Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – показать виды ограничений, основания и порядок ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов, какая ответственность возникает за нарушение прав и свобод гражданина, конституционно-правовые пределы и принципы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Ограничение прав человека: понятие, основание, виды, пределы . 5
1.1 Признаки конституционных ограничений. . . . . . . . . . . 5
Глава 2. Порядок введения . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.1 Чрезвычайное положение . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.2 Военное положение . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.3 Меры и временные ограничения, применяемые в условиях
чрезвычайного положения . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.4 Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных
лиц в условиях чрезвычайного и военного положениях . . . . . 12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Оглавление
Стр.
Введение . . . . . . . . . . .
Глава 1. Ограничение прав человека: понятие, основание, виды, пределы . 5
1.1 Признаки конституционных ограничений. . . . . . . . . .
Глава 2. Порядок введения . . . . . . . . . . .
2.1 Чрезвычайное положение . . . . . . . . . .
2.2 Военное положение . . . . . . . . . .
2.3 Меры и временные ограничения, применяемые в условиях
чрезвычайного положения . . . . . . . . . .
2.4 Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных
лиц в условиях чрезвычайного и военного положениях . . . . . 12
Заключение . . . . . . . . . .
Библиографический список . . . . . . . . . . . .
Введение
Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить гражданские права и свободы. Вопрос, однако, заключается в том, кто, на каком основании, на какое время и в каких пределах может или должен это делать. Нетрудно понять, что в таком сложном деле волюнтаризм, а тем более злоупотребления недопустимы. Конституции стран мира, допуская ограничения прав, устанавливают строгие основания и порядок их осуществления. Поскольку главная опасность необоснованных ограничений исходит от исполнительной власти, конституции обычно предусматривают возможность ограничений основных прав только законом или на основании закона, т.е. актами, в принятии которых исполнительная власть прямо не участвует.
В Российской Федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. Часть 2 ст. 55 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»1. Это общее правило, которое указывает на невозможность принятия законов, попирающих права и свободы без всяких оснований (термин «умаление», однако, следует признать юридически недостаточно ясным, скорее всего в данном контексте он означает любое сокращение объема разрешаемых действий).
Но, следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Цель данной курсовой работы – показать виды ограничений, основания и порядок ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов, какая ответственность возникает за нарушение прав и свобод гражданина, конституционно-правовые пределы и принципы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов.
Глава 1. Ограничение прав человека: понятие,
основание, виды, пределы
1.1 Признаки конституционных ограничений
Конституционные ограничения прав и свобод можно классифицировать по следующим основаниям:
Многообразие теоретических трактовок обусловило терминологическую неоднозначность употребления в международно-правовых документах положений о правовых ограничениях прав и свобод человека и гражданина.
Так, например, ст. 29 Всеобщей декларации прав человека гласит: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали и общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе», то есть в данном документе используется термин "ограничение".
В ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод употребляется термин «ограничение»: «осуществление свобод выражения мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом».
В ст. 5 Декларации прав человека и гражданина 1789г. провозглашено, что закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества; все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом. В Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ используется термин «ограничение»; в Американской конвенции о правах человека – «приостановление гарантий».
Таким образом, единого в терминологическом выражении понимания вопросов, связанных с ограничением конституционных прав и свобод, до настоящего времени достигнуть не удалось.
Глава 2 Порядок введения
2.1 Чрезвычайное положение
Чрезвычайное положение –
В России чрезвычайное положение регламентируется Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (в редакции от 30 июня 2003г.). Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
А) попытки насильственного
Б) чрезвычайные ситуации природного и технического характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникших в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно – спасательных и других неотложных работ.
Чрезвычайные положения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федераций и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Указ Президента подлежит утверждению Советом Федераций. В указе должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП; обоснование необходимости введения ЧП; границы территории, на которой вводится ЧП; силы и средства, обеспечивающие режим ЧП; перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление применяемых мер; время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП. Указ Президента подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Указ Президента, не утвержденный Советом Федераций, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население страны или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении ЧП. При введении ЧП на всей территории РФ Совет Федераций и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода действия ЧП. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории РФ не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток (допускается продление).
Закон устанавливает меры и временные ограничения, применяемые в условиях ЧП, силы и средства, обеспечивающие режим, особое управление соответствующей территории. Гарантии прав граждан, ответственность граждан и должностных лиц предусматривают установление пределов временных ограничений, порядок и условия применения физической силы и специальных средств, порядок задержания граждан, ответственность за нарушение требований режима, осуществление правосудия и деятельность прокуратуры. Законом установлен исчерпывающий перечень возможных ограничений прав и свобод на время ЧП. Данный Закон предусматривает, что неправомочное применение силы сотрудниками правоохранительных органов, как и превышение должностными лицами своих полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, влечет за собой соответствующую ответственность.
2.2 Военное положение
Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. Определяет военное положение как особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии. В период действия военного положения, вводимого указом Президента РФ с утверждением Совета Федерации, допускается ограничение прав и свобод граждан, деятельности организаций и должностных лиц; на них могут возлагаться дополнительные обязанности.
В добавление к тем ограничениям прав и свобод, которые указаны выше применительно к чрезвычайному положению, меры военного положения предусматривают приостановление деятельности, подрывающей в условиях военного положения обороны и безопасность РФ, привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, изъятие для нужд обороны имущества у организации граждан, запрещение или ограничение выбора места пребывания или жительства, запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток, введение военной цензуры за почтовыми отправлениями интернирование граждан иностранного государства.
Выборы и референдумы
при военном положении не
2.3 Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения
Указом Президента Российской
Федерации о введении чрезвычайного
положения на период действия чрезвычайного
положения может предусматриват
Информация о работе Ограничение прав и свобод человека и гражданина