Основная характеристика нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы комплексно изучить понятие, виды и классификацию правовых норм.
Для этого поставлены задачи:
1. Раскрыть характерные признаки и основные понятия норм права;
2. Рассмотреть структуру и форму изложения норм права в правовых источниках;
3.Рассмотреть классификацию норм права.

Вложенные файлы: 1 файл

государство и право.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия). Запрещающая диспозиция – требование воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением.

Операторами волевого поведения  в запрещающих диспозициях служат слова: «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается». Запрещающими являются все нормы Особенной части УК РФ.

.Санкция – меры принуждения, применяемые в случае невыполнения диспозиции, т. е. меры ответственности (либо меры поощрения – если это поощрительная норма).12

Санкция юридической  нормы – это ее третий, заключительный элемент, в котором предусмотрены определенные нежелательные последствия материального, физического, психического и т.п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной норм

По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя.

Профилактическое влияние  санкции на сознание субъектов регулируемого  отношения в целях обеспечения их правомерного поведения начинается с момента издания правовой нормы.

В действие же механизма  правового регулирования она вступает в случае совершения правонарушения в целях пресечения противоправных действий (или бездействия) и восстановления нарушенного права.

Санкция – наиболее подвижная, динамичная часть нормы права. Она  особенно чутко реагирует на изменения, происходящие в условиях жизни общества и государства, в общественных отношениях.

Это позволяет, не меняя  более или менее длительное время  нормы права в целом, вносить  изменения лишь в их санкции, приспосабливая тем самым существующие общие правовые предписания к решению назревших потребностей общественного развития.

Санкции юридических  норм различаются, прежде всего, по их отраслевой принадлежности

. К уголовно - правовым санкциям относятся, например, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, конфискация имущества, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и другие виды наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ.13

 Наказание представляет  собой меру государственного  принуждения, назначаемую по приговору суда. Оно применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Административно-правовые санкции предусматривают предупреждение; штраф; конфискацию предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (например, права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест и другие виды взысканий.

 Они применяются  административными органами и судом к лицам, совершившим административные правонарушения.

Дисциплинарно-правовые санкции включают в себя замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и другие дисциплинарные взыскания, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации.14 Они применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины.

С этой разновидностью санкций  сочетается, хотя имеет и самостоятельное  значение, такая санкция, как материальная ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер ущерба превышает его номинальный размер.

Среди гражданско-правовых санкций, применяемых за совершение гражданских правонарушений, преобладают санкции в виде возмещения правонарушителем причиненного имущественного вреда (обращение взыскания на имущество и денежные средства должника, изъятие имущества из чужого незаконного владения, возмещение убытков, принудительное выполнение невыполненной обязанности и т.п.) или в виде взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки (штрафа, пени).

Соответствующие санкции присущи также нормам, относящимся и к другим отраслям права.

По характеру неблагоприятных  для нарушителя последствий санкции  подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные). К первым относятся: санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права, ко вторым – уголовного и административного права.

В зависимости от степени  определенности санкции юридических  норм делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.

Относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на правонарушителя.

Альтернативные  санкции позволяют правоприменителю выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один – наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения.

Например, модели многих санкций уголовно-правовых норм («наказывается лишением свободы на срок до... лет, или исправительными работами на тот же срок, или увольнением от должности»).

В российском законодательстве действует следующее правило: при  применении штрафных или карательных санкций менее строгое наказание поглощается более строгим.

В современной  юридической литературе до сих пор  также нет единства мнений о структуре  правовой нормы. По-прежнему мнения правоведов разделяются.

Двучленное  строение юридической нормы называется нормой-предписанием, которая состоит из гипотезы и диспозиции (или санкции). Норма-предписание состоит из целой части и полностью содержится в статье нормативного акта. Ее можно прочитать по условной формуле "если - то".

Однако следует  иметь в виду, что между нормами права существует “разделение труда”, т.е. разделение их юридических функций: позитивное регулирование (регулятивные нормы) и охранительное действие (охранительные нормы) и на этой основе устанавливаются связи между нормами, их взаимодействие. Отсюда вытекает, что норма складывается из двух взаимосвязанных частей.

 Первая часть описывает  в обобщенном плане ситуацию, условия, факты, на которые  распространяется ее действие.

Вторая часть указывает  на юридические последствия, т.е. на права и обязанности, наступающие при наличии условий указанных в первой части. 
   Традиционно первая часть в регулятивных нормах называется гипотезой, вторая диспозицией.


  • 1.3. Способы изложения норм права в статьях нормативного акта

  •  

    Основным источником (формой) права нашей страны являются нормативные акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых излагаются правовые нормы.

    При подготовке и принятии нормативных актов обязательно  учитываются специфические признаки правовых норм (общий характер, неперсонифицированность, обращенность в будущее и др.) и их структура (каждое правило должно иметь обозначение условий применения и охраняться государством от нарушений). 15

    Однако норма права  не тождественна статье закона, а структура последней не совпадает со структурой правовой нормы. Это определяется рядом обстоятельств.

