Нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Предназначение и роль прокуратуры, место ее в системе государственных органов, функции, которые она выполняет, непосредственно связаны с историей этого государственного органа.
Прокуратура впервые была создана во Франции в XIII-XIV вв. Целью этого органа было укрепление абсолютизма, а существовал он как обвинительная и карательная структура.

Содержание

Введение
I.Деятельность прокуратуры
II.Трудные времена российской прокуратуры
III.Прокурорские реформы
IV.Значительное усиление органов прокуратуры в Российской империи.
V.Ограничение полномочий прокуратуры
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная Стас юстиция.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Прокурорское заключение излагалось устно после прения сторон. Оно должно было быть зафиксировано в протоколе судебного заседания и решении по делу. По брачным делам и о законности рождения в тех случаях, когда не было ответчика, а также о признании лиц умалишенными прокурор участвовал с правами стороны, в том числе правом обжалования судебных решений. По делам о признании лиц безвестно отсутствующими, умалишенными и расточителями, а также об исправлении актов гражданского состояния прокурор не только выступал с заключениями, но и имел право возбуждения дела.

 

 

 

V.Ограничение полномочий прокуратуры

Судебные уставы 1864 г. значительно ограничили сферу прокурорского надзора в гражданском процессе по сравнению со Сводом законов, изменили методы его осуществления. Возросла роль прокурора в уголовном процессе, но роль прокурорского надзора по гражданским делам стала второстепенной. Однако расширились полномочия прокуратуры с точки зрения внутреннего управления судебной системой, за прокуратурой остался надзор за соблюдением законов, касающихся прав граждан.

А сами органы прокуратуры составляли централизованную и стройную систему. Вышестоящие прокуроры имели право давать нижестоящим обязательные для исполнения указания, заменять нижестоящих прокуроров в суде гражданском и уголовном, но не могли требовать от них действий вопреки внутреннему убеждению, которое сложилось на основе изучения конкретного дела.

Смысл реорганизации прокуратуры состоял в ограничении прокурорского надзора судебной сферой, возложении на прокурора функций поддержания государственного обвинения в суде и в усилении надзора за дознанием и следствием. Прокуроры становились руководителями предварительного расследования. Вместо губернской прокуратуры появилась прокуратура, создаваемая в судебных округах. Реформа завершилась к началу ХХ в.

В прокурорском надзоре существовали две подсистемы: губернская и судебная прокуратура.

В апреле 1866 г. новые прокуроры и их товарищи приступили к своим обязанностям в десяти губерниях, в Петербургской и Московской судебных палатах. Комиссии, высочайше учрежденной для окончания работ по преобразованию судебной части, было поручено введение их в действие.

7 марта 1866 г. было принято новое Положение о губернской прокуратуре, которое действовало во всех губерниях, где еще не приступили к работе общие суды и соответствующие прокуроры. В этом акте законодатель, сохраняя губернскую прокуратуру, стремился максимально приблизить ее к суду, сократив по возможности функции общего надзора.

В отличие от новой прокуратуры губернская прокуратура вначале не осуществляла функции обвинительной власти. За ней сохранились некоторые обязанности надзора за местами лишения свободы, за губернскими по крестьянским делам присутствиями, за губернскими правлениями, полицией и другими органами. Губернские прокуроры оставались в непосредственном подчинении министру юстиции. Товарищи губернского прокурора в отличие от прежних стряпчих подчинялись только прокурору и были независимы от губернской администрации.

Судебная реформа 1864 г. была большим шагом вперед.

Развитие прокуратуры перед Октябрьской революцией

Во второй половине ХIХ – начале ХХ в. развитие системы прокурорского надзора проходило в двух основных направлениях:

вытеснение губернской прокуратуры по мере проведения судебной реформы на территории страны;

усиление надзора за судами и адвокатурой и наделение прокуратуры функциями государственного юрисконсульта.

После 1864 г. прокуратура стала одним из главных звеньев в государственном аппарате борьбы с революционным движением в стране. В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства судебное преследование по государственным преступлениям возлагалось на прокуроров судебных палат. Предварительное следствие по государственным преступлениям производилось одним из членов судебной палаты при обязательном личном присутствии прокурора палаты или его товарища. Кроме того, прокурор судебной палаты имел право до начала следствия поручить производство дознания по этим делам прокурору окружного суда или его товарищу либо полиции. Таким образом, именно прокуратуре принадлежало руководство расследованием государственных преступлений. Составлять обвинительный акт и поддерживать обвинение в суде по государственным преступлениям должны были прокуроры судебных палат, обер-прокуроры Сената, министр юстиции или его товарищ.

Усиление реакции в 70-80-х гг. привело к некоторым изменениям не только в деятельности прокуратуры, но и в ее статусе. Для усиления надзора за судами высшие чины прокуратуры вплоть до товарищей прокурора судебной палаты получили право ревизовать окружные и мировые суды. Таким образом, они по существу превращались в ревизионные органы Министерства юстиции. Постепенно усиливается и прокурорский надзор за деятельностью адвокатуры.

Прокуратура начинает участвовать в работе некоторых административных органов. Так, представитель прокуратуры был введен в состав губернского присутствия по крестьянским делам. Теперь прокурор осуществлял не только наблюдение за тюрьмами, но и практически принимал непосредственное участие в управлении ими. Впоследствии прокуроры вошли в состав практически всех губернских присутствий, которые представляли собой административные коллегиальные учреждения и состояли из губернских начальников различных ведомств. Прокурор участвовал в работе губернских присутствий по городским делам, воинским делам, фабричным делам, по земским делам и др., а также принимал участие в губернском правлении при освидетельствовании сумасшедших. А всего насчитывалось около 30 таких присутствий, комитетов и комиссий. В 1887 г. прокуратура была привлечена и к участию в составлении списков присяжных заседателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Со времени своего образования прокуратура осуществляла «надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей». Губернские прокуроры были уполномочены следить за скорейшим разрешением арестантских дел и ревизовать смирительные и работные дома. Соблюдение правил о содержании под стражей закон возлагал на прокуроров, которые были обязаны при отсутствии постановления уполномоченных на то мест и лиц немедленно освободить неправильно лишенного свободы, а при содержании не в надлежащем месте заключения принять меры к восстановлению порядка. Чины прокурорского надзора не могли входить в обсуждение по существу того или другого постановления, они были обязаны лишь удостовериться в том, есть ли требуемое законом постановление о содержании под стражею и уполномочено ли вообще на это законом то лицо или место, по распоряжению которого находящийся под стражею задержан.

Рескриптом Александра III была учреждена комиссия во главе с генерал-прокурором Н.В. Муравьевым, которая в течение 6 лет работала над проектом закона об усилении прокурорского надзора, о превращении прокуратуры в сугубо карательный орган.

Правительственная власть царской России оставалась высшим судьей в сфере свобод человека. Поводом для всякого рода стеснений свободы личности и даже применения к ней уголовной кары часто было не совершение того или иного преступления, а так называемая политическая неблагонадежность.

Прокуратура России продолжала оставаться органом, верно служащим самодержавию, и установленный судебными уставами порядок деятельности прокурорского надзора в России сохранился до октября 1917 г.

 

 

 

 

Список литературы

 

* Виленский Б. В.

Судебная реформа и контрреформа в России. – Саратов, 1969 год

* Коротких М. Г. 

Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России, Воронеж, 1989 год

* Смолярчук В. И.

Анатолий Федорович Кони, Москва, 1981 год

* Тарановский Т.

Судебная реформа и развитие политической культуры царской России // Великие реформы в России, 1855-1874. – Москва, 1992 год

 

 

 



Информация о работе Нормы права