Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:55, контрольная работа
Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов естественного воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
• право на возмещение вреда, причиненного здоровью в процессе выполнения трудовых обязанностей,
• право на обязательное социальное страхование,
• право защищать свои трудовые интересы, в том числе проводить забастовки.
Трудовой кодекс РФ определяет средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Проблемы регулирования трудовых взаимоотношений между работниками и работодателями решаются в рамках системы социального партнерства, призванной способствовать согласованию, интересов субъектов социально-трудовых отношений. Социальное партнерство в последние годы получило широкое развитие. На федеральном уровне действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Такие же комиссии создаются и работают в отраслях и регионах.
Все эти меры призваны обеспечить право наемного работника на работу в условиях, не наносящих вреда его здоровью, справедливую компенсацию его физических, эмоциональных и интеллектуальных затрат, связанных с выполнением работы, профессиональный рост и развитие, а также реализацию его трудовых интересов.
Однако большая часть населения, в основном занятая в частном секторе экономики, оказалась фактически вне системы социального партнерства.
5. Регулирование оплаты труда наемных работников
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации2 (ст. 129) заработная плата (оплата труда работника) определяется как совокупность вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Такая структура заработной платы отражает множественность источников формирования трудового дохода наемного работника.
Основу этого дохода составляет базовая оплата труда, зависящая от характера выполняемой работы. Существенную роль играют доплаты и надбавки, учитывающие различия в условиях выполнения работы (отклонения от нормального режима работы, риск для жизни и здоровья, природные и климатические условия и др.) и результатах труда.
Результаты государственной политики в области оплаты труда характеризуются устойчивой тенденцией роста трудовых доходов населения.
Проблемы в области оплаты труда:
-задолженность по выплате зарплаты в некоторых отраслях национальной экономики;
- установленный Федеральным законом минимальный размер оплаты труда (МРОТ) по-прежнему существенно меньше прожиточного минимума;
-проблема «теневой» зарплаты, получившая широкое развитие в сфере частного бизнеса. Пытаясь сократить расходы на оплату труда, предприниматели нередко устанавливают заниженные уровни зарплаты для своих сотрудников, доплачивая оставшееся вознаграждение в виде неучитываемых наличных выплат.
Решение указанных проблем
является важнейшей задачей
Регулирование
условий труда наемных
Условия труда — важнейший фактор рабочей среды, обеспечивающий оптимальные режимы использования рабочей силы и сохранения ее качественных параметров. Охрана труда как направление государственного регулирования — это система мер, способствующих сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Основные аспекты
Регулирование условий труда тесно связано с другими направлениями государственной политики в области трудовых ресурсов. Так, снижение влияния неблагоприятных факторов рабочей среды ведет к уменьшению уровня профессиональной заболеваемости. Последовательно проводимые мероприятия по государственной экспертизе условий труда на предприятиях способствовали сокращению потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью, уменьшению числа случаев фатального травматизма (табл. 3.1) за счет строгого контроля за соответствием рабочих условий требованиям охраны труда.
Несмотря на позитивную тенденцию, все еще высок уровень травматизма, заболеваемости, других неблагоприятных последствий трудовой деятельности работников. Кроме того, потери рабочего времени, обусловленные этими факторами, настолько велики, что не могут не отразиться на эффективности экономики в целом.
6. Социальная защита населения
Под социальной защитой понимается целевая комплексная система, предназначенная для решения социальных и экономических проблем, обусловленных необходимостью поддержки обществом доходов населения в определенных (особых, рисковых) ситуациях, на вспомоществование отдельным социальным группам.
Важнейшими принципами формирования системы социальной защиты в современных условиях являются:
• отказ от социального иждивенчества и предоставление социальных гарантий не столько по принципу уровня доходов, сколько в зависимости от степени трудоспособности граждан;
• мобильность системы социальной защиты населения; эта система должна включать в себя комплекс долговременных мер, а также механизм оперативного реагирования;
• преемственность,
т.е. использование сложившихся
• децентрализация процесса управления социальной сферой, четкое разграничение функций между федеральными и местными органами исполнительной власти.
Социальная защита обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, а также потребностей нетрудоспособных членов семьи.
К настоящему времени в мире сложились в основном две модели социальной защиты:
• социал-демократической
• неолиберальная — с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.
