает наделение Парламента правом официального толкования законов, в том числе конституционных.

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 21 декабря 1995 г. N 2709 “О Прокуратуре Республики Казахстан” в статье 26 предусматривает, что при наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов может повлечь его ненадлежащее применение органом или должностным лицом, либо гражданином, прокурор разъясняет содержание закона, а в необходимых случаях - предусмотренную ответственность за нарушение закона. 
В остальном вопрос официального толкования законодательных актов остается открытым.

Опубликование НПА. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан (кроме актов, содержащих государственные секреты Республики Казахстан и иную охраняемую законом тайну), публикуются в официальных изданиях.

Законодательные акты Республики Казахстан  публикуются в Ведомостях Парламента Республики Казахстан и газетах, являющихся официальными изданиями: "Егемен Казакстан", "Казахстанская правда", "Зан", "Юридическая газета".

Указы Президента Республики Казахстан, постановления Правительства  Республики Казахстан публикуются  в Собрании актов Президента и  Правительства Республики Казахстан, а при необходимости их широкого и немедленного опубликования - также  в газетах: "Егемен Казахстан", "Казахстанская правда", "Зан", "Юридическая газета". 
Нормативные правовые акты центральных исполнительных и иных центральных государственных органов публикуются в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, издаваемом Министерством юстиции Республики Казахстан (к сожалению, в этом издании нормативные правовые акты органов исполнительной власти публикуются с большим опозданием и далеко не все).

При наличии у этих государственных органов своих официальных изданий, их нормативные правовые акты могут быть официально опубликованы в этих изданиях (например: Вестник Нацбанка РК).

Во всех случаях, когда  законодательством предусмотрена  государственная регистрация нормативных  правовых актов, они могут быть опубликованы лишь после государственной регистрации.

Затрагивающие права, свободы  и обязанности граждан решения  маслихатов и акимов публикуются  в газетах и иных периодических  изданиях, определенных маслихатами  и акимами для официальных публикаций. 
Не допускается официальное опубликование нормативных правовых актов в неполном изложении, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну. 
В правоприменительной практике должны использоваться официальные публикации нормативных правовых актов. [7, с. 96]

Относительно юридической  силы электронных документов, содержащихся в различных базах данных и  справочно-правовых системах следует  отметить следующее.

В Республике Казахстан не существует и не существовало электронных баз данных, сведения из которых (распечатки документов, ссылки и т.п.) имели бы силу официальных для судебных и прочих государственных органов.

Действительно, РЦПИ является держателем Государственного реестра  НПА. Однако, продаваемая РЦПИ для всеобщего пользования база данных “Законодательство” не является эталонным банком нормативных правовых актов. Соответственно, документы, включенные в нее не имеют статус официально опубликованных и эталонных.

Неофициальное опубликование нормативных правовых актов допускается только после их официального опубликования.

Прямое действие нормативных  правовых актов

1. Все нормативные  правовые акты имеют прямое  действие, если иное не оговорено  в самих нормативных правовых  актах или актах о введении их в действие.

2. Для применения нормативных  правовых актов, вступивших в  силу, не требуется каких-либо  дополнительных указаний.

3. Если в самом нормативном  правовом акте указано, что  какая-либо его норма права  применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным нормативным правовым актом. До принятия дополнительного нормативного правового акта действуют нормативные правовые акты, ранее регулировавшие соответствующие отношения. [8, с. 100]

Противоречия норм права  различных нормативных правовых актов

1. При наличии противоречий  в нормах нормативных актов  разного уровня действуют нормы  акта более высокого уровня.

2. Нормы законов в  случаях их расхождения с нормами  кодексов Республики Казахстан могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений.

3. При наличии противоречий  в нормах нормативных правовых  актов одного уровня действуют  нормы акта, позднее введенные  в действие.

 

2.2 Основные  и производные виды нормативных правовых актов 

 

1. Нормативные правовые  акты подразделяются на основные  и производные.

2. К основному виду  нормативных правовых актов относятся:

1) Конституция, конституционные  законы, кодексы, законы;

2) указы Президента  Республики  Казахстан,  имеющие  силу 
конституционного закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

3) нормативные постановления  Парламента Республики Казахстан  и его палат;

4) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;

5) нормативные постановления  Конституционного Совета, Верховного  Суда Республики Казахстан и  Центральной избирательной комиссии  Республики Казахстан;

6) нормативные приказы  министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов;

7) нормативные постановления  государственных комитетов, нормативные  постановления иных центральных  государственных органов;

8) нормативные правовые  решения маслихатов, нормативные  правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов. [8, с. 32]

3. К производному виду  нормативных правовых актов относятся:

1) регламент - нормативный  правовой акт, регулирующий внутренний  порядок деятельности какого-либо  государственного органа и его структурных подразделений;

2) положение - нормативный  правовой акт, определяющий статус  и полномочия какого-либо государственного  органа или его структурного  подразделения;

3) правила - нормативный  правовой акт, определяющий порядок  организации и осуществления какого-либо вида деятельности;

4) инструкция - нормативный  правовой акт, детализирующий  применение законодательства в  какой-либо сфере общественных  отношений.

4. Нормативные правовые  акты производных видов принимаются  или утверждаются посредством  нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида.

Информация о работе Нормативный правовой акт – понятие и характеристика