Норма права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Задачей данной работы является определение роли правовых норм в общественной жизни человека и их классификация, анализ их соотношения и взаимодействия с прочими социальными нормами, их функционирования в условиях различных политических режимов. В этом исследовании предпринята попытка сравнения точек зрения различных авторов по вышеперечисленным вопросам.

Содержание

Введение
1. Норма права и ее признаки
2. Виды правовых норм
3. Структура норм права
4. Гипотеза нормы права и ее признаки
5. Диспозиция норма права и ее виды
6. Санкция нормы права и ее виды
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство Образования Российской Федерации.docx

— 75.61 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  Российской Федерации

Санкт-Петербургский Государственный  Морской Технический Университет

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Теория  государства и права»

на тему:

"Норма права"

Выполнил: студент I курса  гр. 5100

Сарапова М. С.

Проверил: доцент Малышева Н. И.

2009г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Норма права и ее признаки

2. Виды правовых норм

3. Структура норм права

4. Гипотеза нормы права и ее  признаки

5. Диспозиция норма права и  ее виды

6. Санкция нормы права и ее  виды

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Понятие норм права относиться к  числу важнейших категорий теории государства и права.

С помощью термина «норма» могут  обозначаться как определенные статические  закономерности, существующие в природе  и обществе ( например, норма осадков, норма прибыли), так и правила  поведения людей в обществе.

Норма права относиться к числу  последних. Это правило содержащее дозволения, разрешение, ограничение, запрет либо наложение позитивной обязанности. Иначе говоря, норма права есть правило, определяющее то, как можно  или должно поступать при тех  или иных обстоятельствах.

Нет в правовой системе другого  составного элемента, который был  бы связан с иными столь тесно  и непосредственно, как нормы  права. Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом  только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами. Прежде всего  через них, на их основе происходит воздействие государства на правовую систему общества в целом и  на составляющие ее элементы в отдельности.

Трактовка права как системы  норм права, по существу, означает и  вообще логически допустима лишь при условии, что прежде всего  само право в целом мыслиться  как единая норма права и именно как позитивно-правовая норма (с  соответствующими структурными компонентами - диспозицией, гипотезой и санкцией). Понимание (и понятие) права в  целом как единое (основополагающее исходной и вместе с тем придельной, всеобщей, высшей, генеральной, основной) позитивно-правовой нормы логически  предшествует пониманию (и понятию) отдельной нормы права в качестве системного элемента права. Понятие  права в целом как единой нормы  права составляет юридико-логическую основу понимания права как системы  норм права и включает в себя понятие  отдельной нормы права как  элемента этой системы.Нормативность  является неотъемлемой частью человеческого  общества, она выступает не только формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей, но и формой развития всех природных  явлений. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе, поэтому закономерные связи, возникающие  в ходе этого взаимодействия, приобретают  форму нормативности. Эта нормативность  присуща всему процессу исторического  развития человечества. Нормативность - это также свойство права, выявляющее его смысл и предназначение.

В процессе становления общества в  современном его значении система  социальных норм постоянно усложнялась, постепенно подразделяясь на различные  группы, такие как нормы морали, нормы обычаев, нормы традиций и  ритуалов, нормы общественных организаций, экономические, религиозные, эстетические нормы и, наконец, нормы права, являющиеся предметом данного исследования. Система социальных норм соответствует  достигнутой ступени экономического, социально-политического и духовного  развития общества. В них находят  отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности  жизни страны. В этой системе заключается  определенный стандарт поведения установленный  как постепенно - в процессе исторического  развития - так и (применительно к  нормам права) при активном участии  государства.

Задачей данной работы является определение  роли правовых норм в общественной жизни человека и их классификация, анализ их соотношения и взаимодействия с прочими социальными нормами, их функционирования в условиях различных  политических режимов. В этом исследовании предпринята попытка сравнения  точек зрения различных авторов  по вышеперечисленным вопросам.

1. НОРМА ПРАВА И ЕЕ  ПРИЗНАКИ

Норма права -- это правило поведения, установленное или санкционированное  государством, элементарная частица  права, относящаяся к нему как  часть к целому. Обоснованно, что  норма права - это и не форма, и  не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержаниями и формой в системообразующих  процессах с другими нормами  составляет содержание права в целом.

Норме права как части системы  в той или иной степени свойственны  существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению  права в целом.

Норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное  и охраняемое государством правило  поведения, выражающее обусловленную  материальными условиями жизни  общества волю и интересы народа, активно  воздействующие общественные отношения  с целью их упорядочить.

Никакое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Их полное научное определение  предполагает выяснение присущих норме  права специфических признаков (свойств).

Во-первых, норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на существенные черты поведения, т.е. рассматривает  как вид общественного отношения. Эти признаки, включены в текст  нормы, становятся правилами поведения, обязательными к реализации.

Нормы права содержат указания на существенные признаки поведения, свойственные каждому из неопределенного числа  конкретных индивидуальных поступков, отношений, которых государство  намеренно подвергнуть правовому  регулированию.

Во-вторых, норма права является повелительным предписанием независимо от того, каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Предписание  в любом случае находится под  охраной государства, так как  оно им установлено, то предусмотрены  и меры, принуждающие к его исполнению.

В-третьих, норма права представляет собой определенный метод воздействия  на регулируемые отношения. При этом методы регулирования совершенно несхожи, как и сами отношения. В этот метод  включается: обстоятельства, при которых  применяется норма; круг участников отношений, регулируемых этой нормой; взаимные права и обязанности; санкции  за невыполнения обязанностей.