Социальная
защита осуществляется в различных
видах и организационно-
Основными видами социальной защиты являются: защита в связи с болезнью, старостью, инвалидностью, смертью кормильца, материнством, содержанием семьи, безработицей, несчастными случаями на производстве.
К числу главных организационно-
• социальное страхование;
• социальная помощь;
• государственное социальное обеспечение;
• провидентные фонды;
• частные формы социальной защиты.
Все системы социального страхования финансируются за счет взносов самих работников и их работодателей, которые, как правило, устанавливаются в равных долях. Исключение составляют системы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, которые финансируются только за счет взносов работодателей.
В финансировании систем
социального страхования
Социальная помощь имеет в определенной степени благотворительный характер.
Пособия в рамках данной организационно-правовой формы социальной защиты предоставляются только установленным законодательством категориям граждан, которые не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей.
Государственное социальное обеспечение не обусловливается предварительной уплатой каких-либо взносов или наличием нуждаемости у лиц, которым предоставляется обеспечение в данной форме. Государственное социальное обеспечение осуществляется из государственного бюджета, в основном формируемого за счет общих и, в некоторых случаях, специальных налогов и в отличие от социального страхования имеет безэквивалентный характер.
В странах с рыночной экономикой государственное социальное обеспечение может использоваться в качестве формы социальной защиты отдельных категорий граждан и, в первую очередь, военнослужащих в отношении всех ее видов. Иногда оно также используется для обеспечения всех категорий граждан, в частности, для обеспечения медицинской помощью и семейными пособиями, для осуществления минимального уровня пенсионного обеспечения.
Провидентные фонды — специфическая форма социальной защиты, используемая в некоторых странах Азии и Африки. Провидентные фонды являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами, и преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Провидентные фонды представляют собой учреждения типа сберегательного банка, однако взносы в них взимаются в обязательном принудительном порядке как с самих работников, так и с работодателей. В провидентных фондах в отличие от фондов социального страхования регулярно поступающие взносы не обобществляются и в дальнейшем не перераспределяются между лицами, имеющими право на получение пособий, а хранятся на индивидуальных счетах работников и являются их собственностью, к которой они могут прибегнуть лишь в установленных законодательством случаях (достижение установленного возраста, получение инвалидности, смерть работника).
В международной практике достаточно широко используются частные формы социальной защиты, осуществляемые непосредственно работодателем, в порядке коллективно-трудовых соглашений и в порядке личной инициативы граждан путем личного страхования и участия в специальных накопительных системах.
Характерной особенностью коллективных частных систем социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а благодаря частной инициативе отдельных субъектов отношений в данной сфере, которые самостоятельно принимают на себя обязательства по финансированию и осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Сами граждане, кроме того, могут присоединиться к добровольным программам социальной защиты, предлагаемым им частным сектором.
Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:
• поощрительности —социальная поддержка отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов;
• заявительности — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
• патернализма, обозначающего государственную опеку по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.
7. Государственная система управления трудовыми ресурсами
Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной, судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-трудовые отношения, а также методы управления и механизм их использования
Ее задачами являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д.
В условиях современной России для сферы труда характерен переход от монополии государства в административном определении правил регулирования социально-трудовых отношений к их программно-нормативной регламентации на принципах демократизации и регионализации. Это означает установление при помощи нормативных актов (законов, указов, постановлений) границ, в рамках которых действуют субъекты социально-трудовых отношений. К таким нормативным актам относятся: основы законодательства о труде, пенсионное законодательство; закон об индексации доходов населения; закон о занятости; нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан (инвалидов, молодежи, матерей с детьми), профессиональных групп трудящихся и т.п.
Трудовой кодекс РФ регламентирует трудовое поведение в различных ситуациях (прием на работу, увольнение, охрана труда, компенсации работникам, отпуска и т.д.) представителей администрации, наемных работников, профсоюзов.
Программы подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального или межрегионального масштаба (например, Программа содействия занятости населения РФ, Программа поддержки малого предпринимательства), региональные (например, Программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера), отраслевые (например, Программа санации неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России), частные (например, программа развития самозанятости).
Информация о работе Основные направления политики государства в сфере управления трудовыми ресурсами