Ограничение прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – показать виды ограничений, основания и порядок ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов, какая ответственность возникает за нарушение прав и свобод гражданина, конституционно-правовые пределы и принципы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Ограничение прав человека: понятие, основание, виды, пределы . 5
1.1 Признаки конституционных ограничений. . . . . . . . . . . 5
Глава 2. Порядок введения . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.1 Чрезвычайное положение . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.2 Военное положение . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.3 Меры и временные ограничения, применяемые в условиях
чрезвычайного положения . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.4 Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных
лиц в условиях чрезвычайного и военного положениях . . . . . 12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

а) полное или частичное  приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) усиление охраны общественного  порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.4

 

 

 

2.4 Гарантии  прав граждан и ответственность  граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного и военного положения

 

Пределы применения мер  и временных ограничений в  условиях чрезвычайного положения:

Меры, применяемые в  условиях чрезвычайного положения  и влекущие за собой изменение (ограничение) установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, прав организаций и общественных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.

 Меры должны соответствовать  международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Правами и свободами  граждан, закрепленными в статьях, которые ни при каких случаях  не могут подлежать ограничению, являются:

- право на жизнь;

-право на защиту  достоинства личности, которое охраняется  государством и заключается в том, что ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам;

-право на свободу  и личную неприкосновенность;

-право на то, что  арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч.;

-право на неприкосновенность  частной жизни, личную и семейную  тайну, защиту своей чести и  доброго имени;

-право на то, что  сбор, хранение, использование и  распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;

-право на обеспечение  органами государственной власти  и органами местного самоуправления, их должностными лицами возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено законом;

-право на свободу  совести, свободу вероисповедания,  включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

-право на свободное  использование своих способностей  и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

-право на жилище. Никто  не может быть произвольно  лишен жилища;

-право на судебную  защиту прав и свобод каждого  гражданина. При этом решения  и действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд;

-право каждого гражданина  на обращение в межгосударственные  органы по защите прав и  свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;

-право каждого гражданина  на рассмотрение его дела в  том суде и тем судьей, к  подсудности которых оно отнесено  законом;

-право обвиняемого  в совершении преступления на  рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом;

-право на получение  квалифицированной юридической  помощи;

-право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого  в совершении преступления на  использование помощи адвоката (защитника)  с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения;

-право на презумпцию  невиновности;

-право на справедливое  наказание за преступление и  не использование недопустимых  доказательств;

-право каждого осужденного  за преступление на пересмотр  приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания;

-право не свидетельствовать  против себя самого, своего супруга  и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом;

-право на обеспечение  потерпевшим доступа к правосудию  и компенсацию причиненного ущерба;

-право на возмещение  государством вреда, причиненного  незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти  или их должностных лиц;

-право на то, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;

-право на то, чтобы  не нести ответственность за  деяние, которое в момент его  совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

 

Заключение

 

Пользование правами  сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Правовые ограничения  содержатся в ст. 19 Международного пакта  о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:

а)  для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

В Международном пакте  о гражданских и политических павах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий – пропаганды войны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4).

Часть вторая ст. 11 Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».

Права и свободы могут  ограничиваться в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эти основания – всего шесть и ни одним больше – сами по себе не вызывают сомнений, поскольку речь идет о защите прав и интересов большинства людей от злоупотреблений со стороны меньшинства или о создании необходимых условий для реализации прав и свобод. Вопрос состоит в том, что конкретно должно быть вложено в эти основания, чтобы не допустить злоупотреблений. Как бы отвечая на этот вопрос, в данной статье указываются два важных условия: 1) права могут быть ограничены только федеральным законом и 2) «только в той мере, в какой это необходимо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников литературы

 

Источники:

 

  1. Конституция РФ.
  2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Федеральный закон. Выпуск № 3.
  3. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1 – ФКЗ «О военном положении» // Федеральный закон. Выпуск № 5.
  4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) // Федеральный закон. Выпуск № 7.

Литература:

  1. Баглай М. В. Конституционное право РФ. − М.: Юрист, 2003. – 658 с.
  2. Пчелинцев С. В. О возможных ограничениях прав и свобод граждан // Российская юстиция. 2006. № 1. С. 67-73.
  3. Ратников В. П. Политология: Учебник / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 2002. – 632 с.
  4. Александрова С. А. Основные права человека: доктрина и правовая регламентация // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2007. № 3. С. 99-100.

1 Конституция РФ

2 Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М., 2003, с. 154

3 Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М., 2003, с. 156.

4 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»




Информация о работе Ограничение прав и свобод человека и гражданина