    В одной статье нормативного акта (и даже — в одном нормативном  акте) не могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит правовая норма.

    При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легко воспринимаемы. Поэтому при подготовке проекта закона или иного нормативного акта его текст делится на разделы, статьи, части статей; в кодексах — на главы, разделы или на общую и особенную части.16

     В начале  многих нормативных актов обозначаются  положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам, связанные со многими или со всеми нормами данной отрасли права

    . Объединение  близких по своим предписаниям норм или их частей в одну статью или раздел нормативного акта позволяет избежать повторений и длиннот.

    Изложение одной  правовой нормы в разных нормативных актах иногда обусловлено различием компетенции органов, определяющих разные части правовой нормы.

    В разных статьях  нормативных актов, а то и в разных кодексах содержатся материально-правовые и процессуальные нормы.

    В результате элементы одной  нормы обычно размещаются в разных статьях нормативных актов, и наоборот, одна статья может содержать части нескольких норм.

    Частицы, элементы правовых норм находят выражение в статьях, пунктах, параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего характера, обладающих рядом признаков нормы.

    Те из них, которые представляют собой логически завершенные, обязательные для соблюдения положения, называются правовыми предписаниями.

     Правовые предписания  направлены на регулирование определенного вида (или стороны) общественных отношений, способны регулировать, направлять действия, поступки, из которых складывается правовое поведение.

    Некоторые правовые предписания по содержанию и логической структуре («если —то — иначе») близки к правовой норме, но и они не могут применяться без учета общих и других положений законодательства, в соединении с которыми они только и могут образовать норму; другие правовые предписания логически строятся по форме: «если — то»; есть и такие, что не имеют другой структуры, кроме грамматической.

    Формулировка многих правовых предписаний строго зависит от содержания выражаемых ими правовых норм; таковы управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы права.

     Последние (запрещающие) нередко вообще как бы выносятся за рамки ряда норм и целых отраслей права, в пределах которых находятся, охраняемы ими диспозиции.

    Так, для уголовного законодательства традиционны условные, как бы неправильные формулировки: «преступление (хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение или дача взятки, заведомо ложный донос и т.д.) наказывается...», хотя на самом деле наказывается не преступление, а преступник (вор, убийца, взяточник, хулиган, мошенник, клеветник и т.п.).

    В законодательстве используются условные термины.

    Например, «молодой специалист»  может оказаться по возрасту далеко не молодым работником, осваивающим новую для него же целях (для смыслового усиления образного выражения непререкаемости закона) запрещенное порой характеризуется как вообще невозможное: «Никто не может быть произвольно лишен жизни».

    Для повышения эффективности правового регулирования немалое значение имеет совершенствование законодательства, его систематизация, изложение правовых норм общепонятным языком, широкое применение правил законодательной техники.17

    Особенно опасны для практики правового регулирования противоречия между содержанием законов и подзаконных актов, если последним отдается предпочтение государственными органами и должностными лицами, применяющими правовые нормы (преимущество инструкции перед законом).

    Во всех странах, где нормативные  акты являются основным источником права, существует проблема соотношения «буквы» и «духа закона».

    Это  обусловлено тем, что, во-первых, мысль законодателя не всегда достаточно точно выражена в тексте нормативных актов, во-вторых, тем, что текст со временем почти неизбежно устаревает и содержащиеся в нем термины, определения, понятия становятся узки или, напротив, широки для обозначения новых явлений общественной жизни.

    Поэтому процесс применения и другие формы реализации правовых норм носят в известной мере творческий характер.

    Во-первых, в процессе изучения текстов нормативных актов конструируется правовая норма с ее тремя элементами — при анализе конкретного правового материла определение гипотезы, диспозиции, санкции только и дает возможность определить — кто, когда, при каких условиях — к чему обязан, на что имеет право — какие меры государственного принуждения применяются в случае нарушения правовой нормы;

    во-вторых, в процессе конструирования  правовой нормы определяется, какие именно положения, содержащиеся в тексте нормативного акта, имеют юридическое значение;

    в-третьих, может оказаться, что норма права не получила в тексте закона точного выражения и изложения («порядок обжалования незаконных актов», «молодой специалист», «никто не может быть произвольно лишен жизни» и т.п.) и потому текст нормативного акта подлежит не буквальному, а ограничительному или распространительному толкованию.

    Нормативные правовые акты подразделяются по субъектам правотворчества  на акты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов исполнительной власти (указы, постановления, приказы); по юридической силе - на законодательные и подзаконные; по степени систематизации – на простые и кодифицированные;

    по сфере  действия – на федеральные, акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты;

    по времени - на постоянные и временные.18

    Информация о работе Основная характеристика нормы права