Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - исследовать категорию «норм права». Исходя из поставленной цели можно поставить следующие задачи:
- исследовать понятия норма права, её признаки;
- рассмотреть структуру и особенности правовой нормы
Введение…………………………………………...3
Глава I. Понятие и признаки нормы права …………………………………5
1.1. Понятие нормы права………………………………………………………..5
1.2. Признаки нормы права…………….………………………………………..8
Глава II. Характеристика норм права…………………………………….12
2.1. Структура правовой нормы……………………………………………12
2.2. Способы изложения норм права………………………………………18
2.3. Классификация норм права……………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………28
Библиографический список………...…………………………………..
Типичные нормы являются правилами поведения. Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определённые права и обязанности, а так же способы их защиты. Типичными эти нормы права называются потому, что норма права по определению является правом поведения (кроме них в нормативных актах содержатся и предписания, правилами поведение не являющимися, - так называемые нетипичные нормы права, которые будут рассмотрены ниже).
Типичные нормы права подразделяются на регулятивные и правоохранительные.
Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государств. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т.е. от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими, управомочивающими.
Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определённые действия, требуют активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан» и т.п. Так в ч. 1 ст. 614 ГК РФ указано: «Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом». Статья 59 ТК РФ гласит: «Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее сорока двух часов». Часть 1 ст. 80 СК РФ: «Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей». Обязывание может быть выражено и без использования специальных глаголов, например: «Государственная Дума избирается сроком на четыре года».
Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определённых действий. При их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т.п. Например: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд», «Не подлежит возмещению вред, причинённый в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены её пределы».
Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение определённых действий. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «возможно», и т.п. Так в ч.2 ст. 405 ГК РФ указано: «Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков». «Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством. Орган рассматривающий трудовой спор, вправе учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду, а так же соответствие дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка».
Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного принуждения.
Так, в ст. 329 УК РФ указано: «Надругательства над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ – наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев , либо лишением свободы на срок до одного года».
Статья 180 КоАП РФ гласит: «Умышленная порча паспорта, а так же небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату,- влечёт предупреждение или наложение штрафа размере до пяти минимальных заработных плат».
Таким образом, регулятивные
нормы устанавливают
Нетипичные (или специализированные) нормы права называются так потому, что они не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определённые положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Их иногда именуют даже не нормами права, а исходными, отправными, учредительными предписаниями. Как свидетельствует юридическая практика, современное правовое регулирование становится эффективным именно благодаря сочетанию в нормативном материале как типичных, так и нетипичных норм права. Среди специализированных норм права обычно выделяют общезакрепительные, декларативные (целеустановительные) и дефинитивные нормы.
Общезакрепительные нормы права в обобщенном виде закрепляют определённые состояния общественных отношений, к примеру, основы социологии, экономического, политического строя.
Декларативные нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой деятельности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности.
Различия между
Дефинитивные нормы права законодательно закрепляют определённые юридические понятия.
По объёму регулирования общественных отношений выделяются: общие нормы права, которые регулируют определённый род общественных отношений, и специальные нормы права, которые регулируют соответствующий вид общественных отношений, т.е более узкий их круг по сравнению с общими нормами права. Специальные нормы конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Следует отметить правило: специальная норма отменяет в части своего действия общую норму.
В рамках специальных норм права, а иногда и в качестве самостоятельного вида в данной классификации указывают так же на исключительные (чрезвычайные) нормы права. Последнее устанавливают изъятия из общих (или из общих и специальных) норм. Здесь направление правового регулирования противоположно направлению, обозначенному в общих и специальных нормах. При их изложении используются, как правило, выражение «в исключительных случаях», «в виде исключения» и т.п. при уяснении специфики исключительных норм права важен, прежде всего, момент осознания исключительности, нестандартности, иногда даже чрезвычайности ситуации, в которой оказываются субъекты права.
Направления правового регулирования общественных отношений общими и специальными нормами совпадают.
Деление правовых норм на определённые и относительно определённые выражает степень и вид юридической регламентации поведения адресатов норм, меру их самостоятельности в процессе осуществления правовых норм. Различная степень определённости может быть свойственна гипотезам (если при определении условий реализации правовой нормы предусмотрена возможность выбора юридических фактов) и диспозициям (если указаны альтернативные варианты поведения). С этим связано деление правовых норм на императивные(категорические) и диспозитивные, характеризующие связь гипотезы и диспозиции. Если в числе обстоятельств, обуславливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции (быть или не быть этому отношению?), либо если им обусловлено право определить, уточнить, конкретизировать будущие права и обязанности (какого содержание будущего правоотношения?), нормы относятся к диспозитивным; если и основания возникновения правоотношения, и его содержания твёрдо и детально определены нормативным актам, то нормы относятся к императивным. По существу, диспозитивные все управомочивающие нормы, коль скоро носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им; однако различна степень определённости условий возникновения и использования права, его границы, степень регламентации порядка его осуществления.
