Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:55, контрольная работа
Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов естественного воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
• развитие системы трудоустройства выпускников, в том числе путем развития целевой контрактной подготовки;
• формирование у всех выпускников вузов, техникумов и ПТУ умений поиска и подбора работы, включая и создание рабочих мест, открытие собственного дела;
• обеспечение развития начального и среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе резко возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего уровня;
• прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;
• приближение профессионального образования к потребностям территорий и региональным рынкам труда;
• формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования;
• обеспечение
активного участия
3. Политика государства на рынке труда и в области занятости населения
Полная, продуктивная и эффективная занятость — цель государственной социально-экономической политики. Эта политика реализуется через комплекс мер воздействия на рынок труда и сферу социально-трудовых отношений, направленных на снижение безработицы и создание условий для занятости населения, желающего трудиться.
Меры, направленные на минимизацию безработицы и помощь безработным, сочетаются с такими аспектами политики, как повышение качественных параметров и рациональной мобильности рабочей силы посредством реализации разнообразных программ образования и профессиональной подготовки, а также расширения числа рабочих мест.
Переход к рыночным отношениям в России объективно повлиял на изменение ситуации на рынке труда и в области занятости, связанное с изменением структуры отраслей народного хозяйства, что повлекло за собой развитие процессов формирования новой структуры занятости, вследствие чего произошло перераспределение работников в государственном и негосударственном секторах экономики.
Причем негосударственный сектор обеспечил значительную долю занятости для экономически активного населения. Формирование новой структуры занятости обусловило изменение форм и методов регулирования занятости с учетом влияния новых макроэкономических факторов.
В начале 1990-х гг. государственная политика в сфере занятости в первую очередь была направлена на формирование государственных институтов регулирования социально-трудовой сферы. Основные направления этой политики были направлены на снятие напряженности на рынке труда за счет мер, способствующих трудоустройству безработных и их материальной поддержке. Деятельность служб занятости осуществлялась в двух направлениях:
- предоставление услуг по подбору рабочего места,
- назначение и выплата пособий по безработице.
Предполагалось, что остальные проблемы будут решены под влиянием действия самого рыночного механизма. Однако саморегулирования на рынке труда не произошло. Основным итогом этого периода явилось нарастание неформальных явлений в сфере занятости — скрытой безработицы и теневой занятости.
Рост масштабов массовой безработицы, как формальной, так и скрытой, обусловил необходимость изменения форм и методов регулирования в сфере занятости населения. С середины 1990-х гг. основных функций регулирования переместились в органы регионального управления. В это время растет число программ поддержки занятости для отдельных регионов, отраслей, категорий безработных. Значительно расширяется участие государства в обеспечении подготовки и переподготовки граждан. Профессиональное обучение и переобучение при этом рассматриваются как средство повышения качества, гибкости и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Широкое распространение получили общественные работы как одна из форм обеспечения безработных граждан временными трудовыми занятиями.
Приватизация государственной собственности повлекла за собой принципиальное изменение структуры занятости населения (рис. 3.4) и, как следствие, структуры безработицы, сконцентрировав ее основную долю в частном секторе экономики.
Сильнейший экономический
Еще в 1991 г. был принят федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», определяющий принципы, направления и механизмы реализации политики российского государства на рынке труда. (Дополнения в 2005г.)
Главным принципом, лежащим в основе государственной политики занятости, является направленность на обеспечение конституционных прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (ст. 5).
