Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 22:08, курсовая работа
Цель курсовой работы раскрыть понятие, объект, субъекты, содержание конституционно-правовых отношений.
Для достижения указанной цели перед курсовой работой были поставлены следующие задачи:
во-первых, изучить понятие конституционно-правового отношения;
во-вторых, рассмотреть общие положения о составе (элементах) правоотношения, а именно определить объекты конституционно-правового отношения;
в-третьих, дать характеристику основным субъектам конституционно-правового отношения;
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятие и особенности конституционно-правовых отношений…………………………………………………………………………5
2. Виды конституционно-правовых отношений, их структура…………….......9
2.1 Виды конституционно-правовых отношений…………………………….9
2.2 Субъекты конституционно-правовых отношений……………………...12
2.3 Объекты конституционно- правовых отношений……………………....16
2.4 Субъективные юридические права и обязанности……………………...18
3. Основания возникновения, изменения, прекращения конституционно-правовых отношений…………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...28
4. В зависимости от вида норм
выделяются также правоустановительные
(содержащие права и
Право частной собственности охраняется законом – на основе этой нормы возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения. Норма о том, что признается и защищается частная собственность (ст. 13 Конституции Республики Беларусь) порождает правоустановительные отношения.
В конституционном праве встречаются правоотношения всех видов, однако своеобразие этой отрасли права как общей части национального права выражают постоянные правоотношения общерегулятивного типа, не требующие для своего возникновения наступления каких-либо событий, действий. Они складываются непосредственно на основе правовых норм. Именно такое правоотношение вытекает из ст. 2 Конституции РБ. Данные правоотношения именуются ещё длящимися, статутными (позволяющими закреплять принципиальный статус субъектов права); правоотношениями «первого порядка» (определяющими основу правопорядка, содержание иных правовых отношений
Как видим, своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений.
2.2 СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-
Особенностью конституционного права является наличие широкого круга субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такие специфические субъекты как:
1. Народ Республики Беларусь.
Народ относится к тем субъектам, которые не могут быть участниками других правоотношений. Например, в силу обладания суверенитетом народом принимаются наиболее важные, судьбоносные решения. Так текст преамбулы Конституции, принятой путем народного голосования, начинается со слов: «Мы, народ Республики Беларусь…» [4, с.3]. В статье 3 Основного Закона определено, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, который осуществляет ее непосредственно либо через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Можно отметить, таким образом, верховенство народного суверенитета.
2. Государство – Республика Беларусь.
В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти.
3. Органы государственной власти и местного самоуправления. В Республике Беларусь ими являются:
- Парламент -Национальное собрание;
- Правительство;
- Конституционный Суд;
- Верховный Суд;
- Местные Советы депутатов;
- Местная администрация и др.
Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.
4. Административно-
Административно-
5. Должностные лица.
Субъектами конституционного права являются:
- Президент РБ;
- Председатели палат Парламента - Национального собрания;
- Председатель Правительства РБ;
- Председатель конституционного Суда РБ;
- Генеральный Прокурор и др.
Президент Республики Беларусь является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В некоторые из подобных и иные конституционно-правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.
6. К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся избиратели и депутаты (различных представительных органов).
Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов представителей народа в различные законодательные (представительные) органы власти (Палату представителей, Совет Республики, местные Советы депутатов). Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.
7. Политические партии, иные общественные объединения.
Политические партии и иные общественные объединения участвуют в избирательных компаниях выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.
8. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства.
Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности. Широкой правоспособностью обладают граждане Республики Беларусь. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть, кроме того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением белорусского гражданства, получением политического убежища.
Перечисленные субъекты могут вступать в конституционно-правовые отношения между собой в различных сочетаниях и по самым разнообразным вопросам.
Не могут вступать с двух сторон в конституционно-правовые отношения граждане. В конституционно-правовых отношениях, как правило, нет равенства сторон, что является типичным, к примеру, для гражданско-правовых отношений.
Этот перечень правоотношений и участвующих в них субъектов наглядно показывает специфику реализации норм конституционного права и их сущность.
2.3 ОБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-
Субъекты права участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов и потребностей. Эти цели достигаются путем реализации их субъективных прав и обязанностей, вследствие чего стороны приобретают определенные блага, пользуются ими или охраняют их от посягательств. Такие разнообразные блага, на достижение, использование или охрану которых направлены интересы сторон правоотношения и ради чего реализуются их субъективные права и обязанности, принято рассматривать в качестве объектов правоотношения [5, с.436].
