Основные положения о международно-правовом регулировании труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение механизма международно-правового регулирования труда. Для достижения указанной цели необходимо будет решить следующие задачи: рассмотреть основные положения о международно-правовом регулировании трудовых правоотношений и проанализировать способы обеспечения, надзора и контроля за соблюдением международных стандартов.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные положения о международно-правовом регулировании труда
1.1 Понятие, предмет и метод международно-правового регулирования трудовых правоотношений
1.2 Принципы международного трудового права
1.3 Субъекты международно-правового регулирования труда
1.4 Понятие и классификация источников международного трудового права.
Глава 2. Системы обеспечения реализации, надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда
2.1 Системы обеспечения реализации международных стандартов труда
2.2 Надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

правовые формы.docx

— 49.78 Кб (Скачать файл)

Вопросы, связанные с принудительным трудом, одни из самых первых, которые решались на международно-правового регулирования труда. Как подмечает Шестерякова И.В., начиная с 1815 г. в мире было заключено более трехсот международных актов, направленных на запрет рабства и принудительного труда. Запрету принудительного труда посвящены две конвенции и две рекомендации Международной организации труда, обязывающие государства упразднить применение принудительного и обязательного труда во всех его формах и проявлениях и предлагающие расценивать использование принудительного труда как уголовное правонарушение. В российском трудовом праве уточненное содержание принципа запрещения принудительного труда подробно раскрыто в ст. 4 ТК РФ.

Проблемой детского труда Международная организация труда начала заниматься с первой же сессии Международной конференции труда, состоявшейся в 1919 г., па которой были приняты Конвенция 1919 г. о минимальном возрасте для приема детей на работу в промышленности. И п Конвенция о ночном труде подростков в промышленности (№ 6). В России вопросов детского и подросткового труда касаются положения ст. 63 ТК РФ о возрасте, с которого допускается заключение трудового договора, и гл. 42 ТК РФ, касающаяся правового регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

Принцип запрещения дискриминации является проявлением такого общеправового принципа как справедливость. При этом под дискриминацией следует понимать, в соответствии с данным Алениной А.В. определением, всякое различие, недопущение, исключение или предпочтение, проводимое по признаку пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, возраста, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, отношению к религии и иным обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника. Международная организация труда закрепила принцип равной оплаты за равный труд еще в преамбуле к своему Уставу в 1919 г., затем в Филадельфийской декларации 1944 г. В Декларации Международной организации труда 2008 г. о социальной справедливости в целях справедливой глобализации отмечается, что для реализации программы достойного труда одной из стратегических целей является обеспечение тендерного равенства и запрета дискриминации.

К числу принципов международно-правового регулирования труда принято также относить и основные права трудящихся, которые нашли своё закрепление во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1973 г.). Подавляющее большинство из них на сегодня нашло отражение в ст. 2 ТК РФ.

Безусловно, положительным является факт, отмеченный Рощиным Б.С.: в настоящее время Российская Федерация ратифицировала все 8 Конвенций Международной организации труда, в которых получили нормативное развитие четыре основных принципа, провозглашенных в Декларации Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда». Однако, стоит отметить, что данные принципы должны не только максимально развиваться в национальном законодательстве, но и быть основой деятельности правоприменителя.

 

.3Субъекты международно-правового  регулирования труда

 

Ввиду комплексного характера международного публичного трудового права его субъекты объединяют в себе черты субъектов международного публичного права и трудового права.

Субъекты международного трудового права - это участники международно-правового регулирования труда, обладающие международными правами и обязанностями, которые они осуществляют на основе международных правовых актов.

Их можно разделить на две группы: международные организации и транснациональные корпорации. В свою очередь, международные организации подразделяются на международные правительственные и международные неправительственные организации. Такая классификация предложена Лютовым Н.Л. и Морозовым П.Е. и наиболее распространена в теории международного публичного права.

Международные правительственные организации представляют собой объединения государств на постоянной основе, которые создаются на базе учредительного документа либо международного соглашения для достижения следующих целей: решения определенных международных проблем; содействия всестороннему сотрудничеству. Специфику данных субъектов создает то обстоятельство, что их правосубъектность отличается от правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Все международные правительственные организации типологизируются на два вида - всемирные и региональные.

