Нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Предназначение и роль прокуратуры, место ее в системе государственных органов, функции, которые она выполняет, непосредственно связаны с историей этого государственного органа.
Прокуратура впервые была создана во Франции в XIII-XIV вв. Целью этого органа было укрепление абсолютизма, а существовал он как обвинительная и карательная структура.

Содержание

Введение
I.Деятельность прокуратуры
II.Трудные времена российской прокуратуры
III.Прокурорские реформы
IV.Значительное усиление органов прокуратуры в Российской империи.
V.Ограничение полномочий прокуратуры
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная Стас юстиция.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение             

I.Деятельность прокуратуры

II.Трудные времена российской прокуратуры

III.Прокурорские реформы

IV.Значительное усиление органов прокуратуры в Российской империи.

V.Ограничение полномочий прокуратуры

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предназначение и роль прокуратуры, место ее в системе государственных органов, функции, которые она выполняет, непосредственно связаны с историей этого государственного органа.

Прокуратура впервые была создана во Франции в XIII-XIV вв. Целью этого органа было укрепление абсолютизма, а существовал он как обвинительная и карательная структура.

В России инициатором создания прокуратуры как органа, который должен следить за соблюдением законности, был Петр I. Петр предполагал, что эта служба должна представлять интересы императора, государства, церкви и граждан, посредством надзора и контроля за действиями и решениями Правительствующего Сената, центральных и местных учреждений от имени власти.

История права позволяет утверждать, что в России петровского времени прокурорский надзор сочетал особенности французской прокуратуры (надзор за исполнением закона органом, при котором находится прокурор), элементы деятельности шведских омбудсменов (в задачи которых входила защита прав и свобод населения от нарушений со стороны властей), а также осообенности работы немецких фискалов. Не ообошлось и без русских «изобретений».

Петр I издает 17 марта 1714 г. Указ «О фискалах». Фискальная служба – предшественница  российской прокуратуры. Это была тайная служба. Обер-фискал состоял при Сенате, доносил о деятельности Сената царю. Должности фискалов были учреждены и в провинции, где боролись с казнокрадством, обеспечивали надзор за исполнением указов и регламентов, участие в делах без челобитчика. Но в первые годы существования фискальная служба практически не оказывала влияния на упрочение законности и правопорядка, причем общество относилось к деятельности фискалов негативно.

Эволюция фискальной службы начинается с подчинения фискалов Юстиц-коллегии, возникают новые формы надзора. В их числе надзор за самим Сенатом, учреждение должности генерал-ревизора для надзора за исполнением указов Сената. Частично надзорные функции несли царь и Сенат.В Сенате стали дежурить гвардейские офицеры. Они получили право доносить царю о злоупотреблениях и упущениях сенаторов и обеспечивали надзор за порядком производства и законностью при решении дел Сенатом.

Значимой датой можно считать 1722 год, когда Петр I учредил новый государственный институт – прокуратуру. Это произошло 13 января 1722 г. Был издан Указ «Об установлении должности прокуроров в надворных судах». В круг полномочий прокуроров входил надзор за фискалами (упразднены в 1729 г.), которые доносили обо всех замеченных ими злоупотреблениях прокурорам.

Целью появившегося органа было неуклонное проведение в России реформ Петра. Однако средства, которые были даны в руки прокурорам, носили только надзорный характер: император создал прокурорский надзор как систему контроля за работой Сената.

Выдержка из Высочайшего Указа Петра I: «…надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору».

Тогда же были введены должности прокуроров при надворных судах, в каждой коллегии, на периферии, а Петр I издал 17 апреля 1722 г. Указ «О хранении прав гражданских» и 27 апреля 1722 г. Указ «О должности генерал-прокурора».

