Основания возникновения, изменения, прекращения конституционно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы раскрыть понятие, объект, субъекты, содержание конституционно-правовых отношений.
Для достижения указанной цели перед курсовой работой были поставлены следующие задачи:
во-первых, изучить понятие конституционно-правового отношения;
во-вторых, рассмотреть общие положения о составе (элементах) правоотношения, а именно определить объекты конституционно-правового отношения;
в-третьих, дать характеристику основным субъектам конституционно-правового отношения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятие и особенности конституционно-правовых отношений…………………………………………………………………………5
2. Виды конституционно-правовых отношений, их структура…………….......9
2.1 Виды конституционно-правовых отношений…………………………….9
2.2 Субъекты конституционно-правовых отношений……………………...12
2.3 Объекты конституционно- правовых отношений……………………....16
2.4 Субъективные юридические права и обязанности……………………...18
3. Основания возникновения, изменения, прекращения конституционно-правовых отношений…………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционно-правовые отношения.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Для возникновения конкретного конституционного правоотношения необходимо наличие: 1) не менее двух субъектов (отдельный индивид не может находиться в правовом отношении  с самим собой); 2) нормы права, регулирующей соответствующие общественные отношения; 3) праводееспособность субъектов (правосубъектность); 4) юридический факт.

Под правоспособностью понимают признаваемую государством общую (абстрактную) возможность какого-либо субъекта иметь права и обязанности, способность быть их носителем. Таким образом, это «право на право». В силу того, что речь идет об абстрактной возможности (возможности в принципе) иметь права и обязанности, поэтому правоспособность возникает с момента рождения (а в некоторых случаях и несколько ранее) и прекращается со смертью.

Под дееспособностью понимается способность субъекта осуществлять своими личными действиями права и обязанности, отвечать за свое поведение, быть участником правоотношений. Дееспособность зависит от психического состояния и возраста лица. Например, избирательное право гражданин может реализовать с 18 лет (путем голосования) (ст.64 Конституции РБ), а быть избранным депутатом Палаты представителей по достижении 21 года (ст.92 Конституции РБ).

Правоотношения как форма реализации правовых предписаний возникают, изменяются и прекращаются не сами по себе, а вследствие конкретных жизненных обстоятельств, предусмотренных нормами действующего права и называемых юридическими фактами.

Такие жизненные обстоятельства, факты называются юридическими потому, что они, во-первых, определяются (признаются таковыми) правовыми нормами и, во-вторых, влекут за собой именно юридические последствия, конкретизируют статутные права и обязанности, т.е. обусловливают их превращение в субъективные. Таким образом, юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают наступление определенных юридических последствий [5, с.440].

По волевому основанию юридические факты подразделяются на события и деяния (действие или бездействие). События – это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов права. Например, смерть депутата – событие, которое влечет прекращение конституционно-правовых отношений между депутатом и избирателями.  Рождение ребенка, признаваемого гражданином Республики Беларусь,    влечет возникновение отношений, связанных с гражданством.

Действия – жизненные факты, которые являются результатом правомерных или неправомерных действий людей. Они являются выражением их сознательной деятельности, проявлением их свободной воли [12, с.13].

Наибольшее распространение среди юридических фактов получили действия: правомерные – аккумулирующие социальную активность  субъектов и отражающие процесс их целеустремленной деятельности,  поддерживаемые и стимулируемые Конституцией, и неправомерные –  нарушающие  конституционные  предписания.

Подавляющее большинство конституционных правоотношений   возникает   в результате правомерных действий – юридических актов и поступков.

Основанием возникновения, конфигурации или прекращения конституционно-правовых отношений могут быть не только правомерные деяния (юридические акты и поступки), но и деяния неправомерные. К примеру, ст. 31 Конституции РБ в числе таковых предугадывает любые формы ограничения прав людей по признакам религиозной принадлежности. Неправомерным может быть как действие, так и бездействие. Так, невключение в списки избирателей, отказ в регистрации кандидата в депутаты, отказ должностного лица принять депутата и т. д. Могут рассматриваться как неправомерное воздержание от действий, влекущее определенные последствия. Устанавливая в тексте Конституции РБ и текущем законодательстве характер неправомерного поведения, правительство тем самым побуждает субъекты права отрешиться от совершения неправомерных действий (к примеру, превышения пределов компетенции) либо настоятельно просит определенного их поведения (рассмотреть в установленный срок по существу жалобу или обращение гражданина). Расширение круга общественных отношений, регулируемых сейчас непосредственно в тексте Конституции РБ, сказалось и на более детализированном регламентировании неправомерных действий, предотвратить совершение которых составляет задачу государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и людей.

Юридические акты – такие деяния (внешне выраженные решения дееспособных лиц), которые изначально и прямо направлены на достижение определенного правового результата.

С  изданием  юридических  актов  связано   возникновение   большинства конституционных  правоотношений,   участниками   которых   являются   органы государства. Аналогичные свойства приобретают  должным  образом  оформленные результаты выборов, референдума.

Думается, что понятие "юридический акт" в конституционном праве - родовое, обобщенное, включающее в себя не только определенные Конституцией акты государственных органов (законы, указы, постановления, решения), но и деяния субъектов конституционного права, не являющихся органами страны. Все юридические акты (но крайней мере, когда речь идет о воле коллектива или коллегиального органа) принимаются большинством голосов. Таким образом, юридическим актам в конституционном праве Республики Беларусь присущ властный характер и особый способ их принятия.