Ряд отношений и линий поведения их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; различные формы и способы их соединения предопределены из необходимостью сочетания точной правовой регламентации ряда сторон общественных отношений (особенно тех, которые связаны с распоряжением материальными ценностями либо с применением государственного принуждения) со свободой, самостоятельностью и активностью участников общественных отношений.
Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определённость количественных (сроки, размеры, периодичность, доли, проценты и т.п.) и качественных (перечни видов имущества, описание действий, порядка их совершения и т.п.) условий применения и способа реализации правовой нормы, запрет иных, чем указано, действий. Диспозитивность обозначается как правило (возможность) поступить иначе, чем указано нормой, как в определении лишь цели, которая должна быть достигнута, использованиям «оценочных понятий» ( их содержание раскрывается в реализации права), и др.
От норм, содержащих оценочные понятия («при наличии достаточных доказательств…», «в случае производительной необходимости…», «при наличии уважительных причин…» и т.д.), отличаются как особый вид бланкетные нормы права, которые как правило, императивны, но диспозиция которых включает меняющейся элемент – правила, содержащихся в периодически обновляемых актах (правила движения, правила техники безопасности, санитарно технические - нормы, просто технические нормы, и др.). При применении бланкетных норм необходимо обратится к последним по времени издания актом, содержащим соответствующие правила, включаемые в диспозицию названных норм права. По своему бланкетные некоторые правовые нормы, применением которых невозможно без учёта моральных критериев; таковы, например, нормы об ответственности за оскорбление, клевету.
По юридической силе различают нормы права, содержащихся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах.
По сфере действия существуют нормы права внешнего действия и нормы права внутреннего действия. Последние, будучи принятыми соответствующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации.
Нормы права могут распространять своё действие или на всю территорию государства, или только на определённую его часть. В первом случае они издаются высшими (или центральными) органами государства и имеют один (в унитарных государствах) или два (федерациях) уровня. Существуют и нормы права, издаваемые местными органами государства и действующие только в пределах отдельных административно – территориальных единицах. Данные нормы права могут иметь так же иерархическую структуру (несколько уровней) в зависимости от административно – территориального деления государства. Кроме того, при создании по каким либо причинам в той или иной местности особого юридического режима появляются правовые нормы, которые издаются как высшими, так и местными органами государства, но которые распространяют своё действие только на данную местность.
По кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие своё действие только на определённую категорию лиц, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодёжь, врачей и т.д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.
По времени действия существуют нормы права постоянного действия, их абсолютное большинство и нормы права временного действия т.е. действия, заранее ограниченного определённым сроком.
В зависимости от способа выражения и закрепления, т.е. по источникам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах; нормы, закреплённые в нормативных договорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных или административных прецедентах; нормы, закреплённые в юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической наукой; нормы, закреплённые в религиозных догмах.
Кроме указанных существуют другие классификации правовых норм по различным основаниям.
Так, в зависимости от механизма правореализации выделяют нормы права непрерывного, постоянного действия, которые регулируют функционирующие постоянно в течении длительного времени те или иные общественные отношения (например, статусные, связанные с деятельностью любого должностного лица, иного субъекта права по реализации его правового статуса); и нормы дискретного действия, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, от влеизъявления людей. К примеру, привлечь человека к административной ответственности можно только после совершения им административного проступка, т.е. при наличии соответствующего юридического факта.
По степени активизации социально - полезной деятельности иногда выделяют поощрительные правовые нормы. Последние являются правилами, стимулирующими производственную, социальную, творческую активность личности. Государству выгодно, когда люди не просто соблюдают требования правовых норм, а совершают действия, превосходящее заложенный в праве минимальный уровень правомерности. Поэтому государство старается поощрять социально – активное поведение.
В зависимости от специфики объекта регулируемых общественных отношений выделяют социально – технические правовые нормы, которые устанавливают правила общения с различными техническими устройствами, правило поведения в отношении различных природных объектов.