Прокуроры назначались на должности Сенатом по предложению генерал-прокурора. За те или иные проступки они могли быть наказаны только Сенатом. Генерал-прокурор и обер-прокурор несли ответственность только перед императором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Деятельность прокуратуры

Первый в истории государства Российского генерал-прокурор граф Павел Иванович Ягужинский

Надзорная функция прокуратуры доминировала в ее деятельности очень долго, параллельно появилась функция надзора за судом. Генерал-прокурору подчинялись обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций, но подотчетен он был непосредственно императору. Следует отметить, что генерал-прокурор занимался и правотворчеством. Он мог предложить Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом.

Однако прокурор не пользовался решающим голосом ни по одному административному вопросу.

 

В функции прокуратуры были введены:

наблюдение за интересами казны;

надзор по арестантским делам;

надзор за местами содержания заключенных.

 

И до начала судебных реформ Александра II прокуратура продолжала выполнять только функцию административного надзора. Судебная, обвинительная или исковая деятельность лишь намечалась в российском законодательстве, а на практике была крайне незначительна.

Порядок действий прокуроров того времени был такой:

прокурор предъявлял протестанцию (принесение протеста в орган, нарушивший закон, или в вышестоящий орган);

генерал-прокурор надзирал за тем, чтобы Сенат рассматривал все относящиеся к его компетенции дела и действовал в соответствии с регламентом и императорскими указами.

Как осуществлялся надзор? Прокурор устно предлагал устранить нарушение. Если это не помогало, то письменный протест прокурора поступал в орган, нарушивший закон. Руководитель учреждения обязан был направить в вышестоящую инстанцию или Сенат вместе с протестом прокурора свои объяснения о причинах несогласия с прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливало действие того постановления, которое опротестовывалось.

Непосредственное уголовное преследование прокуратурой не осуществлялось. Прокуроры наблюдали только за ходом расследования дела и имели «попечение» об арестантских делах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Трудные времена российской прокуратуры

После смерти Петра I, в период правления Екатерины I, когда власть берет аристократия, роль прокуратуры в надзоре за соблюдением законов в государстве падает, идет частичное возрождение фискальной службы. Только в октябре 1730 г. были восстановлены должности генерал-прокурора и прокуроров в коллегиях и надворных судах.

Однако прокуратура была отменена в период регентства Анны Леопольдовны. Тогда 15 декабря 1740 г. был издан указ об утверждении обер-прокуроров в Сенате и Святейшем Синоде, которым упразднялась должность генерал-прокурора, а обер-прокурор был оставлен без подчиненных.

 

Такая ситуация продолжалась вплоть до правления Екатерины II. С приходом к власти прогрессивной императрицы роль прокурора в обществе стала возрастать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Прокурорские реформы

Сенат был разделен на департаменты, а генерал-прокурор контролировал всю их деятельность.

Практически к концу XVIII в. прокуратура становится не только надзорным органом, но и высшим органом управления общей компетенции.

Перед прокуратурой ставились благородные задачи: защита государства, справедливости и интересов российских подданных.

Появляются документы, которые регламентировали полномочия прокуроров («Учреждение для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г.). В главе «О прокурорской и стряпческой должности» устанавливались полномочия прокуроров по общему, судебному надзору, по надзору за местами лишения свободы, прописывались их должностные обязанности, в которые входило:

охранение общего благоустройства в губернии;

надзор по казенному управлению;

надзор по суду и расправе.

Во времена правления Павла I должность генерал-прокурора совмещалась с должностями министра юстиции, министра финансов и министра внутренних дел. Впоследствии с 1802 г. генерал-прокурор становится только министром юстиции, в его полномочия в том числе входит надзор за деятельностью суда.

 

 

 

 

 

 

 

IV.Значительное усиление органов прокуратуры в Российской империи.

В период царствования Александра I (1801-1825 гг.) 22 сентября 1802 г. вышел циркулярный ордер, согласно которому губернским прокурорам были прибавлены «подробные ведомости по делам о должностных и общеуголовных преступлениях», а в ведомостях о колодниках должны были уточняться сведения о режиме их содержания и состоянии тюрем. Впервые в истории российской прокуратуры документ возлагал на прокуроров надзор за следствием. В надзоре по делам гражданским главное внимание прокуроров должно было быть сосредоточено на соблюдении подсудности и пресечении волокиты.