По мнению Г.А.Василевича, объектом конституционных правоотношений являются общественные отношения [6, с.12]. Однако А.Ф.Вишневский считает, что неверно, даже ошибочно понимать под объектом правоотношения определенный вид (разновидность) общественных отношений. Общественные отношения являются объектом правового регулирования, т.е. предметом воздействия правовых норм. Правоотношение – это форма реализации права, следствие его регулятивного воздействия [5, с.437].
Таким образом, объектом конституционных правоотношений является то, в отношении чего (в связи с чем) эти отношения возникают.
В конституционном праве Республики Беларусь выделяются следующие объекты конституционно-правовых отношений:
- Государственная территория. «Республика
Беларусь защищает свою
-Предметы материального мира (материальные ценности).
Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст.13 Конституции РБ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.
-Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).
Некоторые нормы Конституции РБ содержат указания на данные объекты: «Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств» (ст.24); «Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности» (ст.25) и др.
На основе ст.102 Конституции РБ и закона «О статусе депутата Палаты Представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», устанавливающих депутатскую неприкосновенность, могут возникать соответствующие конституционно-правовые отношения, связанные с охраной чести депутата.
- Поведение и результаты поведения субъектов конституционных правоотношений. Например, действия депутата Палаты представителей, внесшего законопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта. Подписание Президентом РБ указа, несоответствующего Конституции РБ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Республики Беларусь.
Таким образом, объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида.
2.4 СУБЪЕКТИВНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Юридическое содержание конституционного правоотношения представляет единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние на поведение участников этого отношения, и выражается главным образом в строго определенной всеобщности прав и обязанностей, в том, что все субъекты являются носителями данных субъективных прав и обязанностей. В конкретных конституционных правоотношениях субъективное право – это допустимая и гарантируемая Конституцией возможность определенного поведения субъекта, наделенного этим правом, т.е. это точная мера возможного поведения конкретного субъекта права. Субъективная обязанность выступает как установленная конституционными нормами необходимость действий субъекта, на которое данная обязанность возложена, т.е. это точная мера должного поведения конкретного субъекта права.
Наибольшие споры вызывает вопрос о связи субъективного права и юридической обязанности. Высказываются представления о способности существования односторонних прав без корреспондирующих им обязанностей и односторонних обязанностей без корреспондирующих им прав. Но нормы права (законодательства) регулируют поведение участников общественных отношений. По мнению Ю.Г.Ткаченко спорно утверждение, что «существуют такие общественные отношения, в которых правовому регулированию подвергается деятельность лишь одной стороны» [8, с.145]. Общественное отношение -- постоянная связь по меньшей мере двух лиц. Как может право регулировать поведение одного из них, оставаясь безразличным к положению другого? Данное противоречие проявляется у многих ученых. Так, Л. С. Явич в работе «Право и общественные отношения» детально обосновывает возможность реализации субъективного права вне правоотношения и сходу пишет, что «субъективное право постоянно принципиально рассматривать в его неразрывной связи с юридическими обязанностями. Хоть какой форме субъективных прав соответствуют юридические обязанности (всеобщие или конкретно определенных лиц)» [9, с.127]. Но ведь это как раз и есть правоотношение (в его традиционном юридическом понимании). «Категория права, - подчеркивал Е. Б. Пашуканис, - становится логически законченной только там, где она включает в себя носителя и собственника прав, права которого суть не что другое, как закрепленные за ним обязанности других» [10, с.91].
Речь может идти лишь о различных видах правоотношений (правовой связи) в зависимости от степени индивидуализации субъектов. Общие правовые связи не имеют поименной индивидуализации субъектов («здесь каждый находится в отношении с каждым» [11, с.102]). При конкретных правовых связях хотя бы один из субъектов индивидуализирован. Определения «общие» и «конкретные» условны. Общие правоотношения также конкретны («каждый с каждым»).
Юридическое содержание общих конституционных правоотношений проявляется через правовой статус их участников.
Так, Конституция Республики Беларусь закрепляет правовой статус человека и гражданина, определяет их основные права, свободы и обязанности.
Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны.
Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, другие определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата. Динамика конституционно-правовых отношений связана с юридическими фактами, которые как бы вводят субъективные права и обязанности в действие.
Таким образом, конституционные отношения характеризуются разнообразием видов (их можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений, с точки зрения времени функционирования и т.д.) и сложной структурой. В конституционных правоотношениях принимает роль широкий круг субъектов. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся в различных сферах жизни общества: политической, экономической, социальной и духовной. Этим и объясняется большое количество объектов конституционных правоотношений и их многоплановость.