Основная характеристика нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы комплексно изучить понятие, виды и классификацию правовых норм.
Для этого поставлены задачи:
1. Раскрыть характерные признаки и основные понятия норм права;
2. Рассмотреть структуру и форму изложения норм права в правовых источниках;
3.Рассмотреть классификацию норм права.

Вложенные файлы: 1 файл

государство и право.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

 

   Следует различать норму  права и статью закона (или  иного нормативного акта).

 Статья  закона - это часть законодательного  текста. Норма права - правило  поведения. 

Статья закона может члениться на разделы, части, пункты и параграфы.  Соотношение статьи закона и нормы есть соотношение формы и содержания.

Оно может быть различным: 
 1)в статье может содержаться одна норма; 
2)в статье может содержаться несколько норм, и тогда статья подразделяются на части, пункты и параграфы; 
 3)в статье может содержаться часть нормы; 
  4) норма может быть изложена в нескольких отдельных нормативно-правовых актах (в реальной практике не встречается). 
   Существует несколько способов формулирования (изложения) нормы права в статьях нормативно-правовых актов, которые подразделяются на:

1)простые;2)отсылочные3)бланкетные. 
   В простой норме все содержание изложено полностью.

 В отсылочной  норме (а точнее в статье) полностью  излагается какая-то одна часть,  вторая формулируется в виде отсылки к конкретным статьям конкретногозакона.19 
   В бланкетной норме первая часть формулируется в виде отсылки не к конкретной статье конкретного нормативного акта, а к целому роду или виду каких-то правил.

Такая норма  называется бланкетной, потому что выступает как бы чистым бланком, который заполняется конкретной ситуацией, конкретными правилами специального характера. Эти правила могут быть многочисленными.

Например, применительно  к разным отраслям производства существуют различные правила по технике безопасности, которые могут изменяться, в то время как бланкетная норма, предусматривающая ответственность за их нарушение остается неизменной. А может быть и наоборот.

2.Классификация норм  права

Для теории права  и практики применения правовых норм наиболее важны следующие классификации.

На особенностях содержания гипотез и диспозиций правовых норм основана классификация правовых норм по объему (пределам) их действия. Наиболее важна отраслевая классификация правовых норм по предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой.

Эта классификация лежит в основе построения системы права, деления его на отрасли и институты.

Практическое  значение этой классификации в том, что она облегчает выбор нормы, подлежащей применению к данным отношениям и к данному случаю, а при совершенствовании законодательства создает предпосылки для кодификации (высшей формы систематизации).

Наиболее крупным  является деление всех правовых норм на нормы частного и нормы публичного права.

Такое деление, обозначившееся еще в римском  праве, связано с различием норм, выражающих интересы отдельных лиц и их объединений (сфера отношений гражданского общества), и норм регулирующих деятельность государства, его органов и должностных лиц (сфера отношений власти, управления, правосудия).20

Развитие отношений  гражданского общества, основанного на правах и свободах личности, ее автономии, инициативе и предприимчивости, на защите законных интересов, закономерно ведет к повышению значения норм и отраслей права, регулирующих имущественные, договорные, кредитные и иные отношения, а так же охраняющих их норм гражданского процесса.

 С развитием  товарооборота неизбежно возникновение  новых отраслей и норм права (нормы коммерческого, вексельного, банковского, страхового, акционерного и т.п. отраслей права).

Различия между  гражданским обществом и государством определяют ряд существенных отличий правовых норм, регулирующих их существование и деятельность.

Государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют строго на основе и в рамках правовых норм,  определяющих их разновидности. они наделены компетенцией, устанавливающей относительно узкие параметры их деятельности, предопределенные целью, для которой эти должности и учреждения созданы.

Существование членов гражданского общества правом не обусловлено; граждане имеют правоспособность, дающую им возможность совершать любые сделки, кроме запрещенных.

К частному праву  относятся нормы гражданского, брачно-семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества.

Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно- процессуальное и гражданско-процессуальное, и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц к публичному праву относится большинство норм уголовного права (исключение – нормы так называемого «частного обвинения», по которым обвинение возбуждается и прекращается по инициативе потерпевших).

Многогранные  общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны

Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать.

 Основания классификации могут быть самыми различными.

1 По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент)

 Во втором  случае нормы принимаются непосредственно  населением конкретного территориального образования (сельский сход и т д.) или населением всей страны (всенародный референдум).

Так, 12 декабря 1993 г всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

  1. по социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить:
    • на учредительные (нормы-принципы),
    • регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка),
    • обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления),
    • дефинитивные (нормы- определения),
    • коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).                         

     Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества.

Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития.

Это конституционные  нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах.

Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».21

     Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.

В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:

    • управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий);
    • обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий);
    • запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).

Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.

     Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов.

 Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.22

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.                         

     Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права.

Эта нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой.

          Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления.

Например, в  ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится:: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».23

     Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

     Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.

Так, п. 5 ст. 3 Гражданского Кодекса РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон»24.

     Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

  1. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.

Отраслевые  нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные.

 Первые являются  правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу  правового регулирования выделяются  императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

     Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

     Диапозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

     Рекомендательные нормы обычно адресуются не государственным

предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.25

По этому  же основанию нормы можно разграничить на позитивные,

поощрительные и наказательные.

5. По сфере  действия вычленяются нормы общего  действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

     Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

     Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами.

Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др

     Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур

6. Нормы права  классифицируются также по времени  (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т п ).

Есть нормы  основные (исходные) и нормы производные (детализирующие); нормы постоянные и временные.

Информация о работе Основная характеристика нормы права