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
— развитие трудовых ресурсов;
— обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
— обеспечение социальной
защиты в области занятости населения, проведение
специальных мероприятий, способствующих
обеспечению занятости граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих
трудности в поиске работы (инвалиды; граждане,
имеющие на содержании лиц, которым по
заключению уполномоченного на то органа
необходимы постоянный уход, помощь или
надзор; лица, освобожденные из мест лишения
свободы; молодежь в возрасте до 18 лет,
впервые ищущая работу; лица предпенсионного
возраста (за два года до наступления возраста,
дающего право выхода на пенсию по старости
или по возрасту); беженцы и вынужденные
переселенцы; граждане; уволенные с военной
службы, и члены их семей; одинокие и многодетные
родители, воспитывающие несовершенное
летних детей, детей-инвалидов; семьи,
в которых оба poдителя признаны безработными;
граждане, подвергшиеся воздействию радиации
вследствие чернобыльской и других радиационных
аварий и катастроф);
— предупреждение массовой
и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
— сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения;
— координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
— координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними; обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Законодательство РФ о занятости населения состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Все меры государственной политики на рынке труда могут быть разделены на две группы:
• активные, нацеленные на снижение уровня безработицы и повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем проведения мероприятий, связанных с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучения, переподготовки и повышения квалификации лиц, ищущих работу; активного поиска и подбора рабочих мест; субсидирования создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости); организации новых рабочих мест через систему общественных работ и др.;
• пассивные, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, предполагающие ответственность государства за положение субъектов на рынке труда и включающие регистрацию ищущих работу, страхование от безработицы, неденежные формы поддержки безработных и т.д.
Механизм реализации мер государственной политики должен строиться с учетом их адресности, необходимости смещения центра тяжести в их проведении на региональный (местный) уровень и уровень предприятия, на преобладании регуляторов экономического воздействия поощрительного характера над административными (запретительными) методами, при согласовании действий в области регулирования занятости с интересами работодателей и профсоюзов.
В целях выработки предложений по важнейшим направлениям развития рынка труда и политики занятости в свете современных социально-экономических преобразований Федеральная служба по труду и занятости, Департамент труда и занятости населения города Москва при участии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова 18-19 октября 2012 года провели II Социальный форум "Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития". Форумом были выработаны рекомендации по совершенствованию политики и действий на рынке труда по ряду направлений: в области обеспечения баланса спроса и предложения на рынке труда, совершенствовании методов трудового посредничества, проблемы создания безопасных условий труда, улучшения положения молодежи и инвалидов на рынке труда, обеспечения достойного уровня жизни и оплаты труда граждан России.
Преодолеть негативные тенденции развития рынка труда призвана разработанная Минтрудом России Госпрограмма "Содействие занятости населения" на 2013-2020 годы, которая состоит из трех подпрограмм: "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан", "Внешняя трудовая миграция" и "Развитие институтов рынка труда" с предусмотренным объемом финансирования за весь период -свыше 594,7 млрд рублей.
В целях стимулирования продолжительности трудовой деятельности предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", устранить возрастные ограничения для осуществления профессиональной переподготовки пенсионеров.
4. Политика в социально-трудовой сфере
Регулирование трудовых взаимоотношений является необходимым звеном целостной политики государства в области управления трудовыми ресурсами общества. Сущность государственной политики в социально-трудовой сфере состоит в централизованном установлении принципов, правил, норм и гарантий, регулирующих взаимоотношения между работодателем и наемным работником.
Основные направления регулирования в системе социально-трудовых отношений:
• защита трудовых прав наемных работников и гарантии занятости;
• условия и порядок оплаты труда, а также минимальные социальные гарантии по доходам работающего населения;
• обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников;
• социальная защита населения.
Реализация этих направлений обеспечивается путем создания правовой базы, в состав которой входят Трудовой кодекс Российской Федерации, отраслевые соглашения относительно оплаты труда, системы государственных стандартов, определяющих требования к условиям труда
Защита трудовых прав наемных работников и обеспечение гарантий занятости
Основные права наемного работника, установленные в российском законодательстве:
• право на свободный труд и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род
деятельности;
• право на справедливые условия труда, право на отдых;
• право на справедливую, своевременную и в полном объеме
оплату труда;
• равенство прав и возможностей работников при продвижении по работе с учетом производительности труда, квалификации, деловых качеств, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
Информация о работе Основные направления политики государства в сфере управления трудовыми ресурсами