В-четвертых, норма права - общеобязательное правило поведение. Оно имеет  значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категории людей (общества в целом) как возможных (или реальных) участников конкретного вида общественного  отношения. Иначе говоря, она рассчитана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому, что норма права как  абстрактная модель поведения предполагает ее неоднократное действие, а следовательно, и «захватить» в поле своего притяжения она может потенциально каждого  члена общества.

В-пятых, абстрактность нормы права  вовсе не означает неопределенности ее содержания. Как раз наоборот, норма права потому и является таковой, что содержит в полнее конкретное правило поведения. Например, статья 16 Гражданского Кодекса Р.Ф. определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иного правового акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующими субъектами федерации или муниципальным  образованием. Здесь типичный пример нормы права с полным и точным указанием признаков правила  поведения. Каждый индивидуальный случай причинения убытков гражданину или  юридическому лицу попадает под действие этой нормы, т.е. она регулирует все  повторяющиеся индивидуальные отношения  данного вида. Благодаря тому, что  она постоянно воздействует на этот вид отношений, ее требования реализуются  всеми как обязательные для каждого, кто причастен к возмещению убытков.

Таким образом, норма права повторяющиеся  вид общественных отношений, так  как не исчерпывается однократной  реализацией, а охватывает все возможные  индивидуальные случаи. В силу этого  норма права - общее и общеобязательно  правило поведения.

В-шестых, содержание правовой нормы  определяется объективной природой того вида общественных отношений, упорядочить  которые она признана. Оно формируется  под влиянием социального опыта  регулирования, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок, ориентаций государства  и других факторов.

Норма права - это общее правило, которое вбирает в себя все  богатство социального опыта  общества и государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного. Норма права является научным, объективно обоснованным предписанием - моделью  общественного отношения, отражающей интересы общества в развитии данного  отношения.

Общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы. Общее  в праве в конечном счете есть отражение того реального общего, которое объективно существует многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида.

В современных условиях совершенствования  норм права идет по двум основным направлениям: улучшается содержание норм, т.е. укрепляется  их «истинность»; упорядочивается их структура и система в целом.

Первый путь характеризуется тенденцией ко всей более точному отражению  потребностей общественной жизни, без  чего невозможно обеспечить рост эффективности  действия норм права как регуляторов  общественных отношений. Поэтому совершенствовать необходимо весь комплекс норм - обязывающих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В  рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношениях с помощью всех этих элементов  правовой нормы.

Основными усилиями, позволяющими добиваться совершенствования норм права, Являются: точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки; соответствие норм права  требованиям морали и правосознания; соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей  системы права в ходе принятия новых норм; учет в процессе нормотворчества  общих принципов регулирования  и управление общественными процессами.

Подведем краткие итоги:

1. норма права может быть определена  в качестве исходящего от государства  и охраняемого им общеобязательного  правила поведения, которое закрепляет  за участниками общественного  отношения данного вида юридические  права и налагает на них  юридические обязанности;

2. правовая норма является общим  правилом поведения, т.е. его  образцом, эталоном;

3. правовая норма - правило абстрактного, обобщенного характера, первичный  элемент права как системы;

4. правовая норма - государственно- властное предписание;

5. правовая норма - явление широкое,  многоплановое и в то же  время конкретное по содержанию.

2. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

Научно обоснованное подразделение  правовых норм на отдельные виды имеет  большое практическое и теоретическое  значения. Оно позволяет точно  определить место каждого вида юридических  норм в системе права, уяснить  их функции и роль в механизме  правового регулирования, определить границы регулирующего воздействия  правовых норм отдельного вида на общественные отношения, а также совершенствовать правотворческую и правоприменительную  деятельность.

Во-первых, правовые нормы можно  подразделить на виды в зависимости  регулируемого вида общественных отношений (предмета правового регулирования) на:

- конституционные Об особенностях  конституционных норм подробнее  см.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М. 2001, С. 173-185.;

- гражданские;

- административные;

- уголовные;

- трудовые;

- нормы семейного права и  т.п.

Во-вторых, нормы права, принадлежащие  к различным отраслям, можно подразделить на две большие группы:

- материальные, которые выражают  содержание правомерной деятельности  граждан, их объединений, государственных  органов и иных субъектов, определяют  их правовой статус. Материальные  нормы формулируют правомочия  и обязанности субъектов права,  отвечают на вопрос: «что делать?».

Например: «Носителем суверенитета и  единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный  народ» (ст. 3, ч. 1 Конституции Российской Федерации). Или: «В Российской Федерации  признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права и  в соответствии с настоящей Конституцией» (ст. 17, ч. 1 Конституции РФ); или: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто  не может быть основанием для его  умаления» (ст. 21, ч. 1 Конституции Российской Федерации);

- процессуальные, которые призваны  обеспечить претворение в жизнь  материальных норм, закрепляя порядок,  способы, формы их осуществления.  Процессуальные нормы содержат  ответ на вопрос: «как?», «каким  образом реализуются материальные  нормы?».

Следует заметить, что, как правило, процессуальные нормы содержатся в  нормативных правовых актах, устанавливающих  некоторые юридические процедуры (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный  конституционный закон «О Конституционном  Суде Российской Федерации, Федеральный  конституционный закон «О Правительстве  Российской Федерации» и т.п.). К примеру: «Решение по вопросу о принятии обращения  к рассмотрению принимается Конституционным  Судом Российской Федерации в  пленарном заседании не позднее  месяца с момента предварительного изучения обращения судьей (судьями)» (ст. 42, ч. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Информация о работе Норма права