Нормативный правовой акт – понятие и характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

Содержание

Введение
Глава 1. Нормативно-правовые акты: понятие и виды
1.1. Общие сведения
1. 2. Иерархия нормативных правовых актов
Глава 2. Толкование нормативных правовых актов
2.1 Официальное толкование норм Конституции
2.2 Основные и производные виды нормативных правовых актов
2.3 Регистрация нормативных правовых актов в Министерстве юстиции Республики Казахстан
Глава 3. Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
3.1 Действие нормативно-правового акта во времени
3.3 Действие нормативно-правового акта в пространстве
3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП тема НПА1.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

5. Территориальные органы  центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты.

6. Принимаемые государственными  органами и должностными лицами  правовые акты индивидуального  применения не являются 
нормативными правовыми актами.

 

2.3 Регистрация нормативных правовых актов в Министерстве юстиции Республики Казахстан

 

Государственной регистрации в Министерстве юстиции РК подлежат нормативные правовые акты центральных исполнительных и иных центральных государственных органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства РК, и акты местных представительных и исполнительных органов РК, имеющие общеобязательное значение, межведомственный характер или касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, за исключением нормативных постановлений Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан. Законодательные акты, акты Президента РК и Правительства РК регистрации в Минюсте не подлежат.

Решение вопроса о  необходимости государственной  регистрации нормативного правового  акта является прерогативой Министерства юстиции Республики Казахстан. Нормативные  правовые акты представляются в регистрирующий орган в течение двух недель с момента их утверждения. 
Государственная регистрация нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан. 
Государственная регистрация нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов осуществляется территориальными органами юстиции.

Государственная регистрация  нормативного правового акта включает в себя:

1) юридическую экспертизу на соответствие акта законодательству Республики Казахстан;

2) принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

3) присвоение зарегистрированному акту регистрационного номера;

4) внесение в реестр государственной регистрации нормативных правовых актов;

5) направление зарегистрированных нормативных правовых актов в Республиканский центр правовой информации для внесения их в Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Акты, не прошедшие государственную  регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров в суде. [9, с. 45]

 

Глава 3. Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц

 

3.1. Действие нормативно-правового акта во времени

 

Действие нормативно-правового  акта во времени предполагает установление процедуры, которая определяет вступление в силу нормативно-правового акта, а также утраты его юридического значения. Момент начала действия нормативных актов определяется двумя правилами:

– если в нормативном  акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу;

– если в нормативном  акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом.

Как правило, сначала  издается специальный закон, устанавливающий  временные характеристики акта. Определять последовательность действий по приданию закону юридической силы, вступлению в силу также может и Конституция.

Многие законы предваряются специальным актом о введении в действие закона, в том числе  действия во времени. Этим актом может  устанавливаться конкретная дата введения закона в действие.

"Используются и  такие формулировки – закон действует с момента опубликования, с момента принятия или подписания. Весьма распространена и формула поэтапного введения в действие закона, когда какая-то его часть вводится в действие с момента наступления специального условия (появления иного закона, наступления каких-то социальных обстоятельств и т.д.)" [2, с.500].

Действие нормативных  актов прекращается:

– в случае прямой отмены;

– по истечении срока, на который принят нормативный акт;

– в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам или тем же вышестоящим органом" [7, с.227].

С действием нормативных  актов во времени связаны вопросы  их обратной силы и переживания. Здесь  действует общее правило, закрепленное, в частности, в Конституции РК. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу.

 Придание закону  обратной силы возможно лишь  в двух случаях: 

– если в самом законе об этом сказано;

– если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

"Нормативные акты  утрачивают свою силу (прекращают  действие) на следующих основаниях:

– по истечении срока  действия акта, на который он был  принят;

– в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

– на основании прямого  указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена)" [4, с.296]. Например, обратную силу могут иметь  законы, отменяющие налоги или снижающие  размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе.

Переживание закона –  это применение отмененного, уже  не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в  момент его действия. Например, к  преступлениям применяется, как  правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

 

3.2. Действие  нормативно-правового акта в пространстве

 

Действие нормативного акта в пространстве также имеет  множество аспектов, особенностей. В этой сфере главное, что выделяет теория права – неразрывную связь правовой системы с территориальным устройством государства. Действие определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Территория Республики Казахстана включает в себя сушу, внутренние воды, прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), недра, территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.

Действие нормативных  актов в пространстве зависит  от:

– уровня государственного органа, принявшего данный акт;

– юридической силы" [4, с.297].

Единая правовая система  обеспечивает суверенитет государства. Однако могут вводится законы, которые действуют на определенной территории, что специально оговаривается в тексте самого закона. Ограничивает действие некоторых законов и введение на какой-либо территории чрезвычайного положения.

Нормативные акты распространяют свое действие:

– на территорию своей страны (как правило, конституционные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

– на территорию субъекта Республики (акты органов государственной  власти и управления субъекта РК, которые  не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов местных органов);

– на территорию, указанную  в самом нормативном акте;

– на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие законов в  пространстве определяется рядом положений. Так, важным является правило, что каждое государство имеет право применять законы в пределах своей территории. Не менее значима и проблема применения иностранных законов на территории государства. Действуют и даже имеют приоритет в случае коллизий правила международных, межгосударственных договоров. Эти коллизии возникают при разрешении конкретных дел. Понятно, что коллизионные проблемы являются предметом главным образом науки международного права" [2, с.502].