Юридические поступки – такие действия субъектов права, которые прямо не направлены на достижение каких-либо правовых последствий, но при определенных обстоятельствах могут вызывать такие последствия, независимо от намерений совершивших их лиц.

 Качествами юридического поступка, наряду  с действиями  граждан,  обладают – инициатива, предложения государственных органов и общественных объединений, запрос депутата и т.д.

По характеру последствий различаются правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие  факты.

Правообразующие факты влекут за собой возникновение правоотношений. К такого рода фактам относятся всевозможные гражданско-правовые сделки, трудовые соглашения, регистрация брака, причинение вреда, совершение преступления и т.п. Правоизменяющие факты вызывают изменение субъективных прав и обязанностей участников правоотношений. Например, приказ о повышении работника в должности, об изменении его должностных обязанностей и т.п. Правопрекращающие факты влекут прекращение правоотношений. К ним относятся выполнение договорных обязательств, смерть участника правоотношения, расторжение договора и т.д.

Нередко для достижения некоторых правовых последствий недостаточно одного юридического факта, а требуется определенная их совокупность. Такая совокупность нескольких взаимосвязанных между собой юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений, называется юридическим (фактическим) составом [4, с.442]. Например, для роспуска Палаты представителей или Совета Республики в соответствии с частью второй статьи 94 Конституции необходимо: 1) заключение Конституционного Суда о систематическом или грубом нарушении палатами Парламента Конституции; 2) отсутствие препятствий для принятия решения о роспуске (ч.4, ст.94).

Как    правило,    возникновение,    функционирование    и    развитие конституционных  правоотношений  происходит  в  результате   целой   системы юридических факторов. Так,  правоотношению,  содержанием  которого  является реализация  избирательного  права  гражданина,   предшествует   целая   цепь юридических факторов:

- принятие правовых актов о  назначении выборов и об  образовании

избирательных округов, комиссий, участков;

- составление списков избирателей;

- включение в списки данного  гражданина;

- наступление срока, установленного для начала голосования.

Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать и быть избранным заканчивается.

Конституционно-правовые отношения прекращаются при наступлении определенных событий и возникновении юридических фактов:

- при исполнении субъектами  условий этих отношений;

- при истечении обусловленного  срока;

- при инициативе сторон, в результате  договоренности между субъектами  правоотношений;

- при изменении конкретного  правоотношения;

- по указанию вышестоящего государственного органа;

- в результате смерти субъекта правоотношения (физического лица);

- в результате прекращения деятельности  субъекта правоотношения (государственного органа, общественной организации и т.д.).

Как видим, возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Непосредственно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав и обязанностей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, конституционно-правовые отношения - отношения, возникающие по поводу реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод и обязанностей, а также осуществления органами государственной власти конституционной компетенции. Особенности конституционно-правовых отношений состоят в том, что эти отношения возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней (республиканского, регионального), т.е. в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, Законы Республики Беларусь и др.), особенным составом субъектов указанных отношений. Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом.

Конституционные правоотношения многообразны. В качестве субъектов конституционного права выступают участники конституционно-правовых отношений - физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы) и общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.).

Все субъекты конституционного права наделены конституционной правосубъектностью (способностью иметь конституционные права и обязанности и осуществлять их в своих действиях). При этом абсолютной правосубъектностью (т.е. неограниченной ничем, кроме закона) обладает народ. Как единственный суверен (носитель и источник власти) народ обладает прерогативой участия в свободных выборах, формирования органов власти, выражения своей воли путем референдума. Исключительно народ обладает учредительной властью. Конституционная правосубъектность личности (человека и гражданина) характеризует универсальную регламентацию статуса личности: место личности в системе демократии, отношение государства к ее свободе, условия и гарантии участия личности в управлении делами общества и государства; возможности личности пользоваться определенными благами, гарантии ее защищенности и безопасности и др. Как субъекты конституционных правоотношений, государство (Республика Беларусь), органы государственной власти и местного самоуправления обладают смешанной правосубъектностью, соответствующей целям и задачам их деятельности, определенным в Конституции РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Кивель, В.Н. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие/ В.Н. Кивель.- Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. – 263 с.
  2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов; 4-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – 801 с.
  3. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. – М.: Юрист, 2003. – 536 с.
  4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
  5. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А.Кучинского. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2006. – 656 с.
  6. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003. – 832 с.
  7. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 ноября 1998 г., с изм. и доп. от 29 июня 2000 г., 4 января 2003 г. // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003 г. - №8. – 2/932.
  8. Ткаченко, Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений / Ю.Г. Ткаченко. – М.: Юрид. лит-ра, 1980. – 245 с.
  9. Явич, Л.С. Право и общественные отношения / Л.С. Явич. – М.: Юрид. лит-ра, 1971. – 235 с.
  10. Пашуканис, Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства / Е.Б. Пашуканис. – М.: Наука, 1980. – 271 с.
  11. Алексеев, С.С. Общая теория права / С.С. Алексеев – М.: Юрид. лит-ра, 1982. – Т. 2. – 360 с.
  12. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учеб. пособие / Д.М. Демичев. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 351 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основания возникновения, изменения, прекращения конституционно-правовых отношений