В системе всемирных организаций доминирующее положение, несомненно, занимают Организация Объединенных Наций и Международная организация труда. В свою очередь, к региональным международным правительственным организациям относят Совет Европы, Европейский Союз, Ассоциацию Стран Юго-Восточной Азии, Организацию Американских Государств, Организацию Африканского Единства, СНГ, ОБСЕ, НАФТА.

Международная неправительственная организация обладает рядом признаков, которые позволяют определить ее как особого субъекта международного права в целом, так и международного трудового права в частности: во-первых, она не учреждается на основании межправительственного соглашения; во-вторых, ее членами могут быть субъекты из разных стран как физические, таки юридические лица; в-третьих, необходимо признание хотя бы одним государством или наличие консультативного статуса в международных межправительственных организациях; и наконец, международная правосубъектность определена международным договором.

В систему всемирных организаций входят Международная конфедерация профсоюзов, Всемирная федерация профсоюзов, Глобальные профсоюзные федерации.

Под транснациональной корпорацией обычно понимают компанию, имеющую свои производственные мощности в нескольких государствах, то есть это корпорация, для которой важной является международная экономическая деятельность. При этом ООН дает свое определение: под ТНК понимается компания, которая включает в себя единицы в двух и более странах, оперирует в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику, и в которой отдельные единицы связаны посредством собственности.

Особое значение, на мой взгляд, в качестве субъекта международного трудового права имеет Международная организация труда, так как играет ключевую роль в регулировании социально-трудовых вопросов. Более того, акты, принятые в рамках Международной организации труда, образуют основной корпус международных стандартов труда, признанных современным мировым сообществом.

Международная организация труда была создана на основании Версальского мирного договора в 1919 г. как структурное подразделение Лиги Наций. В 1946 г. данная организация получила статус специализированного учреждения ООН, занимающегося регулированием трудовых отношений.

Так в соответствии со ст. 3 Филадельфийской декларации Международной организации труда 1944 г., задачей Международной организации труда является международное содействие программам, целью которых является следующее: полная занятость и повышение жизненного уровня; занятость трудящихся на таких работах, где они могут получить удовлетворение проявлением в полной мере своего мастерства и навыков и принести наибольший вклад в общее благосостояние; предоставление всем возможностей участвовать на равных началах в распределении плодов прогресса в области заработной платы и заработков, рабочего времени и прочих условий труда; эффективное признание права на коллективные переговоры; соответствующая защита жизни и здоровья трудящихся во всех видах занятий; социальное обеспечение детей и защита материнства; обеспечение соответствующего питания, жилищ и возможностей для отдыха и культуры; обеспечение равенства возможностей в области общего и профессионального образования.

В соответствии с Уставом Международной организации труда высшим исполнительным органом является Административный совет. Он состоит из представителей государственных органов 14-ти государств, входящих в Международную организацию труда, 14-ти представителей общегосударственных объединений работников этих стран и 14-ти представителей соответствующих общегосударственных объединений работодателей. Согласно ст. 14 Устава Международной организации труда, в задачи Совета входит принятие решений в отношении политики Международной организации труда, разработка повестки очередной сессии Международной Конференции Труда, бюджета Международной организации труда и др. Административный совет избирает также Генерального директора Международного бюро труда.

Административно-управленческой структурной единицей Международной организации труда служит Международное бюро труда. Совокупность региональных и местных отделений и бюро, объединенных в составе МБТ, осуществляет всю административную, исследовательскую, издательскую и прочую работу, входящую в компетенцию Международного бюро труда. В структуре Международной организация труда именно Международное бюро труда отвечает за большую часть предварительной работы по подготовке текстов конвенций и рекомендаций к принятию на очередной сессии Международной конференции труда.

В структуре Международной организации труда имеется также орган, осуществляющий судебные функции - Административный трибунал. Его нельзя назвать судебным органом, хотя он и призван выполнять своего рода судебные функции в сфере труда. Как отмечает Лукашук И.И., его компетенция распространяется исключительно на споры работников Международной организации труда и других международных организаций, признающих соответствующую компетенцию данного Трибунала, со своими работодателями.