Кроме генерал-прокурора высший надзор осуществлял Сенат, а на местах – губернаторы. Обер-прокуратура осуществляла надзор за решением дел в Сенате, она была связана с губернской прокуратурой подчинением генерал-прокурору.

В 1862 г., еще до судебной реформы, Государственный совет Российской империи принял Основные положения о прокуратуре, в которых определялись государственное назначение прокурорского надзора, его содержание, задачи и полномочия прокуроров. Назначение прокуратуры определялось как наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской империи. Причем основные положения о прокуратуре, которые были тогда приняты, регулировали организацию и деятельность прокуратуры на протяжении всего периода существования Российской империи:

единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора; осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры;

осуществление верховного надзора в империи генерал-прокурором, который одновременно являлся министром юстиции;

строжайшая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим;

несменяемость прокуроров;

независимость прокуроров от местных влияний при принятии ими любого решения.

В середине ХIХ в. ситуация изменилась. Правительство осознало, что существующая судебная система себя изжила и становится тормозом для общественного развития. В конце 40-х гг. начинается разработка нового процессуального законодательства. В результате происходит коренное изменение судоустройства, процессуального и отчасти материального права Российской империи:

происходит отделение судебной власти от исполнительной и законодательной;

прокуратуру лишили надзорных полномочий;

на прокуроров возложены обязанности уголовного преследования путем руководства дознанием и поддержания государственного обвинения в судах;

учреждена прокуратура при судах (окружных судах, судебных палатах и Сенате, который стал только судебным органом);

в одном лице объединились функции генерал-прокурора и министра юстиции;

устранен прокурорский надзор за судами и судебными следователями;

введен принцип независимости судей;

установлена единая подсудность новому суду всех сословий по уголовным и гражданским делам;

установлены новые принципы процесса: гласность, состязательность, устность;

учреждение института адвокатуры (присяжных поверенных).

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. в декоративном футляре.

Шло преобразование прокурорского надзора. В «Учреждениях судебных установлений» прокурорскому надзору посвящен раздел третий «О лицах прокурорского надзора». Согласно ему прокурорский надзор осуществляли обер-прокуроры, прокуроры и их товарищи под высшим наблюдением министра юстиции как генерал-прокурора. Прокуроры учреждались при всех судебных палатах и окружных судах. Обер-прокуроры состояли при кассационных департаментах и общем собрании Правительствующего Сената. Устав уголовного судопроизводства устанавливал, что прокуроры и их товарищи «предварительных следствий сами не производят, но имеют право давать предложения судебным следователям и наблюдать за производством следствия». Прокуратура фактически руководила дознанием, все материалы предварительного следствия поступали к прокурору, который обязан был ответить на вопросы:

подлежит ли дело ведению прокурорской власти;

следует ли обвиняемого предать суду или же дело о нем должно быть прекращено или приостановлено;

произведено ли следствие с надлежащей полнотой.

Он обязан был дать ход следствию в течение недели. Если прокурор считал, что обвиняемого надо предать суду, то свое заключение об этом излагал в форме обвинительного акта.

В Уставе гражданского судопроизводства 1864 г. предусматривалось, что прокурор дает заключение по делу. Заключение было обязательным по делам казенного управления, земских учреждений, городских и сельских обществ; по делам лиц, не достигших совершеннолетия, безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишенных; по вопросам подсудности пререкания между судебными и административными органами об устранении судей; по спорам о подлоге документов. То есть в случаях, когда в гражданском деле обнаруживаются обстоятельства, подлежащие рассмотрению уголовного суда; по просьбам о выдаче свидетельства на право бедности (как основание для освобождения от судебных издержек); по делам брачным и о законности рождения. При этом по брачным делам роль ответчика, в случае его отсутствия, выполнял прокурор. Он был обязан собирать и представлять суду доказательства об опровержении иска и имел все права тяжущегося.

Информация о работе Нормы права