В политической сфере  на территории государства действуют законы собственного государства, в частности уголовные законы. Территориальная характеристика действия собственных законов обеспечивает суверенитет государства.

При разрешении вопроса  о том, какой закон должен действовать  в конкретном случае – отечественный или иностранный, принимается во внимание природа тех правовых отношений, которые регулируются каждым законом.

"В дореволюционной  юридической литературе для этих  целей выделяли так называемую  статутную теорию, которая различала  правовые статусы. Утверждалось, что все вопросы, возникающие относительно состояния лица, решаются на основании законов его родины. Законы, которые определяют имущественное положение, имеют двоякое действие. В отношении движимого имущества возникающие споры, столкновения разрешаются на основании законов того государства, где проживает владелец движимого имущества. Во втором случае все споры разрешаются по законам местонахождения вещи. Наконец, может быть и смешанный случай, когда вопросы решаются договорами о том, какие законы будут применяться при решении конкретных споров" [2, с.502].

В ряде случаев, хотя закон  и действует на всей территории, он распространяется лиц на определенный круг лиц.

3.3. Действие  нормативно-правового акта по  кругу лиц

 

Нормативно-правовые акты государства по общему правилу распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории данного государства. Таким образом, под действие нормативно-правовых актов любого государства подпадают граждане данного государства (в том числе и лица с двойным гражданством - бипатриды), иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории государства.

Граждане обладают общим правовым статусом. Его наличие не исключает  особенностей правового положения  отдельных категорий граждан (молодежь, пенсионеры, инвалиды, военнослужащие и т.д.), которые могут обладать специфическими правами, льготами, на которых могут налагаться особые обязанности, к которым могут применяться специфические меры ответственности.   Действие нормативно-правовых актов внутреннего действия, принимаемых министерствами и ведомствами, распространяется только на сотрудников (рабочих, служащих) данного ведомства. Эти документы обычно регламентируют вопросы труда, служебной деятельности, заработной платы и т.д.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц можно рассматривать еще и в следующем аспекте: адресатами предписаний, содержащихся в нормативных актах, являются физические лица, разнообразные негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, должностные лица, государственные органы, государство в целом (23, стр.25).

Имея в виду правовое положение иностранных граждан  и лиц без гражданства, принципиально  важно уяснить следующее положение - они не могут быть участниками  целого ряда правоотношений, они не имеют тех прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства. Иностранцы и лица без гражданства, к примеру, не обладают избирательным правом, не могут быть служащими государственного аппарата, не привлекаются к службе в вооруженных силах, не могут нести уголовную ответственность за измену государству и т.д.(34, ст.356). Кроме того, существуют особенности правового положения иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом. В случае совершения на территории Республики Казахстан преступлений лицами, пользующимися дипломатическим иммунитетом, вопрос об их уголовной ответственности разрешается дипломатическим путем (34, ст.5).

После всего сказанного о пределах действия нормативно-правового акта, можно отметить следующее: к изменениям  законодательства народ привыкает медленно, мало того, «непостоянство законодательства снижает потенциал государства в узком и широком смысле, усиливает правовой нигилизм у населения и злостное уклонение от выполнения требований закона»(30, стр. 241 речь). История права показала: «стабильность государства и правопорядка в нем находятся в прямой зависимости от степени изменчивости законов» (8, стр. 86). 

 

 

Заключение

 

Теоретические  исторические  наработки  по  вопросу   «нормативно-правового  акта»  позволяют  создать  любому  современному   государству прозрачную  и  доступную  систему   законодательства,  характерную   для демократического общества. Реализация данного положения в первую очередь зависит от общественно-политического строя и  социальной  направленности государства.

Для  правоприменения  знание  теории   особенностей   «нормативно-правового акта» позволяет  не только решать сложные практические вопросы, но и прогнозировать  ход  развития  законодательства  с  учетом  местных социально-политических условий.

Развитие  законодательства - одно из важнейших направлений реформы правовой системы. От его состояния зависит наличие  связей  между  всеми элементами правовой системы, а  также  между  ней  и  иными  социальными системами   (экономической,   политической   и   др.). Анализ   состояния законодательства помогает более предметно выявить как  позитивные  черты, так и недостатки всех элементов  правовой  системы,  очертить  пути  их дальнейшего реформирования.

Одним    из    важнейших    принципов    развития    национального законодательства является строгое соответствие законопроектов  положения Конституции страны. В  условиях  реформирования  социально-политического строя страны необходима переориентация всего массива  законодательства в соответствии с Конституцией,  формирования  ряда  принципиально  новых правовых  институтов.  Законотворчество,  однако, должно   не   только следовать  конституционным  нормам,  но  и  обеспечивать  реализацию  ее положений. Конечной целью реформы законопроектной деятельности  является превращение  ее  в  эффективный  инструмент  гражданского   общества   с социально ориентированной рыночной экономикой.

Информация о работе Нормативный правовой акт – понятие и характеристика