Научно-аналитические, консультативно-информационные и образовательные функции, в соответствии с уставом Международной организации труда, реализуются Международным центром обучения в г. Турин, Международным институтом социально-трудовых исследований в г. Женева (Швейцария) и Мультидисциплинарными консультативными группами, деятельность которых направлена на помощь государствам, входящим в Международную организацию труда, при решении вопросов, связанных с ее деятельностью.

Анализ международных документов, в том числе Уставов ООН, МОТ, Филадельфийской декларации и других, позволяет сделать вывод о том, что именно Международная организация труда определяет основные направления международно-правового регулирования трудовых правоотношений.

 

.4Понятие и классификация  источников международного трудового  права

 

Одной из разновидностей защиты прав человека является международно-правовое регулирование условий труда и охраны законных прав работников посредством международных документов. Основополагающие нормы, направленные на реализацию и защиту трудовых прав человека, изложены в международных пактах о правах человека, в конвенциях Международной организации труда и других нормативных актах, которые составляют систему источников международного трудового права.

В теории существует довольно много определений источников международного регулирования трудовых правоотношений.

Так Лютов Н.Л. и Морозов П.Е. к источникам международного трудового права относят нормативные правовые акты, а также иные акты неиндивидуального характера, рассчитанные на неоднократное применение, регулирующие на международном уровне трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также национальное законодательство, регулирующее трудовые и тесно связанные с ними отношения, осложненные иностранным элементом.

В свою очередь Черняева Д.В. источниками международного публичного трудового права называет те из источников международного публичного права, которые в той или иной степени затрагивают социально-трудовые вопросы.

Орловский Ю.П. указывает, что источники международно-правового регулирования труда включают весьма разнообразные и разнородные элементы, прежде всего акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, и акты, принятые региональными организациями государств.

Из приведенных выше определений можно выделить ряд признаков, которыми обладают источники международно-правового регулирования труда. Во-первых, они имеют нормативный характер и нацелены на неоднократное применение, во-вторых, применяются по поводу социально-трудовых вопросов и направлены на трудовые правоотношения и непосредственно с ним связанные, в-третьих, это акты, принимаемые субъектами международного права и, наконец, они действуют, как правило, в отношении нескольких государств или имеют общемировой характер.

Источники международного трудового права весьма многообразны, поэтому существует и большое количество их классификаций. Причем, как справедливо указывают К. Н. Гусов и В. Н. Толкунова, было бы ошибочно настаивать на универсальности той или иной классификации. Любая классификация, если она опирается на существенный признак, может способствовать лучшему пониманию объекта исследования. Таким образом, источники международно-правового регулирования можно разбить на группы по нескольким основаниям, и наибольший интерес, на мой взгляд, представляют изложенные ниже.

По форме источники международного трудового права чрезвычайно разнообразны. Основной формой источников международного трудового права, как и впрочем, всего международного права, являются международные договоры, ратифицируемые национальными государствами. При этом их наименование может быть абсолютно различным: договоры, хартии, конвенции, пакты и т. д. Их признаком является то, что такие договоры заключаются между двумя или более государствами, либо государства принимают на себя обязательства по этим договорам посредством участия в международной организации, и такие договоры налагают юридические обязательства на государства, участвующие в договоре. Иную форму имеют императивные нормы обычного международного права или общепризнанные принципы и нормы международного права, как они именуются в Конституции РФ. Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение.

По сфере применения источники международно-правового регулирования принято разделять на универсальные и региональные. Традиционно универсальные акты издаются ООН и МОТ и могут применяться в отношении всех государств. Они, как правило, носят рекомендательный и декларативный характер. Применение региональных актов чаще связано с определенной территорией. Так, например, Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. имеет обязательный характер лишь для стран-членов СНГ.

Однако, наибольшее значение, как мне кажется, в системе источников международного трудового права имеют акты принимаемые Международной организацией труда. Согласно Уставу Международной организации труда одно из главных направлений деятельности этой организации - нормотворчество, то есть создание международных трудовых стандартов. Нормотворческая деятельность Международной организации труда заключается главным образом в принятии конвенций и рекомендаций.

Информация о работе Основные положения о международно-правовом регулировании труда